В городах, которыми путешествует фестиваль "З країни в Україну", говорят: если бы здесь организовывали события такого уровня за последние 20 лет, не было бы нужды в военных. О том, как развивается фестивальная культура в Украине и проникает ли она дальше мегаполисов, рассказал Gazeta.ua основатель фестиваля "З країни в Україну", один из организаторов Alfa Jazz Fest, музыкант Денис Блощинский.
Есть много громких культурных событий. Доходят ли они до небольших городов?
- Культурное пространство распределено неравномерно. В небольших городах с этим проблема. Мы подумали, что можем сделать?
Первый этап - привезти проекты, концерты, лекции, фотовыставки и мастер-классы оттуда, где этого много. Такое мы делали в первые 2 года фестиваля "З країни в Україну".
Второй этап - донести в эти города не готовый продукт, а способ - как сделать. Перезнакомить художников, общественных активистов, потому что они разрознены. Тогда выйдем на третий этап, когда маленьким городам в культурном плане будет что экспортировать на всю страну.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Часть села, где живут переселенцы называют Бандер Штрассе"
Есть примеры, когда небольшой город превратился в культурный центр?
- В Украине пока нет. А в Европе их много. В Польше, Франции, Великобритании есть бывшие шахтерские города, где проводят театральные, танцевальные фестивали, устраивают ИТ-хабы и тому подобное. Промышленные зоны переоборудуют под художественные, фестивальные пространства.
В Украине это только начинается. Этого не случится ни за год, 2 или 3.
Фестиваль "З країни в Україну" создан силами двух команд - киевской и местной. В прошлом году мы все привозили , а из местных привлекали 10-15 волонтеров. Теперь имеем мощные команды организаторов в разных городах. Мы только помогаем им, дополняем.
К вам обращались местные активисты, что хотят приобщить свой город к фестивалю?
- Чтобы была инициатива, нужна инициативная группа. Для этого надо объединить активистов и волонтеров. Для нас было важно найти точку входа в каждый город. За 2 года работы на Востоке поняли, что бросить клич среди волонтеров "Эй, кто с нами" - не сработает. В каждом городе собирали лучших активистов, которые пытаются что-то делать в городе, делились с ними организаторским, деловым опытом. Люди начали объединяться в команды. Затем мы отбирали команду, которая в итоге организовала фест.
Почувствовав, как работает кухня фестиваля, они потом будут делать свои проекты.
В небольших городах есть много талантливых организаторов, инициативных людей, но им не хватает уверенности и знаний. По жизни они уверены. А когда возникает большой проект, у них появляются сомнения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Оккупация Донецка - это плохо. Но Константиновка от этого выиграла"
Фестиваль в Киеве и в маленьком городе. В чем отличие?
- Разница не в пользу крупных городов. Знаете, как воспринимали львовяне Alfa Jazz Fest в первый год? Говорили: "В нашем городе более сотни фестивалей в год. Зачем еще один джазовый?" А теперь говорят: "Вот у нас во Львове есть Alfa Jazz Fest". Этого совсем нет в маленьких городах.
Когда стал организовывать события в небольших городах, научился терпимости, стал больше доверять людям. После 2 лет работы на Востоке понял: ошибки - это самый быстрый инструмент обучения.
На каком этапе развития фестивальная культура в Украине?
- Она появилась 2-3 года назад. Раньше были фестивали, но не было культуры. Было 6 больших рок-фестивалей, несколько театральных и девять джазовых. Но это были события, привязанные к жанру, городу.
Зарождение фестивальной культуры в Киеве можно увидеть на примере фестивалей уличной еды, барахолок. Они начинают обрастать традициями, производить собственные стандарты. Эти проекты стали жить не за счет спонсоров, а за свой счет. А это уже показатель креативной экономики. Это бизнес нового поколения.
Запрос общества на хороший отдых, качественную музыку и вкусную пищу сложнее понять, чем запрос на вещи. Удовлетворить - еще труднее. Для этого и появляются культурные события, коворкинги, ИТ-хабы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "На Донбассе люди до сих пор смотрят российские каналы" - историк
Изменился ли вкус украинцев на культурные события?
- Треть или даже половина культурных событий в промышленных городах - это "совкопраздники" с попсовыми певцами, шароварщиной и другими артефактами. Пока горожанам все равно, на что ходить. Они культурно голодные. Только когда мы утолим этот голод и дадим людям выбирать из 5-6 культурных мероприятий, тогда сможем говорить о формировании вкуса. Тогда какой-нибудь Алене Апиной будет нелегко набрать зал в Чигирине, Кривом Роге или Константиновке.
Комментарии