Ексклюзивы
четверг, 31 января 2019 14:57

Белорусский рокер вынужденно спел "Русскую песню"

Белорусский рокер вынужденно спел "Русскую песню"
Белорусский рокер Лявон Вольский (слева) выступает в составе одного из своих проектов "Крамбамбуля". www.facebook.com/LavonVolski

Большая часть Беларуси живет в чужом медиапространстве. Интересуется больше романами Пугачевой и Киркорова, чем событиями в своей стране.
Так считает белорусский рок-музыкант Лявон Вольский.
Презентовал клип "Русская песня". На видео мужчина средних лет, не выдержав потока российско-советского контента, стреляет в телевизор из револьвера.
"Песню написал в 2013 году, еще до начала событий в Украине. В Беларуси с тех пор в отличие от соседей ничего не изменилось", - добавляет музыкант.


Россия пытается втянуть Беларусь в новое Союзное государство. Кроме реакции рок-музыкантов, в новом романе "Собаки Европы" минский писатель Ольгерд Бахаревич описывает возможную жизнь в подобном гособразовании. В то же время нам в Киеве кажется, что таким будущим соседней страны больше озабочены украинцы, литовцы, поляки, только не сами белорусы. Это следствие выхолощенности национального медиапространства? - Gazeta.ua спрашивает белорусского культуролога Максима Жбанкова.

- Эта асимметрия в культурном, медийном, образовательном плане, где национальный язык играет не первую роль и является чем-то второстепенным, появилась не сегодня и не вчера.
Продолжение советской традиции - лелеять контролируемые ориентированое на Россию мышление. Средний белорус должен думать, что все лучшее в Москве, а мы провинция.
Даже в официально независимой Беларуси 90% контента телеканалов, радиостанций выступления официальных лиц на русском.

Все, что сейчас происходит в пределах независимой культуры - попытка этот перекос хотя бы немного исправить.
И это довольно трудно. Потому что есть сильная инерция, поддерживаемая нынешним состоянием культурной среды и медийного пространства. Поэтому творчество Лявона Вольского, Ольгерда Бахаревича материалы независимых СМИ - это все же работа в очень узком секторе. Не имеют большого влияния на массовое сознание граждан РБ. Обычный белорус в маршрутке слышит радио-шансон, по ТВ наслаждается российскими сериалами. Крупнейшие концертные площадки страны оккупировал Стас Михайлов.
То есть белорусскоязычная культура держится на энтузиастах?
- Да. Например, более 20 лет действует образовательная инициатива, на которую обращает внимание официальный Минск - Белорусский коллегиум. Учреждение почти партизанское . Постоянного места занятий нет. Хотя на лекции приезжают, в частности, преподаватели Варшавского и Львовского университетов.
Создается впечатление, что белорусские государственные СМИ в один голос подпевают Москве.

- Это упрощенное представление о нашей стране. Не всегда сообщение белорусских медийщиков - полное отражение того, что производят в России. Александр Лукашенко может спокойно говорить, что для него большая ценность - независимость Беларуси. Публично не соглашаться с Путиным.
Что касается языка, то он не является единственным и главным фактором нашей идентичности. Русскоязычных белорусских патриотов я знаю много, и это не парадокс.
Более того, в интеллектуальной среде, например, руководитель еще одной независимой образовательной инициативы "Летучий университет" философ Владимир Мацкевич умеет спокойно энергетически мощно говорить на русском. Исходит из идеи многоязычия нашей нации, которая всегда существовала на пограничье, пересечении культур.
Ну что делать, если население у нас в основном не владеет белорусским. Приходить с этим языком к людям не эффективно. Надо использовать средства, которые работают, а не носиться с романтическими представлениями о возможной нации. Главное - быть услышанным и понятым.
Лявон Вольский едва ли не впервые спел на русском. Ольгерд Бахаревич издает авторизованные переводы свои книг. Сейчас готовит "Собаки Европы".


В Минске создается впечатление, что столица Беларуси живет по примеру Москвы - ностальгией по СССР. По крайней мере такие голоса громче звучат в СМИ.
- Не соглашусь лишь отчасти. Безусловно, принадлежность в прошлом к ​​великой империи с ее победами в спорте, культуре до сих пор греет наших граждан.
Есть стремление быть частью большой силы.
Но это нельзя объяснять только ностальгическими квазисоветскими представлениями.
Я бы скорее говорил о недостатке возможностей для частной инициативы. Невозможность быть дизайнером своей судьбы, профессиональной реализации, досталась Беларуси от СССР. Потому что во многих сферах жизни преобладает государственная собственность.
Сектор независимого существования в Беларуси очень узкий. Граждане с амбициями эмигрируют. Или наоборот, такое положение вещей порождает тактику конформизма.
Мы до сих пор имеем фактически советскую колониальную власть и соответственно большое количество приспособленцев, которые видят для себя перспективу не в противостоянии, ментальном соревновании, восстановлении личной свободы, а в поисках удобного места в существующей системе.

