В. Ф. Войно-Ясенецкий - святой Пантелеймон нашего времени
"Религиозность никогда не заглушала в нем
великий голос совести врача, ученого и гуманиста".
(академик АМН СССР И. Кассирский
"Воспоминание о профессоре В. Ф. Войно-Ясенецком")
Чудачеством называл Кассирский неизменный обычай В. Ф. Войно- Ясенецкого перед операцией сотворить короткую молитву, перекрестить больного и обязательно начертить иодом на теле пациента крест. Верующие, да еще с образованием, для мира были "буiи" - ненормальные, безумные, темные...
"Святой Пантелеймон нашего времени", - называли архиепископа Луку православные священники в зарубежье. Псалом 50: "Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси". 24-25 мая 1996 года в Симферопольской и Крымской епархии состоялось торжество прославления святителя Крымского Луки. "Церковь причисляет к лику святых подвижников веры и благочестия, исповедников и мучеников. И она сегодня прославила нового святого угодника, который отныне будет нашим молитвенником и покровителем..." - сказал после окончания службы Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины. 11 июня (н.ст.) 1996 года, в России, он был прославлен как святой, в Земле Русской просиявший.
"Святителю отче Луко, моли Бога за нас".
"... широко открылись обе двери, и в зал вошел человек огромного роста в очках. Его седые волосы ниспадали до плеч. Легкая, прозрачная, белая кружевная борода покоилась на груди. Губы под усами были крепко сжаты. Большие белые руки перебирали черные матовые четки.
Человек медленно вошел в зал и сел в первом ряду. Председательствующий обратился к нему с просьбой занять место в президиуме. Он поднялся прошел на подмостки и сел в предложенное ему кресло.
Это был профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий". (Журнал "Хирургия" 1957 г., № 8, с. 127).
В роду Войно-Ясенецких, известном с XVI в., 27 апреля 1877 г. в г. Керчи родился на свет будущий святитель Лука. Хотя семья провизора жила небогато, отец семейства владевший аптекарским магазином, смог дать своим чадам хорошее образование. Переезд Войно-Ясенецких из Керчи в Киев и близость святынь Киево-Печерской Лавры, повлияла на становление веры юноши Валентина. Способствовала этому и глубокая религиозность родителей, любовь к благотворению матери, но более всего - особая благочестивость его отца-католика, Феликса Станиславовича.
После получения аттестата зрелости, Валентин прочитал подаренный ему директором гимназии Новый Завет, который произвел на молодого человека впечатление, на всю жизнь определившее его отношение к Православию. Он выбрал трудный жизненный путь исповедника православной веры. С детства имея талант художника, Валентин, закончил вместе со 2-й Киевской гимназией и Киевское Художественное Училище. Он пытался поступить в Академию художеств, но любовь к гуманитарным наукам приводит его на юридический факультет. Желание быть полезным простому народу и мудрый совет директора народных училищ определило, наконец, его судьбу: Валентин Войно-Ясенецкий в 1898 году становится студентом медицинского факультета Киевского университета им. св. князя Владимира.
"Умение весьма тонко рисовать и моя любовь к форме перешли в любовь к анатомии... Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии". В 1903 г. он с отличием окончил университет. Перед молодым врачом открываются неплохие перспективы, но желание помогать и любовь к бедным людям, приводят его в медицинский отряд госпиталя Красного Креста, с которым его направляют на Дальний Восток, в Читу. Здесь, в 1904 г., во время русско-японской войны, выпускник университета сразу же становится заведующим хирургического отделения, а это - возможность самому распределять обязанности, и Войно- Ясенецкий берет на себя самое трудное, сразу же он начинает оперировать, и операции, как замечали сослуживцы, проходили безупречно. В Чите Валентин знакомится с сестрой милосердия, которую раненые называли "святой сестрой" и женится на ней.
С 1905 по 1917 гг. В.Ф. Войно-Ясенецкий работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. Он применял свои таланты во всех областях медицины, оперируя, практически, на всех органах с одинаковым блеском: операции на суставах, костях, позвоночнике и головном мозге, почках, желчевыводящих путях, глазные и гинекологические... Сейчас такое и представить невозможно! Бедность земских больниц заставила столкнуться с проблемой наркоза, а последняя явилась толчком для научной деятельности - разработки нового метода обезболивания - регионарной анестезии, которую увенчала степень доктора медицины. В 1916 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил в Москве диссертацию на тему: "Регионарная анестезия" и получил степень доктора медицины. Варшавский университет удостоил его диссертацию крупной премии имени Хайницкого.
В 1917 г., получив по конкурсу место главного врача и хирурга Ташкентской больницы, Войно-Ясенецкий становится одним из инициаторов организации Ташкентского университета, и в 1920 г. его избирают профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали. В разного рода сложных операциях он изыскивал и первым применял методы, получившие затем повсеместное признание. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.
В 1919 г. его жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей. Валентин Феликсович просит помощи у Бога, и Тот посылает доброго помощника, ставшего второй матерью для детей, бездетную вдову, операционную сестру Софию Сергеевну. Сам он все больше находит утешение в вере. Посещает местное православное религиозное общество, изучает богословие, ближе сходится с духовенством, принимает участие в церковных делах. Однажды, когда он выступил на епархиальном съезде "с большой горячей речью", Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: "Доктор, вам нужно быть священником". "Я принял это, как Божий призыв, - говорил архп. Лука, - и ни минуты не раздумывая ответил: "Хорошо, владыко, я буду".
Совмещая труд врача, ученого и пастыря, он читает лекции по анатомии в рясе с крестом, не начинает операцию, не помолившись перед иконой, которая всегда перед ним в операционной. И только высочайший талант хирурга, профессионализм, честность, требовательность к себе и подчиненным, долгое время защищает его от репрессий.
Находясь в 1923-1925 годах на Севере, епископ Лука обратил внимание на местную жительницу Вальневу, излечивавшую своими средствами некоторые гнойные воспаления, обычно требовавшие хирургического вмешательства. Она делала состав из каких-то трав, перемешанных с землей и сметаной, и лечила даже глубоко расположенные гнойники. Возвращаясь в Ташкент, преосвященный Лука вывез с собой и Вальневу и много времени отдал лабораторным исследованиям и научной обработке ее метода, дававшего у него хорошие результаты. В Ташкентской газете "Правда Востока" за 1936 или 1937 г. печаталась интересная дискуссия его по этому вопросу с некоторыми хирургами.
В 1921 г. в день Сретения Господня, проф. Войно-Ясенецкий был рукоположен во диакона, 12 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В мае 1923 г. отец Валентин принял пострижение в монашество с именем Луки, в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник.
12 мая того же года он хиротонисан тайно в г. Пенджекенте во епископа Ташкентского и Туркестанского.
Во время раскола против Патриарха Тихона восстало поддержавшее Живую Церковь духовенство, и тогда отец Лука был аестован и отправлен в ссылку из жаркого Ташкента - к вечной мерзлоте. За около двенадцати годов ссылок он ни на минуту не оставляет своей врачебной практики: Красноярск, Архангельск, Большая Мурта Красноярского края, Енисейск, Туруханск... Уголовники на этапах вежливо приветствуют святителя Луку, называя его "батюшкой". Любой вор и бандит, как убедился Валентин Феликсович, чувствует и ценит простое человеческое отношение.
Еще в 1915 году, молодой доктор задумал написать книгу по гнойной хирургии. В те трудные времена гнойные осложнения травм и воспалительных заболеваний были правилом, и страдал на них простой трудовой народ. Валентин Феликсович с удивлением замечал тогда появление в себе неотвязной мысли: "Когда книга будет написана, на ней будет стоять имя Епископ". Это и произошло, но только издатели слово "епископ" опустили. "Для хирурга не должно быть "случаев", а только живой, страдающий человек", - писал он. В 1934 г. вышла в свет первая книга В.Ф. Войно-Ясенецкого "Очерки гнойной хирургии", ставшая настольной книгой хирургов, классикой современной медицины и выдающимся художественным произведением.
"Пожалуй, нет другой такой книги, которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдающему человеку", - такую оценку труда ученого- хирурга дал его коллега из Центрального института травматологии и ортопедии, кандидат медицинских наук В.А. Поляков.
Войно-Ясенецкий пишет в мемуарах: "... мои "Очерки гнойной хирургии" были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличивали силу и значение моего исповедания в разгар антирелигиозной пропаганды", "Священный Синод... приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению, и возвел меня в сан архиепископа". После войны в 1946-м он получил за свои "Очерки" Сталинскую премию 1-й степени.
