С 16 по 20 марта общественный телеканал UA: Культура покажет спецпроект в рамках партнерства с Международным фестивалем документального кино о правах человека Docudays UA.
Из-за карантина само мероприятие отложили на вторую половину апреля.
Ежедневно в 21:25 состоятся телепремьера документалок украинских режиссеров. Сразу после показа в 22:30 сценарист и режиссер Дмитрий Сухолиткий-Собчук будет обсуждать каждую ленту с ее создателем.
16 марта - "Явных проявлений нет", реж. Алина Горлова.
В 2018-м лента получила четыре награды Docudays UA.
"Главная героиня Оксана служила медсестрой в Донбассе. Вернуться с фронта было для нее ничем не легче, чем ехать туда, - рассказывает Алина Горлова. - Корит себя за то, что на ее глазах взорвалась боевая подруга. Хоронили в закрытом гробу. Оксана уволилась из армии, проходит реабилитацию в санатории в киевской Пуще-Водице. У людей, которые возвращаются с войны, может не быть никаких физических травм. Но внутри - полное разрушение. Врачи этого не замечают. Говорят: "Явных проявлений нет. Руки-ноги целы - иди воюй дальше.
В общем современное фестивальное документальное кино имеет мало шансов охватить большую аудиторию. Но мне кажется, что тема, затронутая в фильме "Явных проявлений нет", актуальна в обществе и именно для людей, которые обычно не посещают кинофестивалей ".
17 марта - "Dixie Land", реж. Роман Бондарчук.
Dixie Land - название детского джазового оркестра. В Херсоне его создал Семен Рывкин после Второй мировой. Привлекал бездомных, репетировали в подвалах Дома Пионеров. Лента рассказывает о современной жизни Dixie Land. Окркестр существует и поныне, пережив своего основателя. В 2017-м фильм Бондарчука получил "Золотого Дюка" Одесского кинофестиваля как лучшая украинская полнометражная картина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Чума" Альбера Камю и другие книги, которые идут на ура у читателей на карантине
18 марта - "Божественные", реж. Роман Бордун.
Герои фильма - современные киевляне, одесситы, львовяне. Их реальность многослойная и неприкрашенная, лишена однозначных абсолютных трактовок добра и зла, гуманности и жестокости, милосердия и равнодушия. Режиссер наблюдает за реальностью и не дает оценки действительности. Ситуации похожи на временные Instagram Stories, которые в клиповом порядке меняются, напоминая зрителю о мгновение текущего времени и его бешеного ритма.
"Божественные" - полнометражный дебют фотодокументалиста Романа Бордуна. Национальная премьера состоялась 27 марта в рамках XVI фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA, - писал о фильме кинокритик Дмитрий Десятерик в конце 2019 года. - К сожалению, работа Бордуна осталась без наград, что несправедливо. У Романа получилось замечательное исследование связи человека с пространством его обитания, а также - стереотипов, которые украинцы разделяют о самих себе, такая антропологическая мозаика без главных героев или даже целостного сюжета, но полна визуальной энергии, точной иронии и неявных смыслов ".
19 марта - "Серые кони", реж. Николай Ридный.
В основе фильма - протоколы допросов и истории родственников украинского анархиста Ивана Крупского - прадеда Николая Ридного. На примере жизни главного героя режиссер проводит параллели между историческими и современными реалиями: анархизм, участие в боевых действиях, студенческом и рабочем движении.
20 марта - "История Зимнего сада", реж. Семен Мозговой.
"Валентина Николаевна впервые пришла в оранжерею на столичной ВДНХ в восьмом классе. Увидела там женщину. Подумала:" Я тоже хочу здесь работать ". И осталась в зимнем саду на 45 лет. 18 лет не ходила в отпуск, по ночам топила печи, чтобы растения не замерзли. Дома просыпалась в два ночи - звонила и проверяла печников, - рассказывает о главной героине своей ленты Семен Мозговой. - Как-то к Ворониной пришел священник и сказал, что ее сад - проекция Украины. Если здесь плохо, то и в стране тоже. Валентина Николаевна чувствует ответственность, том не может уйти на пенсию. На следующий день после первой записи она позвонила. Сказала, что больше не работает. Руководство ВДНХ тогда избалялось от пенсионеров. Ее уволили, потому что всех достала - критиковала, не доверяла. Над каждым стояла и указывала, скажем, как окапывать дерево. Была охвачена жаждой власти. Хотя у нее не было подчиненных.
Ворониной дали месяц на передачу дел младшей Валентине. И она выезжала месяца три. И позже приходила под предлогом, не вывезла всех вещей. Ходила по оранжерее и жаловалась, как все пришло в упадок, засохло. Пока опять не произошел какой-то конфликт и руководство приказало совсем ее не пускать ".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Виртуальные туры по музеям мира разнообразят дни в карантине
Вторая неделя спецпроекта "DOCU / дня на UA: Культура" будет посвящена правозащитной тематике фестиваля Docudays UA. 23-27 марта покажут интервью с правозащитниками и режиссерами премьер этого года.
Комментарии