Очередное изнасилование Конституции
или конфетка от "Рошен" для господина Букиккио
В Украине Конституцию никогда не выполняли. Ее всегда "реформировали". Все украинские правители рассматривали ее, как публичную девку, призванную удовлетворить их прихотливые властные фантазии. Подобная постоянная игра с Основным Законом способствовала возникновению феномена "конституционного нигилизма" и репутации украинских правителей как "конституционных извращенцев". Основные направления реализации этих извращенных фантазий выстраивались вокруг "усиления власти Президента" с последующим волнообразным ее ослаблением. Каждый из президентов отметился в этом экстазе, причем практически в обеих направлениях. Историю этих экспериментов я упоминать не буду, потому что она всем известна.
И что сделал Петр Порошенко сразу после своей инаугурации 8 июня 2014 года? Нетрудно догадаться, что славный опыт его предшественников подтолкнул его именно к тому, чтобы уже 26 июня преподнести украинскому обществу проект конституционных изменений. Тогда еще не было Минских соглашений, и потому обещания "децентрализации" служили лишь дымовой завесой для попытки усилить свою власть в рамках существующей конституционной модели, что вызвало жесткую критику даже среди тех, кто ныне пребывает в президентском лагере. Все эти попытки конституционного "творчества" оставались на вялотекущем уровне, если бы не Минские соглашения и определенные обязательства, взятые Порошенко перед мировым сообществом и Россией, которые и стали катализатором новой вспышки "конститутофрении".
Ключевой вопрос всех этих манипуляций – протащить положение об "особом статусе" и внести его в Конституцию. Заметим, что в действующей Конституции есть все пункты, касающиеся децентрализации и усиления роли местного самоуправления. Дальнейшее усовершенствование этих положений не нуждается в масштабном изменении конституционного устройства страны, а может быть достигнуто в рамках поточного законодательства. И, тем не менее, с паранояльной и весьма подозрительной настойчивостью предлагалось "особый статус" регионов закрепить в Основном Законе.
Резкая активизация в этом направлении произошла уже после Минска-2, когда 3 марта была создана Конституционная Комиссия, взявшая эстафету от подобных мертворожденных уродцев в виде Национального Конституционного Совета эпохи В. Ющенко и приснопамятной Конституционной Ассамблеи Виктора Януковича. Интересно и знаково в этом проекте является то, что в нее вошли все конституционалисты-имитаторы пришлого, весь президентский нафталин в виде Л. Кравчука, Л. Кучмы и В. Ющенко. Как известно, Леонид Кравчук в свою каденцию не менял Конституцию (потому что таковой в Украине вообще не было), зато блестяще отметился в Конституционной Ассамблее предшествующего Президента, а ныне государственного преступника Виктора Януковича. (Жаль, его забыли пригласить. Но, нельзя, преступник все-таки). Думается этот ценнейшей опыт Леонида Макаровича по созданию конституционных симулякров очень пригодится.
Однако самое интересное в процессе подготовки этого судьбоносного документа состоит в реакции европейского сообщества, в частности той самой Венецианской комиссии, которая играет для Украины роль главного правового арбитра всех ее начинаний. Так вот, ее председатель, господин Дж. Букиккио выразил обеспокоенность слишком медленным течением конституционной реформы. Возникает естественный вопрос: "Откуда такая озабоченность"? Этот вопрос можно переформулировать и в гамлетовской редакции: "Что ему Гекуба"? Ведь Венецианская комиссия всегда играла роль некоего консультативного органа, и уж никак не выполняла функцию "перста указующего и наказующего" и вдруг Букиккио ломает устоявшиеся правила игры. В своем весьма резком и императивном высказывании от 25 марта он говорит о том, что у Украины нет иного выбора кроме проведения Конституционной реформы. В этом спиче большое внимание уделяется пресловутой "децентрализации", и снова возникает вопрос о том, почему эта тема его так его зацепила?
Ответ лежит на поверхности и дает его нам сам господин Букиккио, когда в конце своей назидательной речи он указывает на необходимость выполнения Минских соглашений в плане учета "специфики отдельных регионов Донецка и Луганска"! Вот и вся тайна, весь секрет Полишинеля всей этой Конституционной возни, в которой председатель Венецианской комиссии выполняет роль "смотрящего" от Меркель и Путина! Ясно, что европейцы очень нервничают по поводу того, что Минские соглашения вот-вот окончательно сорвутся, что нужно срочно успокаивать бунтующие регионы и потому необходимо немедленно бросить кость агрессорам хотя бы в виде обещанных конституционных изменений. Это и есть причина той нервной торопливости, которую транслировал господин Букиккио и той мгновенной реакции Порошенко, который, что называется, "взял под козырек".
В частности, тут же прозвучали – причем за несколько дней дважды! -- его синхронные заявления о готовности провести референдумы по федерализации и статусу русского языка как второго государственного, о признании местных выборов на Донбассе (даже если в их результате победят нынешние лидеры сепаратистских республик). И, наконец, предупреждение Букиккио оказалось катализатором начала работы Конституционной Комиссии, которое анонсировано новым великим конституционалистом В. Гросйманом уже на следующей неделе.
Какие выводы из сказанного мы можем сделать? Вкратце, они таковы:
1) Минские договоренности действительно предполагали изменения в Конституции Украины, о чем говорил Лавров и что подтвердил господин Букиккио и что упорно скрывает Петр Порошенко;
2) Эти изменения не являются результатом острой внутренней необходимости, а навязаны нам "внешними агентами" в виде Европы и России, чья консолидированная позиция демонстрирует величайшую деградацию европейской цивилизации, которая основана на принципе права;
3) Президент Порошенко своим новым конституционным блефом пытается решить "квадратуру круга" - усилить свою вертикаль власти и одновременно автономизировать анклавы Донецка и Луганска, которые эту вертикаль будут подрывать. Как он будет решать эту проблему, можно пока только догадываться, потому что она решения не имеет. Вернее, имеет лишь в пропагандистском бла-бла-бла и некоем Зазеркалье. Ясно лишь то, что все эти конституционные потуги станут таким же мыльным пузырем, как и потуги его предшественников. Вот только от того, как этот пузырь лопнет – будет непосредственно зависеть судьба правящих временщиков. История учит, что очередное насилие над Конституцией плохо заканчивались для всех, кто посягал на ее незыблемость и ее авторитетность. И главное, довольно быстро.