В начале Великой отечественной войны народу и властям потребовался уникальный хирургический талант Владыки. Епископ Лука работает главным хирургом и консультантом Красноярского эвакогоспиталя для тяжелораненых. Осенью 1942 г. он был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру. Спасая солдат, он участвует в работе Священного синода. 8 сентября 1943 г. он - участник Собора, единогласно избравшего митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов, и лишить их сана.
В конце 1943 года архиепископ Лука переезжает в г. Тамбов. В январе 1944 г. его назначают архиепископом Тамбовским и Мичуринским. С 1944 года Владыка управляет Тамбовской кафедрой госпиталя. Имя хирурга-архипастыря становится известным во всем мире. В 1954 году Владыку Луку избрают почетным членом Московской духовной академии.
Пятнадцать последних лет жизни архиепископа Луки (с 1946 по 1961) прошли в Симферополе, где, занимая архиерейскую кафедру, он не оставляет научную и практическую деятельность врача вплоть до того момента, пока перенесенная в 20-е годы болезнь не привела его к полной слепоте. Там в голодные послевоенные годы на кухне архиерея всегда готов, пусть немудреный, обед: "На обед приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию. Я каждый день варила большой котел, и его выгребали до дна. Вечером дядя спрашивал: "Сколько сегодня было за столом? Ты всех накормила? Всем хватило?" (Из воспоминаний В.Прозоровской, племянницы Архиепископа Луки). Владыка консультирует приезжающих издалека больных, ставя диагноз, устраивая на лечение и операцию... При совершении богослужений, находящиеся в храме не подозревали, что служит слепой епископ. А Бог в его немощи дал ему новую благодатную силу для лечения болезней.
Еще когда был жив Владыка Лука, у Марии Митрофановны начала гноиться и болеть губа. Куда она ни обращалась, ни один врач не смог ей помочь. Тогда она обратилась к Владыке, и он вылечил ее. В 1989 году заболел ее муж Григорий. Она пошла к могиле святителя и слезно просила его о выздоровлении мужа. Пришла домой и удивилась, что муж поднялся с постели, начал ходить по комнате и впоследствии чувствовал себя хорошо. Лариса Яцкова свидетельствует о том, что с лета 1993 года до весны 1994 года у нее сильно болел левый глаз. Боль распространилась и на левую часть головы. Особенно она усиливалась к вечеру. Мучимая тяжкими болезнями, она приехала на могилу святителя и получила исцеление. Это лишь некоторые из чудес святителя Луки, все их перечислить трудно.
Преставился святитель Лука 11 июня 1961 года.
Десятки наименований научных трудов и книг, 11 томов духовных произведений, проповедей оставил после себя Владыка Лука. "Работа должна выглядеть, как бриллиант, куда его ни повернешь, он блестит". Вот так блестел в работе выдающийся хирург-ученый, так блестела и вера православного пастыря.
Но только недавно, в России, увидел свет богословский труд Владыки "Дух, душа, тело", где анатом и хирург, проведший неисчислимое количество операции и вскрытий, пишет о сердце, как о вместилище нематериальной души, как органе Богопознания!
Как актуальны сегодня его слова из книги "Дух, душа и тело!":
"Таинственным образом мысль одного человека сообщается мыслям других людей . Мы не изолированы, мы в неведомой связи со всеми людьми. И несомненно, есть истина в том, что называют "духом толпы". Мощный поток симпатии или гнева, негодования или энтузиазма вызывает в собрании, объединенном в театре, на форуме или в парламенте, почти единодушное единство. Это поток, сносящий все плотины. Разве нельзя сравнивать эту эмоцию толпы с передачей мысли в эксперименте? (Рише). Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь все войско. Этот мощный поток духа храбрости и отваги, излившийся из одного пламенного сердца, воспламеняет сотни других сердец, воспринявших его, как антенна воспринимает радиоволны. Чем, если не могучей духовной энергией, назвать эту всепобеждающую силу, порождавшую в средние века целые психические эпидемии, безрассудно и неудержимо увлекавшую сотни тысяч людей в крестовые походы!
Разве не ясно, что поток злой энергии, злого духа изливается в наше сердце и мозг, когда видим мы искаженное ненавистью лицо врага нашего, мечущие искры глаза его и сжимается в страхе сердце наше? "
"Holy Doctor" by Kseniya Simonova - "Святой Врач"- фильм Ксении Симоновой (2013)