Теоретически Лявон Вольский может получить разрешение на концерт в большом зале, занятой сейчас Филиппом Киркоровым и другими московскими гастролерами?

- Раз в год могут дать, чтобы показать: вот нет у нас запрещенных рокеров. Такие вещи могут возникать на уровне тихих договоренностей с властью. Когда Сергей Михалок з проектом Brutto пел партизанские антисистемные песни на его концерты приходила молодежь с национальными бело-красно-белыми флагами. На входе в зал команда музыканта меняла национальную символику на черные флаги с надписью Brutto. Затем возвращали. Концерт власти разрешили при условии, что никакой политики не будет.
Действительно остром автору Дворец Спорта не светит. Например, постоянный концертная площадка Зьмицера Вайцюшкевича - Дворец культуры глухонемых.

Это такая хитрая игра, лицемерная позиция власти, что национального независимого немножко можно, но так нет.
В финале клипа "Русская песня" герой стреляет в телевизор, транслирующий программы из Москвы.
В обществе действительно растет агрессия против российского медианасилия. Может ли это о решимости белорусов отстаивать свою землю с оружием в руках?
- Не чувствую таких настроений. Официальный Минск очень часто в своих медиа использует однозначные образы врага. Эту стилистику подхватывают и альтернативные художники.
Вольский как художник, артист, шоумен со специфическим чувством юмора знает язык простых эффектов, для достижения быстрого эмоционального резонанса. В каком-то смысле это банально - стрелять в телевизор, видели это еще в панков 1970-х.

На "Радио свободы" в Лявона Вольского есть постоянная рубрика "Савка и Гришка", где в сатирических куплетах музыкант от имени этих двух своих персонажей-антагонистов комментирует события в стране. По вашему мнению, в Беларуси кого больше - Савок или Гришок?
- Сначала надо объяснить украинским читателям, что собой представляют оба персонажа.
У нас есть народная песня о двух приятеля:
Саўка ды Грышка ладзілі дуду -
Павесяліцца ды прагнаць нуду.
В Лявона Савка и Гришка это ролевые персонажи, которые в режиме быстрого реагирования выражают точку зрения ярого лукашиста и сознательного белоруса на последние новости.
В какой-то мере иллюстрируют реально разделение, которое существует в нашем обществе, инь и янь белорусской души. Один поддерживает во всем "батьку", второй скептик. Это сознательное обострение конфликтности, которая в действительности не существует. Потому что, повторюсь, из-за многоязычия нашей пограничной нации, которая сформировалась на культурном перекрестке, в каждом белорусу живет и Савка, и Гришка, и Вольский, и Лукашенко. Эта полифония порождает много внутренних противоречий. Мы страна уснувшего движения. Сосед Россия валит неизвестно куда. В Украине происходят интересные непростые процессы. Польша, Литва тоже двигаются, а мы застыли в реальности с колониальной администрацией сверху.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Группа "Гайдамаки" сделала клип к фильму "Крути 1918"

Проект белорусского рок-музыканта Лявона Вольского "Савка и Гришкп" выходит еженедельно на странице "Радио свобода" с 2010 года.
Героями являются Григорий Брониславович Глик (Рыгор Браніслававіч Глык) - оппозиционер со стажем, националист, и Савелий Петрович Пстричко (Савелій Пятровіч Пстрычка) - представитель мелкой номенклатуры, говорит на трасянке - белорусском суржике.
Крайний выпуск программы был посвящен слухам о возможном вхождении Беларуси в состав Российской Федерации.

"Саўка ды Грышка пра "рускі рай"
Вот бы ў Расію скарэй нам вайці,
Сразу зарплата ў нас будзе расьці.
Забяры ты нас, Пуцін, к сабе скарэй,
Стаім мы ужэ окала тваіх дзьвярэй.
Грышка:
Гэй, ліцьвіны, Бог нам радзіць,
Чулі мы здавён.
Хто нас кіне, хто нам здрадзіць,
Шлем таму праклён.
Хай Расея пастку ставіць,
Хай шыпіць зьмяя.
Не скарайся, не здавайся,
Беларусь мая.
Саўка:
Пуцін, вазьмі нас скарэе к сібе,
Можэт, пайду я служыць в ФСБ.
І ўсяго будзе многа тагда ў нас,
Бо сразу стануць нашымі і нефць, і газ.
Грышка:
Вы ня думайце, што будзе
Вельмі проста жыць.
Будуць-будуць нашы людзі
Ў Сірыі служыць.
Бо ня спыніцца крамлёўскі
Правадыр-маньяк.
Не служы ў расейскім войску,
Беларусь мая!
Саўка:
Пуцін, давай, нас скарэй забірай,
Очэнь уж хочацца ў рускі твой рай!
Грышка:
Затлуміла людзям голаў
Тэлевізія.
Зноў цябе пакінуць голай,
Беларусь мая.

Сейчас вы читаете новость «Белорусский рокер вынужденно спел "Русскую песню"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі