Петро Рябенко
Голова Правління Всеукраїнського об'єднання "Ветерани за Україну", член Ради адвокатів міста Києва
07.07.2014

Корпоративное управление в банковской системе Украины

Банковское законодательство в пятницу, 4 июля, претерпело некоторые измения. Законами №0961 "Относительно определения особенностей копоративного управления в банках" и №4938 "Об упреждении (минимизации) отрицательного влияния на стабильность банковской системы" были внесены поправки, в частности, в законы "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", "О системе гарантирования вкладов физических лиц", "О ценных бумагах и фондовом рынке".

Введена дефиниция "манипуляция на денежно-кредитном рынке". НБУ получил полномочия применять санкции к финансовым учреждениям за манипуляции на денежно-кредитном рынке.

НБУ также получил право предоставлять кредиты Фонду гарантирования вкладов физлиц. Хотя такие кредиты фактически уже предоставлялись (первый прошедший транш составил более 4 миллиардов гривен).

Введено понятие "системно важного банка". Оно характерно по терминологии к Стандартам Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS) - "systematically important financial institution" - также известным как "Too Big To Fail".

Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) получил право выпускать облигации и финвекселя. Кроме регулярного сбора ФГВФЛ сможет устанавливать специальный сбор, например для погашения взятых кредитов. Вводится понятие специального учреждения (СУ), которое создается ФГВФЛ в организационно-правовой форме ООО, и которое будет осуществлять расчеты с кредиторами неплатежеспособного банка за счет его активов, которые будут переданы на СУ.

Также изменения коснутся корпоративного управления в банках. Так, на сегодняшний день банки преимущественно функционируют в организационно-правовой форме ПАО. Однако, банки имеют ряд особенностей в сравнении с рядовыми акционерными обществами. Новые поправки не унифицируют эти подходы.

Высшим органом управления станет общее собрание участников банка, не собрание акционеров. Исполнительным органом остается Правление. Совет директоров исчезает из закона, что является хорошей тенденцией, поскольку ситуация с разными названиями одного органа вносила лишнее дублирование. А в переводе на английский вообще превращала корпоративное управление банков в легкий сумбур и непонимание для иностранцев.

Орган, призванный обеспечить контроль за исполнительным органом, заниматься защитой прав вкладчиков, кредиторов и участников банка, теперь может именоваться Совет банка, - вероятно по аналогии с таковым в НБУ. Ранее Наблюдательные советы в законах "Об акционерных обществах" и "О банках и банковской деятельности" отличались. Теперь введена третья дефиниция. Совет банка должен состоять минимум из пяти членов. Появляется институт независимого члена Совета банка. Таковых в Совете банка должно быть не менее четверти. Это явно позитивное изменение, и имплементация западного опыта корпоративного управления.

Согласно принятым законопроектам, для 75% состава Совета банка обязательным станет наличие образования в сфере менеджмента.

Теперь банки обязаны будут создавать отдельное подразделение риск-менеджмента. Так что скоро мы увидим привычную западному уху аббревиатуру CRO на страничках о руководстве банков. Подразделение риск-менеджмента будет отдельным и независимым от подразделения внутреннего аудита.

Last but not least, это изменение минимального уставного капитала на момент регистрации юрлица, которое планирует заниматься предоставлением банковских услуг. Так, минимальный уставной капитал увеличивается более чем в четыре раза - со 120 до 500 миллионов гривен.

Такие шаги мы наблюдали в сфере страхования жизни, но одним увеличением ситуация не меняется. Вспоминая Закон Гудхарта, можно смело утверждать, что когда мера становится целью, она перестает быть хорошей мерой.

Можно позитивно оценивать желание регулятора и законодателей реформировать банковский сектор, однако ситуация с кредитованием НБУ Фонда гарантирования вкладов физлиц, кредитование государственным Ощадбанком Пенсионного фонда, выпуск облигаций ФГВФЛ просто темпорально отодвигают проблему.

Совершенствование риск-менеджмента и имплементация стандартов Базельского комитета по банковскому надзору (BCBS) должны стать приоритетами для реформы в банковской системе Украины.

Все остальный меры, конечно же, также необходимы, но они пока выглядят как компресы больному с переломом. Главное, не дождаться ситуации, когда любые меры будут, как говорится, Too little, Too late.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі