Сегодняшний курс гривны можно удержать лишь драконовскими методами - снижением заработной платы чиновникам, увольнением десятков тысяч милиционеров. Но самое главное: на несколько лет отказаться от любых социальных инициатив.
О валютной ситуации в Украине Gazeta.ua рассказал львовский экономист, доктор экономических наук Виктор Шевчук.
Что стало основной причиной роста курса доллара?
Как признал директор департамента анализа и прогнозирования денежно-кредитного рынка НБУ Сергей Кораблин, 31 августа НБУ провел первый тендер на выдачу долгосрочного рефинансирования в год - на 3,8 млрд грн. В понедельник, 3 сентября, эти деньги были выданы, а уже на следующий день часть этих средств была использована для покупки долларов, хотя ожидалось, что "все деньги пойдут в экономику". Такое объяснение выглядит правдиво и становится еще более реалистичным, если сделать несколько уточнений.
Во-первых, вместо "в экономику" деньги скорее должны были пойти для "наполнения бюджета". Выдача рефинансирования вполне обоснованно могла восприниматься как своеобразный "выстрел стартового пистолета" об открытии денежных "закромов" НБУ для обеспечения предвыборных "социальных инициатив". Покупка долларов - это очень рациональная реакция на такие действия. Подобное наблюдалось осенью 2004 года, когда в октябре ни с того, ни с сего "пропал" доллар, а комментировали эти события все те же должностные лица, что и сегодня. Наученные прошлым опытом, банкиры сразу же бросились покупать доллар.
Во-вторых, для правительства безусловно выгодна некоторая девальвация гривны, но без "обвала". Это позволяет более выгодно обменять одолженные у Китая несколько миллиардов долларов на гривны, которые становятся уместными накануне выборов в Верховную Раду. Это так же касается всех участников предвыборной гонки, которых ожидают расходов на доверенных лиц, бензина для поездок по селам, ремонта дорог, "улучшения" работы школ, культовых учреждений, спортивных коллективов.
В-третьих, уже стало общеукраинской традицией, что осенью "вместе с листьями опадает гривна", как это еще в конце 1990-х годов отметил Виктор Пинзеник. Объяснением служит заинтересованность зернотрейдеров и металлургов в выгодном обменном курсе при выполнении экспортных контрактов. Придет весна и появится заинтересованность в "прочной" гривне, но осенью бал правит "слабая" гривна.
В-четвертых, ощущение "второй волны" кризисных явлений не может не настораживать практически всех - от "генералов" бизнеса до простых граждан, а оказаться в роли вкладчика банка "Надра" образца осени 2008-го не хочется никому. Купить доллар и переждать выборы - это выглядит не самой большой потерей. Если до апреля-мая следующего года ничего не произойдет, то деньги можно будет вернуть на счета, не исключено - гривневые (потери составят проценты за каких-то 9 месяцев). Но если что-то случится, и гривну таки "расшатают", то можно будет "пить шампанское" и радоваться собственной предусмотрительности. Наконец, в Украине сегодня наблюдается столь неблагоприятное сочетание макроэкономических показателей (отрицательное сальдо экспорта-импорта, высокий дефицит бюджета, недостаточные валютные резервы, трудности с получением внешнего финансирования, замедление динамики ВВП), в стабильность гривни может безоговорочно поверить только безнадежный мечтатель .
Что будет дальше с валютой и гривней?
Будет девальвация денежной единицы до 10-12 грн за доллар, скорее всего сразу же после завершения выборов в Верховную Раду. Удержать курс на нынешнем уровне можно, но с помощью ряда таких драконовских мер, которые украинская власть вряд ли переживет: снижение заработной платы на 25% всем работающим в государственном секторе, включая высокопоставленным персонам самого высокого уровня, сокращения работников милиции на 50-70 тысяч, чиновников - на 30-35%, введение настоящих (не бутафорских) налогов на недвижимость (от 1 до 5% от рыночной стоимости объекта), дорогие автомобили, яхты, самолеты, отказ от государственного финансирования обучения на "престижных" специальностях в вузах. Такие действия хорошо зарекомендовали себя в странах Балтии в 2008-2010 гг и позволили все-таки сохранить денежную стабильность, хотя осенью 2008-го в это верил лишь каждый сотый экономист.
Что должна делать власть, чтобы остановить обесценивание гривни?
Во-первых, отказаться от каких-либо "социальных инициатив" - немедленно. Возможности для повышения жизненного уровня появятся не раньше, чем через 5-6 лет, когда экономики "выветрят" последствия кредитного бума 2007-2008 годов и эйфории правительственных заимствований образца 2009-2012 годов.
Во-вторых, прекратить занимать деньги у китайцев, что провоцирует ожидания будущих проблем и желание защититься от этого посредством приобретения иностранной валюты.
В-третьих, нужно начать безальтернативное в условиях спада мировой экономики сокращение правительственных расходов и увеличение налоговой нагрузки на всех тех, кто входит в 10% самых богатых украинцев. Слово "оффшор" должно стать для бизнесменов всех уровней намного страшнее, чем слово "оппозиция".
Наконец, надо ввести или по-настоящему фиксированный курс, как в странах Балтии или Болгарии, или перейти к каноническому плавающему курсу, как в Польше. Нынешняя "промежуточная" система, когда каждый период "стабильности" рано или поздно сменяется периодом девальвационной "коррекции" обменного курса, провоцирует такую ??защитную реакцию участников рынка, которую мы имели возможность наблюдать на прошлой неделе.
Что делать людям со своими сбережениями?
Лучше покупать земельные участки площадью 0,5-1 га в местах, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства, запасаться посевным материалом, элитным скотом, современной сельскохозяйственной техникой. Кто любит острые ощущения, можно оставить средства в банках с иностранным капиталом или купить правительственные валютные облигации под 9% годовых.
После очередной "коррекции" обменного курса наконец станет целесообразным приобретение участка под жилищное строительство или даже приличного помещения в многоэтажке (отечественное жилье не может стоить в среднем более 500 долларов за квадратный метр). В целом деньги потребуются для поиска более или менее надежного места работы.
Комментарии
27