Александр Гончаров
При технической поддержке Агентства по международному развитию США ( USAID ) возглавил группу отечественных экспертов по созданию саморегулируемой организации " Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса" и стал ее первым генеральным директором. В качестве эксперта активно участвовал в создании Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев . Вошел в первый состав консультационно - экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Автор более сотни публикаций в деловых печатных изданиях и нескольких циклов телепередач. Член Союза журналистов CCCР и НСЖ Украины .
07.04.2015

Четыре варианта развития событий, больше вряд ли что произойдет

Необходимо понять, почему в 1990 году Украина - благословенная и самая богатая из всех советских республик, в последующие два десятилетия превратилась в совершенно нищую и отсталую страну. Может быть, еще не разобравшись с этим, 15 января 2015 года Верховная Рада Украины и отклонила законопроект КМУ, который разрешал приватизацию около 1250 государственных предприятий, и вернула его на доработку. Под разгосударствление должны попасть шахты, морские торговые порты, ГЭС и ТЭЦ, предприятия АПК, спиртовой отрасли, угольной, авиационной, химической отрасли и машиностроения.

Поймут ли, наконец-то, наши законодатели, что нельзя справедливо распределить государственную собственность? Правда, можно создать справедливые правила игры предстоящей масштабной приватизации-2015, по которым предприниматели, наделенные умом, талантом и трудолюбием, займут должное место в гражданском обществе Украины. Конечно, заманчиво сегодня сделать по-другому, а именно отнять у олигархов неправедно нажитое имущество, но, во-первых, большая часть уже за границей в оффшорах. Во-вторых, что-либо отнять можно лишь один раз, а исковерканная система стимулов "грабь награбленное" останется надолго.

Да и ситуация сейчас в экономике просто аховая. До начала лета нам еще можно продержаться на остатках 5-миллиардного кредита МВФ и на новых небольших заимствованиях, а там уже всё, тупик. Такая модель экономики, основанная на распродаже государственных предприятий и на валютных кредитах, по определению бесперспективна. И вариантов дальнейшего развития событий не так много.

А именно, первое - это еще большая девальвация гривны, что будет означать жизнь по средствам с призовым бонусом в виде гиперинфляции, волны банкротств, уничтожение сбережений, массовые увольнения и прочее. Либо второе - новые иностранные инвестиции, которые непонятно как могут прийти в очевидных преддефолтных условиях. Либо третье - новые транши кредита МВФ, и тогда это будет уже чистая финансовая пирамида. Либо четвертое – снова горячая война на востоке Украины, после которой пострадавшей от вероломной российской агрессии Украине опять США дадут многомиллиардную финансовую помощь.C экономической точки зрения, вроде бы, больше ничего не может произойти.

В таких сложных во всех отношениях условиях, думаю, нашим крупным чиновникам и народным депутатам важнее понять, что приватизация, инвестиции и создание инвестиционного климата взаимосвязаны, и поэтому воспринимать их нужно вместе. Об этом твердо знаю из личного многолетнего опыта работы на рынке M&A. Если не думать экономическим чиновникам исключительно о личном обогащении, то приватизация и привлечение инвестиций являются известным и эффективным способом подъема экономики и выхода из кризиса. К нему активно прибегали и прибегают многие страны, включая Великобританию.

Природа этого способа проста. Например, есть неэффективный госсобственник какого-либо актива, при котором и предприятие простаивает, и страна прибыли не получает. Соответственно надо продать такой актив частному бизнесу, который 1) заплатит за его покупку деньги, а КМУ направит их на госнужды, в том числе, на поддержание точек роста в реальном секторе экономики; 2) вложит дополнительно немалые средства в его модернизацию и повышение производительности труда, что будет способствовать общему экономическому росту и 3) начнет получать прибыль, с чего станет платить налоги и общество опять будет в плюсе. А если добавить к этому создание новых рабочих мест, инфраструктуры и т.д., то станет понятно, что это очень даже выгодный способ ведения дел.

И вот поставьте себя на место наших граждан – собственников общегосударственного имущества, кому им верить? Депутатам провластной коалиции или оппозиционному блоку в Верховной Раде? Особенно после первоапрельского рекордного повышения стоимости тарифов на коммуналку. Теперь и ежу понятно, что не может быть уже никакого беспристрастного анализа текущей ситуации, а поэтому мы самих себя завели в логический тупик, например, с масштабной приватизацией-2015. Причем, перечень государственных предприятий, запрещенных для приватизации, определял еще Закон Украины 1999 года.

Случайно ли мы в этом тупике оказались, или из-за коррумпированности и некомпетентности отдельных крупных чиновников и законодателей? И кому это сейчас важно? Ведь непосвященные в особенности украинской приватизации рядовые граждане и потенциальные инвесторы могут, к сожалению, еще наблюдать на большинстве государственных предприятий такую картину: наиболее привлекательные активы давно переоформлены различными полузаконными и незаконными способами на коммерческие структуры, а у самого предприятия остались разве что печать и вывеска на входе.

Наконец, следует отметить, что в прошлом месяце КМУ утвердил-таки новый список стратегически важных объектов, которых приватизация не коснется. В основном это предприятия из сферы топлива и энергетики - "Нафтогаз", "Укртрансгаз", "Укрнафта", "Энергоатом", "Львовуголь", "Донбассшахтастрой" и другие.

Александр ГОНЧАРОВ,

Директор Института развития экономики Украины

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі