Ексклюзивы
среда, 24 марта 2021 09:55

Спиртосодержащий бензин опубликовали результаты проверки альтернативного топлива

Спиртосодержащий бензин опубликовали результаты проверки альтернативного топлива
Чи шкодить спиртове паливо двигунам Фото: autonews

На альтернативные виды топлива или, как называют их в народе "спиртовые" бензины, еще несколько лет назад возлагали большие перспективы. Премиальные сети вводили у себя эти позиции, в частности, WOG. "Первопроходцами" в этом сегменте стала сеть автозаправочных комплексов БРСМ-НАФТА. Причина была проста - автолюбители всегда хотят экономить. Разница достигала четырех и более гривен на литре. Но с годами этот вид альтернативного топлива "не взлетел" - в основном из-за дефицита сырья и небольшого спроса многие сети отказались от продвижения такого продукта, говорится в материале topgir.com.ua.

Сейчас интерес к такому виду бензина снова вырос интерес. Основная причина - рост цен на "традиционный" бензин и общее обеднение населения. Сейчас разница в цене между "спиртовым" и обычным бензином может достигать и 8 гривен на литре. Это и стало поводом исследовать этот вопрос в столичном Институте потребительских экспертиз.

Подобное топливо эксперты обнаружили только в четырех сетях - БРСМ-Нафта, Авиас, Моttо и региональной сети BVS. Половина образцов оказались не "спиртовым" топливом, а какой-то смесью.

Сколько спирта?

Многие автомобилисты с недоверием относятся к биотопливу, мол, спирт - "это же вода". Этот стереотип не совсем соответствует действительности. В бензин добавляют непищевой спирт, а неочищенный, с большим количеством сивушных масел, обезвоженный и денатурированный бензином.

"Это специальный технический спирт. Если топливо сделано по всем нормам и соответствует нормативам ДСТУ, этим топливом можно заправлять любой автомобиль и не беспокоиться, что он может сломаться", - говорит директор Института потребительских экспертиз Юрий Чернобривец.

Лабораторные испытания начались с главного - с определения объемной доли спиртов, величина которой и обусловливает основные свойства спиртового топлива. Надо отметить, что спиртовое топливо делится на две категории - автобензин с содержанием биоэтанола не менее 30% относится к альтернативным топливам, если биоэтанола менее 30% - не является альтернативным, а относятся к спиртовым по маркам Е5, Е7, Е10 (согласно Технического регламента ) и эти марки бензинов нельзя путать с альтернативными топливами - они выпускаются по разным нормативным документам!

По итогам лабораторных испытаний, только образец, приобретенный на АЗК БРСМ-Нафта оказался альтернативными, с содержанием этанола 30,7 процента. Менее 30 процентов обнаружено в образце Моttо, а в образцах с заправок Авиас и BVS этанола и вовсе почти не оказалось! Из чего же сделаны эти смеси, показали дальнейшее изучение состава.

Проверка октана

Обычно у альтернативных топлив присутствует изрядный запас по этому параметру. В этот раз этот показатель оказался высоким не у всех, хотя и нарушений не было обнаружено.

Этот показатель характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу. Самый высокий запас прочности оказался у топлива А-95Е Premium+ от сети БРСМ-нафта — 98 единиц! А вот Авиас, Мотто и BVS ограничились попаданием в норматив — 95,7, 96 и 95 единиц соответственно.

"При сгорании топлива выделяется избыточная энергия, когда сжигается бензин энергия переходит в тепловую энергию. КПД двигателя падает. Когда сжигается этанол, температура ниже и КПД двигателя увеличивается. Даже сокращается расход топлива. Так работают современные двигатели. Если мы поездим на европейских и американских двигателях увидим, что сама технология уже обязывает нас использовать такое топливо", — прокомментировал Евгений Лукашевич, основатель ЧОА "Украинская технологическая компания".

Бензол и ароматика

Как известно, бензол и ароматические углеводороды это вещества, которые могут нанести вред топливной системе и привести к ее преждевременному износу. Кроме того, не испаряясь целиком, бензол смывает масляную пленку в моторе, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. Ну и конечно, они наносят вред окружающей среде.

Однако без ароматических углеводородов невозможно производить качественный бензин, поскольку ароматика — это процессы вторичной переработки нефти, которые дают высокооктановый компонент. Отрицательные стороны, это негативное влияние на окружающую среду, поэтому содержание этих компонентов ограничивают в нормативных документах. В альтернативных бензинах за счёт 30-процентного содержания биоэтанола, содержание ароматических углеводородов можно сократить, так как спирт имеет большое октановое число. "Первое преимущество альтернативного топлива — энергетическая безопасность. Второе — здоровье людей. Добавление этанола в бензин повышает качество топлива с точки зрения выхлопа продуктов, сокращается выброс диоксинов и канцерогенов. Третье — при производстве биоэтанола производятся корма, это продовольственная безопасность. Четвертая — перспективы наращивания производства сырья: кукурузы, пшеницы, буряка", — говорит Евгений Лукашевич.

