Столичная премьера драмы "Атлантида" Валентина Васяновича состоялась на 4-й Киевской неделе критики. Показ проходил 23 октября в зале "Гегемон" кинотеатра "Жовтень". После этого режиссер общался со зрителями и французским кинокритиком Оливье Пелиссоном, который присоединился к дискуссии через Zoom.
Лента рассказывает о Донбассе после освобождения от оккупантов. События разворачиваются в 2025 году, через год после окончания войны с Россией. Регион возвращен в состав Украины, но из-за экологической катастрофы его территории признаны непригодными для проживания. По сюжету, ветеран войны возвращается в родные места. Не хочет уезжать с малой родины.
Главные роли исполнили ветераны войны - бывший разведчик, сотрудник благотворительного фонда "Вернись живым" Андрей Рымарук, парамедик Людмила Билека и доброволец Василий Антоняк.
"Вы сценарист, режиссер, продюсер, оператор и монтажер фильма. Как смогли сделать все это?" - спрашивает Пелиссон.
"Это очень просто, - говорит Васянович. - Я иду интуитивным путем создания ленты. Для меня прежде всего важен не текст, а не драматургическая конструкция, а энергия кадра, места, фактур. И время, которое проплывает в кадре. Когда нахожу нужную локацию, у меня сразу появляются мысли о том, какие люди должны в ней жить. После этого строю мизансцену. В этот период мне трудно вербализовать свой замысел. Беру камеру в руки и ищу нужный кадр".
"У вас мощная эстетика фильма и работа с кадром. Как готовились к съемкам?"
"Мы ездили вместе с художником-постановщиком в разные локации. Делали фотографии. Искали, пока фото не станет картиной. Раскадровок не делали. Сразу искали место, туда интегрировали героев, придумывали мизансцену. Затем приглашали наших актеров и группу и проводили в отобранной локации много репетиций.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фильм "Атлантида" показал жизнь в Украине через пять лет
Для нас было важно, чтобы в фильме снимались не профессиональные актеры, а люди, которые были на войне. Чтобы они в этой локации выдали сцены, правдивые на сто процентов. Диалоги конструировали уже во время репетиций. Фактически я имел полностью готовый сценарий только тогда, когда снял кино".
"Как вам работалось с актерами. Как они вообще к вам пришли?"
"Актеров набрали случайно. Частично проводили поиск по "Фейсбуку". Нам советовали своих друзей, которые имеют боевой опыт. За три-четыре месяца кастинга нашли всех персонажей.
Главный герой Андрей Рымарук у нас появился потому, что я увидел его на видео моего копродюсера. Пригласил на пробы и понял, что он типажный, фактурный, органичен в кадре, не боится камеры, четко формулирует свое мнение.
Во второстепенных ролях также есть профессионалы, которых нам удалось найти. Например, в сцене осмотра разложившегося тела сыграл главный судмедэксперт города Днепр. В эпизоде массового раскопа снимался главный врач, судмедэксперт Мариуполя. Также были настоящие саперы. У нас все было по-настоящему. И среди этих людей есть очень естественные актеры".
"Интересно, как вам удалось совместить реалистичность - ужасные вещи, которые символизируют войну - но при этом еще и эстетическое построение, даже поэтическую канву".
"Я не думал об этом во время съемок. Просто брал камеру и искал нужный кадр интуитивно. Имел ряд творческих ограничений, которые я для себя придумал еще в предыдущем фильме. Хотел, чтобы картина была построена на статичных, многослойных общих планах. Потому что мне всегда интересен фон, на котором происходят события. Когда находил нужный план, ставил камеру перпендикулярно к объекту. В статике всегда спрятана мощная энергия. Это начало к какой-то трансформации, которая должна состояться или с объектом, или с героем".
"Это создает интересный опыт для зрителя во время просмотра. А когда в некоторых моментах камера двигается, мы физически ощущаем, что мы фактически у героя за плечами".
"Всегда стараюсь решить мизансцену на статике, но есть оправданная в определенных сценах подвижная камера. Например, когда главный герой попадает в дом, в котором жил когда-то, мы потихоньку открываем для себя всю это нежилую конструкцию, и это производит впечатление".
"У вас очень интересный способ использования длины планов. Вы экспериментируете с каждой последовательностью кадров, каждой сценой. Умеете таким образом передавать эмоцию".
"Да, умею. Но все эти эксперименты происходят во время бесконечного количества репетиций. Логика, которая отталкивается от локации, сама мне подсказывает, как должна развиваться мизансцена. Какую длину должны иметь планы. И какими микрособытиями надо насытить ткань кадра. Это все происходит благодаря репетициям и поиску на месте здесь и сейчас. Это и есть мой метод - если это можно так назвать".
"А как насчет названия?"
"Я имел в виду то, что Донбасс, где сейчас происходит война России с Украиной, когда-то был мощным регионом с развитой металлургией. Сейчас эта инфраструктура, большинство предприятий остановлены. Территория местами разрушена. Из процветающей части Украины мы можем получить в будущем нежилую территорию. Зону, похожую на Чернобыльскую, но гораздо большую по размеру. Поэтому назвал фильм "Атлантидой". Лента о земле, которая исчезла".
"Мне кажется, что этот фильм является вашим высказыванием о том, как вы видите 2025 год, который будет совсем скоро. Можно ли воспринимать так, что это ваш взгляд на то, как будет выглядеть эта земля?" - обращается к Васяновичу зрительница.
"Я хотел показать, чего боюсь. Я очень не хочу, чтобы так земля выглядела. Поэтому снял это кино. С другой стороны, я понимаю, что до 2025 года вряд ли нам удастся победить Россию в этой войне. Тем более после смены политического курса. Да, это действительно мое высказывание. Мое восприятие нашего будущего. Страхи, о которых я хотел поговорить со зрителем".
"У вас очень крутая геометрия в каждом кадре. И высокая насыщенность событиями в сценах. Чем вы вдохновлялись в художественном плане?" - спрашивает зритель.
"Ничем не вдохновлялся. Возможностью снимать кино - это дает больше всего энергии. Хотя, возможно, какие-то визуальные референсы есть. Например, директор меткомбината в эпизоде закрытия предприятия похож на Большого Брата, это сразу видно. Но когда пришла идея сделать такую мизансцену, я этого не понимал. Затем уже на плане во время съемки смотрю - йошкин кот, это почти цитата.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фильм о Донбассе будет бороться за "Оскар"
Моя стилистика - это длинные планы, статика кадра. Меня завораживало, когда снимаешь документалистику, включаешь камеру, и в какой-то момент, если повезло, перед камерой начинает разворачиваться настоящее кино. Такие подарки судьбы меня всегда делали счастливым. Возможно, поэтому я начал это делать, когда получил возможность самому конструировать подобные сцены уже в игровом кино".
"Атлантида" получила две награды национальной премии кинокритиков "Киноколо" - "лучший полнометражный игровой фильм" и "лучший режиссер". Вручение состоялось 22 октября на открытии нынешнего кинофестиваля "Киевская неделя критики".
Лента также победила на 76-м Венецианском кинофестивале в секции "Горизонты" и на 11-м Одесском кинофестивале в Международной программе. В течение года была показана более чем на 50 кинофорумах мира. Вошла в длинный список премии Европейской киноакадемии. Претендент от Украины на "Оскар".
В прокате с 5 ноября.
Комментарии