Спиртовые бензины производятся по ТУ, поэтому производитель сам определяет граничные количества этих веществ, например, того же бензола. Поэтому оценивали по фактическому содержанию, с оглядкой на ДСТУ для улучшенного "девяносто пятого", который не допускает содержание бензола больше 1%. Практическое отсутствие этого вредного вещества (0,23%) оказалось в образце БРСМ-нафта. Отличный результат! А вот у коллег не все так радужно. У Авиас содержание бензола 1,2 %, что превышает требования ДСТУ, а у BVS и вовсе 2,6 %. Такое количество уже может нанести серьезный вред двигателю.

Коррозия не пройдет

Одним из самых важных эксплуатационных показателей спиртового топлива является коррозионная активность. Дело в том, что спирт является сильным растворителем и разъедает резиновые и пластиковые детали топливной системы. Чтобы этого избежать, в состав биотоплива нужно вводить специальную присадку, повышающую значение кислотного параметра pH. В целом, этот показатель должен быть от 6 до 9 единиц. Все участники справились с этим тестом, а самое высокое значение (7,4 единицы) было обнаружено в пробе топлива А-95Е Premium+ от сети БРСМ-нафта. Такие показатели говорят о том, что по своим антикоррозионным свойствам спиртовой бензин практически не отличается от обычного бензина и является безвредным для резинотехнических деталей двигателя.

Объёмная часть эфиров

После того, как в лаборатории определили, что два образца (Авиас и BVS), не являются "спиртовыми", был проверен уровень содержания эфиров, кислородсодержащих присадок. Анализ показал, что топливо из этих двух сетей состоит из соответственно 15 и 20,6 процентов этого компонента. Добавление такого количества кислородсодержащих компонентов приводит к ухудшению теплотворной способности топлива, что приведет в конечном итоге к замедленной динамике авто и большему расходу топлива.

Итоги и мировой опыт

Результаты показали, что заправляться "спиртовым" или "альтернативным" бензином без риска для собственного автомобиля можно и нужно. Важно внимательно подходить к выбору продавцов такого топлива. Ведь производят его самостоятельно, и понять, из чего оно состоит, можно только лабораторным путём. Если же надежный продавец найден, за качество бензина, расход топлива и состояние автомобиля можно не беспокоиться.

"Спиртовой бензин, как известно, имеет определенные моющие свойства. С первыми заморозками у меня этой проблемы словно не бывало: никаких дабл стартов, всё в порядке. Лёгкий всегда надёжный пуск даже в морозную погоду, лёгкая нормальная работа двигателя. На сервисе смотрели свечи, состояние фильтров — всё гораздо лучше, чем при использовании обычного бензина", — рассказывает автоэксперт, замредактора журнала "За рулём" Ярослав Масковка, который уже 3 года заправляется "спиртовым бензином".


Раз у альтернативного топлива столько преимуществ, почему оно до сих пор не стало лидером продаж в Украине? Эксперты называют несколько причин: не все водители о нём знают, не во всех розничных сетях его можно купить. Кроме того, биоэтанол в нашей стране стал страшилкой и окутан мифами. А пока на украинском рынке продолжают дебаты о том, вреден ли он или полезен, мир давно ушёл вперёд. В Бразилии 50% авто ездят на чистом биоэтаноле, остальные — имеют 27%. Вся Европа добавляет уже добавляет в бензин 10% спирта и намерена увеличить содержание до 14% в 2030 году. Китай остановил дотации в производство электрокаров и закупил у Украины 6 млн тонн кукурузы для собственного производства биоэтанола. Для этих целей в КНР построили самый большой в мире биоэтанольный завод в мире. Страна третья после США и Бразилии по объемам производства и потребления биоэтанола.

"Только в Украине эта история интенсивно блокируется фейками и разными глупостями о том, что биоэтанол это плохо. 85% европейского бензина — бензин с добавлением биоэтанола. Бразильцы ещё в 1976 году, когда все двигатели были на карбюраторах, ввели обязательное добавление 11%. Как результат с 1976 по 2000 годы только на импорте нефти они сэкономили больше 90 млрд долларов. Для Украины это золотое дно", — говорит Тарас Николаенко, исполнительный директор Украинской ассоциации производителей биоэтанола.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В каком случае водитель не должен пропускать пешехода - появилось разъяснение Верховного суда

73-летний киевлянин Эдуард Рудик производит дешевые автомобили из стеклопластика. Пенсионер уже собрал 19 машин, некоторые из них оборудовал электродвигателями. Такой мини-автомобиль может позволить себе чуть ли не каждый, ведь цена составляет всего 18 тысяч гривен.

Сейчас вы читаете новость «Спиртосодержащий бензин опубликовали результаты проверки альтернативного топлива». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі