Пост ще не активовано
ValeriaGri
Емігрантка.Поетеса.Студентка.Вивчаю міжнародне право і намагаюсь не забувати рідної землі.
05.11.2013
62

О юге,знании и доверии.

Я не берусь говорить о восточной части Украины,западной,северной или центральной,потому как мне знаком юг(если точнее-Приазовье,ведь о Крыме и одесских землях,николаевских,херсонских-можно написать разные статьи).Почему-то у многих этот регион ошибочно ассоциируется с донбасскими шахтами и прочими атрибутами,хотя на самом деле это степь.Жаркая и наполненная постоянными ветрами,где водятся каракурты,гадюки.Где можно наблюдать заброшенные и действующие карьеры.Где у моря спокойно можно выращивать персики(чем занималась моя бабушка),инжир(а варенье из него неповторимое),виноград...Да,это вбольшинстве своем русскоязычный регион,если не весь(только ближе к Запорожью встречаются села с украинским суржиком).Однако это не связано с тем,что так много русских или русскоязычных украинцев(предателей в сознании многих).Исторически сложилось так,что эту территорию населяли настолько разные народы,что русский язык попросту стал использоваться в общении между ними,иначе быони друг друга не поняли.Хочу вам рассказать немного о некоторых из них,начну с греков и их поселений.

Греки Донбасса и Приазовья - это третья по численности национальность в регионе и самая крупная компактно проживающая группа греческой диаспоры в СНГ.Греческие поселения в Приазовье возникли в 1780-е годы. Переселению греков в пределы Российской империи, на земли, отвоеванные у Турции, способствовала политика правительства Екатерины II. В языковом отношении приазовские греки делятся на две отличные друг от друга группы: ромеи, говорящие на диалектах новогреческого языка и урумы, язык которых относится к группе тюркских языков. При этом следует заметить, что все греки, независимо от лингвистической принадлежности их языка, исповедуют православие и считают себя греками, т.е. обладают ярко выраженным греческим самосознанием.

В современном Приазовье греки-ромеи и греки-урумы проживают раздельно. В Першотравневом районе Донецкой области, поселки Ялта и Урзуф являются поселениями греков-ромеев, а поселок Мангуш (районный центр) – урумским. Очевидно, такое разделение восходит ко временам переселения из Крыма, то есть можно предположить, что в Крымском ханстве грекоязычные и тюркоязычные христиане селились отдельно и не имели тенденции к смешению. Как известно, в 20—е годы 20 века в России, а затем и в СССР был взят курс на развитие национальных языков и культур народов России. В эти годы приазовские греки начали издавать газету "Коллективистис", в Мариуполе был открыт греческий театр, а в селах открылись школы с преподаванием на греческом языке. С самого начала эти школы столкнулись с целым рядом трудностей, в первую очередь с проблемой учительских кадров и отсутствием учебников. Но главной проблемой оказался язык. Обучение в школах вели, по—видимому, на новогреческом языке, который был не вполне понятен, ни ученикам, ни учителям, притом что по—гречески преподавались все предметы. В иной социолингвистической ситуации обучение на греческом языке могло бы состояться, и трудности начального периода были бы преодолены, однако в 1938 году генеральная линия партии и правительства относительно развития национальных языков коренным образом изменилась. Были закрыты и школа, и национальная газета. В 90-ых годах XX века были образованы общества греков Мариуполя и Донецка, которые занимаются популяризацией греческой культуры сегодня.

Волноваха (Volnovakha)

Основано: 1812

Диалект: ромейский

Название при Сов. власти: Бугас

Село Волновахского р-на В 1812 г. на эти земли пересели­лись жители села Большая Каракуба, говорившие на румейском наречии (Соколов-1930 г., 56). В конце XVIII в. и на протяжении XIX ст. это существовавшее ранее селение именовалось также Волновахой. Населенный пункт Бугас (Волноваха) был обозначен в верховье речки Мокрой Волно-вахи, п.п. Кальмиуса, на "Специальной карте западной части России" Г.А.Шуберта, лист LII (ЦГВИА, ф. ВУА, ед. хр 21 512). Ср также: селение Волноваха (Бугас) (конец XVIII в., СКЗР (LVII)); "село Бугас, или Волноваха" - "на вершине речки Мокрой Волновахи" (1833 г., Иваницкий, 52, 89); Бугас (Волноваха) (1904 г„ МОЗЕГ-МУ, 22; 1904 г., СЗВ, 13). Только как Волноваха: 1912 г., КИОЕГ, 210; КМУ - 1913 г. В "Списке земельных владений Мариупольского уезда Екатеринославской губернии", составленном в самом начале XX в., указано двойное название села: до XX в., указано двойное название села: Волноваха Бугас (1904 г., СЗВМУ, 13). Наличие такого же двойного-юкстапозитивного ойконима на рукописной карте конца XVIII в, (ГКЗ, ЦГВИА, фонд ВУА, ед. хр. 20 193) свидетельствует об устойчивости его употребления на протяжении более чем столетия. Поэтому не прав донецкий краевед С. Темир, утверждающий, что в 80-е годы прошлого века произошло переименование села из Волновахи в Бугас как следствие постройки железнодорожной станции, которая тоже получила название Волноваха (Темир-"Логос", 1997 г., №4/62). Появление вблизи омонимичного топонима только усилило положение урумского названия, известного с начала XIX в., и со временем привело к утрате старого славянского ойконима Волноваха, к нарушению существовавших ранее отношений. Коррелятивная пара Волноваха1 = Бугас//Волноваха2 изменилась в пару Бугас и Волноваха, утратившую взаимную обусловленность (последний ойконим - название железнодорожной станции и возникшего возле нее города, современного районного центра). С 1944 по 1992 г. село Бугас носило название Максимовка. Возврат исторического топонима был вызван процессом возрождения национального самосознания приазовских греков, усилившимся в годы "перестройки" и после образования независимой Украины. В названии поселения отразился многозначный тюркский (урумский) географический термин богаз, бугаз 'проход", 'пролив', 'ложбина', 'перевал', 'горное ущелье', в основе которого лежит омонимичный апеллятив со значением 'горло'. Так, вероятно, была названа впадина, ложбина, где обосновались греки, переселившиеся из Большой Каракубы. Речь этих греков-эллинофонов изобиловала тюркскими лексическими вкраплениями, многие из них хорошо понимали в Крыму крымскотатарский язык, а в Северном Приазовье - урумское наречие. Это и привело к возникновению легенды о происхождении топонима Бугас. Она была вызвана возникшей связью с урумскими словами буга 'бык' и су 'вода': Бугас - результат слияния в одном слове двух существительных буга су 'бычья вода'. Сюда, свидетельствуют современные информанты, на водопой приходил бык, а затем тут поселились люди. Безусловно, уже под влиянием этого народного толкования топонима протоиерей С.Серафимов название греческого селения приводил в искусственных гиперкорректных формах - Бугасу и особенно Буга-Су, тем самым подчеркивая в нем никогда не существовавший географический апеллятив су 'вода'

Чембрек (Chembrek)

Основано: 1780

Диалект: ромейский

Выходцы из Крымских поселений: Джемрек(Жемрек)

Название при Сов. власти: Куйбышево В настоящее время - юго-восточная часть села Малый Янисоль, Володарского района (Эксп., 1964г.). В 20-е годы еще было самостоятельным селением, расположенным между Малым Янисолем и селом Чердаклы, ниже впадения в Кальчик (или Калку) его левого притока балки Вали-Тарамы (1923 г., СНПД, 75). Варианты: Чумрек (Эксп., 1963 г.), Чем-рецкий квартал (Эксп., 1964 г.), Чимрекский квартал (Темир-"Логос", 1994г., №4), Джемрекский квартал (Эксп., 1994 г.); Пятах, Пятахотку (Эксп., 1994 г.). Перенесенный из Крыма ойконим. В этом месте поселились выходцы из крымского села Джемрек. Этот топоним в прошлом употреблялся и как общее название села Малый Янисоль: Джемрек, Джимрек. Название Джемрек в Х1Х-начале XX вв. носило также основанное урумами село Улаклы в Великоновоселковском районе (1926г., МОПГ-122, карта западной окраины Донецкого каменноугольного бассейна, составленная А.А.Гапеевым). Что касается параллельных названий этого "квартала" - Пятахотку и Пятах, то, вероятнее всего, в них отразилось в искаженном виде румейское прилагательное (*патаготкус?), родственное с новогреческим словами ??????? 'шум' и ????????? 'шумный'. Этот конец села считался бойким, шумным? А может быть, в этом микротопониме в фонетически переиначенном состоянии представлено нередкое в украинской ойконимии название П'ятихатки? Малоянисоль — село Володарского района Донецкой области. Основано греками в 1779. С 1956 по 1995 год называлось Куйбышево Раздо?льное (укр. Роздо?льне, до 1946 года — Большая Караку?ба) — село Старобешевского района Донецкой области Украины на правом берегу реки Кальмиус.

Село Большая Каракуба (от крымскотатарского qara qoba — "Кара Коба" — "черная пещера") было основано в 1779 году греческими переселенцами из одноименного крымского села. Именовалось оно также и Старой Каракубой в противоположность Новой Каракубе, основанной выходцами из Большой Каракубы. В 1780 году в селе была построена каменная церковь. В 1786 году появилась новая церковь. Жители пряли шерсть и занимались изготовлением шерстяных изделий. Было распространено ковроткачество. Большая Каракуба славилась своими коврами на весь уезд. Имелась мельница и каменоломня. Строительный камень добывали, дробили и сортировали по размерам. Добывали камень разного цвета: белый и серый известняк, бурый песчаник. В 1946 году переименовано в Раздольное. На окраине села найдены остатки поселений эпохи неолита, меди, бронзы (V—I вв. до н. э.), а также поселение салтовской культуры (VIII—X вв. н. э.). На противоположном (левом) берегу реки найдено богатое сарматское погребение.население — 2 446 чел., преимущественно греческое.

Сартана? (с 1938 по 1990 — Примо?рское) — посёлок городского типа на Украине, Донецкая область, административно подчинён Ильичёвскому райсовету Мариуполя. Основан в 1780 году греками, переселёнными из одноимённого села в Крыму, с 1938 года — посёлок городского типа. Название посёлка в переводе с урумского языка означает "желтый телёнок" ("сары" — желтый, "тана" — теленок) Мариу?поль — город в Донецкой области на юго-востоке Украины, на берегу Азовского моря в устье рек Кальмиус и Кальчик. Население (с учётом посёлков городского типа Старый Крым, Сартана, Талаковка, входящих в состав города) — 482 568 человек (1 мая 2013 года)[1]. Один из важнейших центров металлургии и машиностроения, крупный морской порт. Климатический и грязевой курорт. Мариуполь входит в десятку крупнейших городов Украины, является важнейшим промышленным и экономическим центром страны. Район компактного проживания греков. Кроме того,поселения Урзуф,Старый Крым,Мангуш,Улаклы,Карань-тоже греческие и не единственные,ведь по территории Донецкой области и северо-востоку Запорожской разбросаны маленькие селения греков Приазовья,которые не всегда отмечены даже на карте.

Албанцы.

Принято полагать, что трансбалканская одиссея албанцев началась на рубеже XV и XVI вв. (Широков 1962: 35), когда албанцы покинули родные земли, спасаясь от османского преследования (Иванова 2000: 40), однако не исключено, что переселение преследовало и иные цели – желание разместиться на более плодородных равнинных землях4. В 1861–1862 гг., вместе с болгарами, гагаузами, украинцами и русскими, албанцы заселили степи Приазовья – на месте ногайских поселений выходцы из Каракурта основали три села, существующие и по сей день. В настоящее время албанские поселения носят названия Георгиевка, Девнинское и Гаммовка (Приазовского р-на Запорожской обл.), хотя сами жители этих сел, говоря на албанском языке, употребляют и старые тюркские (ногайские) топонимы - Тюшки, Таз и Джандран соответственно. Таким образом, на территории Украины сохраняются четыре села с албаноязычным населением, первым из которых является с. Жовтневое (Каракурт) в Одесской обл., где в настоящее время совместно проживают албанцы, болгары и гагаузы, а также представители иных этносов (всего около двадцати). Болгары

Массовое переселение и формирование болгарской диаспоры на территории современной Украины относится ко II половине XVIII в. Активизация переселенческого движения в этот период связано с глубочайшим системным кризисом, который охватил Османскую империю, русско-турецкими войнами, а также заинтересованностью России в освоении новоприсоединенных земель в Северном Причерноморье. С этой целью в 1751, 1763 и 1801 гг. были изданы царские указы, по которым иностранным переселенцам, которые соглашались поселиться в России, гарантировались особые права и привилегии. И уже в 1763 г. первая организованная группа болгар переселяется и оседает в районе Киева. Первое значительное организованное переселение болгар в пределы России относится к русско-турецкой войне 1768–1774 гг. Тогда около 400 семей из с. Алфатар Силистренского округа переселились в Херсонскую губернию и основали с. Ольшанка – первое болгарское село в Украине, которое существует до сих пор. Переселение болгар продолжалось и в последующие годы. В конце XVIII в. отдельные болгарские семьи переселяются в места, где со временем будут основаны болгарские сёла. Так, например, по народным преданиям, первые 30 семей поселились на месте будущего села Чийшия (совр. Огородное) в ходе русско-турецкой войны 1789–1791 гг. В начале XIX в. возникают болгарские колонии в Херсонской губернии и Крыму – Большой и Малый Буялык (1802), Терновка (1804), Старый Крым, Балта Чокрак, Кишлав (1801–1803), Парканы, Кубанка, Катаржино (1804). На эти болгарские колонии также распространялись привилегии, установленные царским правительством для иностранных колонистов. В Буджаке основной поток болгарских эмигрантов в конце XVIII – нач. XIX вв. оседал в городах Измаиле, Килие, Рени, Аккермане. В начале XIX в. в Буджаке до начала русско-турецкой войны 1806–1812 гг. проживало уже более 8000 болгар и гагаузов. Русско-турецкая война 1806–1812 гг. стала одним из ключевых моментов в истории переселения болгар на территорию Российской империи. С этой войной связано первое массовое переселение болгар в Бессарабию, которая после войны вошла в её состав. Массовость переселения в начале XIX в. была связана с непрекращающимися междоусобицами в Османской империи, более широким и активным участием болгарского населения в войне на стороне российской армии, а также непосредственно заинтересованностью России в освоении новоприсоединенных земель. Но сперва болгары стремятся поселиться ближе к родине – в Дунайских Княжествах – Валахии и Молдавии. В 1806–1812 из 20 тыс. семей покинувших родные места лишь 2,5 тыс. поселились в Бессарабии. И только после указа М. И. Кутузова в апреле 1811 г., в котором он обещал выделить свободные земли для болгар-переселенцев с предоставлением прав особого общества переселенцев колонистов, болгары стали активно селиться в Бессарабии. Процесс этот продолжился после окончания войны. К 1819 г. число новых болгарских семей в Бессарабии достигло 4248, а общее количество достигло 6532 или около 24 тыс. человек. Здесь переселенцы основывали новые сёла или селились в уже существующих болгарских или молдавских селах. Многие из переселенцев некоторое время жили в специальных карантинных лагерях под Кишинёвом, Аккерманом, Измаилом, Бендерами, Килией, Рени, а уже после либо переселялись в уже существующие сёла, либо основывали новые. С Крымской войной 1853–1856 гг. связано новое переселение болгар. Как и в предыдущие русско-турецкие войны, они участвовали в ней на стороне России. Однако неуспешный ход боевых действий и отступление русской армии из Болгарии привело к переселению 29 сёл из Силистренского края в количестве 6,6 тыс. человек (около 900 семей). В 1854 г. они остановились в 62 болгарских колониях задунайских переселенцев. Наибольшее их количество остановилось в Измаильском, Нижне- и Верхне-Буджакском округах. Особенностью этого переселения стало то, что русское правительство практически не оказало помощи переселенцам, возложив все тяготы по обустройству на плечи самих колонистов. Но и сами колонисты испытывали значительные затруднения в связи с войной, плохим урожаем и др. Эти тяжелые социальные, экономические и природные обстоятельства побуждают часть переселенцев вернуться на родину. Со своей стороны Высокая Порта объявила об амнистии и предоставлении определенных льгот тем болгарам, которые решат вернуться в Болгарию. По этой причине большая часть переселенцев вернулась на родину, а в России остались лишь отдельные семьи, которые были расселены по отдельным сёлам. Крымская война закончилась для России неудачно, и по Парижскому мирному договору от 18/30 марта 1856 г. Россия передавала Молдавскому княжеству южную часть Бессарабии, в которой находились 40 болгарских колоний, в т.ч. город Болград. В российской части Бессарабии остались 43 колонии. В 1858 г. в них проживали 49400 чел. и ещё 7–8 тыс. болгар – в городах. Эти колонии территориально были включены в Аккерманский и Бендерский уезды. Но для них было предусмотрено отдельное управление. Старое управление было преобразовано в Настоятельство болгарских бессарабских колоний, входящее в состав Попечительского комитета. А сами колонии вошли в состав трёх округов – Верхне-Буджакского, Нижне-Буджакского и Измаильского. Но так как в Измаильском округе остались лишь 5 колоний, то у него не было своей окружной администрации, а колонии подчинялись Нижне-Буджакскому округу. Оставшиеся в пределах Молдавского княжества болгарские колонии поставили перед молдавским правительством, Петербургом и Европейской комиссией вопрос о сохранении им их прежних привилегий. Эти привилегии были им официально подтверждены. Было также сохранено их особое административное устройство – колонии задунайских переселенцев были включены в Болградский округ, который в свою очередь делился на 2 околии – Измаильскую и Кагуло-Прутскую с центрами в Болграде и Хаджи-Абдуле соответственно. Это положение сохранялось до марта 1860г, когда истекал срок добровольного переселения, установленный для желающих переселиться в Россию. После этого молдавское правительство стало лишать колонистов их привилегий. На них, в частности, была распространена рекрутская повинность, были увеличены налоги, в конце 1860 г. было ликвидировано их особое административное устройство. Эти действия властей вызвали возмущение и недовольство среди болгарского населения, которое выразилось в проведении манифестаций в Рени и Болграде 4–10 ноября 1860 гг. Для усмирения демонстрантов властями были привлечены войска, в результате чего погибли не менее 10 и были ранены более 100 чел. Такой поворот событий, а также активизировавшаяся агитация со стороны России о переселении на её территорию болгар привели к новому массовому переселению болгар, гагаузов, русских, украинцев сперва в русскую часть Бессарабии, а с весны 1861 г. – в Приазовье. Для болгарских переселенцев в Приазовье российское правительство выделило 214 тыс. десятин земли, определенную финансовую помощь, освободила их на несколько лет от уплаты налогов. Каждой семье на новом месте выделялось по 50–60 десятин земли. Несмотря на стремление заселить пустующие приазовские степи, российское правительство в конечном счёте оказалось неготовым разместить всех переселенцев. Неурожаи, а также непривычные условия Приазовья и Крыма значительно усложнили положение переселенцев и обусловили их возвращение на родину. Так, к 1 ноября в Таврической губернии осталась лишь 201 семья. Это переселение оказалось самым противоречивым и трагическим – по дороге в Приазовье и обратно от голода и болезней погибли тысячи болгар. Сложно происходило обустройство на новых землях и бессарабских болгар. Тяжело были пережиты неурожайные 1862–1865 гг. В 1866 г. переселенцы даже предприняли попытку переселиться на Кубань, отказавшись даже сеять свои поля. Правительство решительно отказывает им в разрешении переселиться на Кубань и, чтобы удержать болгарское население, выделяет 51 тыс. рубей на строительство церквей в болгарских сёлах Приазовья, а также открытия специального училища в Преславе и решает оставить колонистам в течение 5 лет (1866–1870) все доходы от резервных и излишних земель в болгарских колониях. Эти меры в конечном итоге принесли необходимый результат. Реформы 1870-х гг. XIX в., несмотря на половинчатость, имели такой важный момент, как получение крестьянами возможности приобретать земли за пределами своих сёл, что позволяло хоть как-то разрешить проблему нехватки земельных наделов в густонаселённых селах. К концу XIX в. численность населения в болгарских селах значительно возросла. В 1897 г. численность населения в Бессарабской, Херсонской и Таврической губерниях составляла 170 тыс. человек, в т.ч. в Бессарабии – 103 тыс., в Крыму – 5840. С увеличением численности населения в болгарских колониях связано усиление миграционных процессов последней трети XIX в. До 1881 г. в Крыму было основано ещё несколько болгарских сел. В конце XIX – нач. XX вв. переселенцы из старых болгарских сёл в Бессарабии основывают ряд новых сёл. Группы болгар поселяются в уже существующие молдавские села. В это же время отдельные семьи предпринимают первые попытки эмигрировать в Латинскую Америку. Процессу внутренних миграций в начале XX в. способствовала столыпинская аграрная реформа 1906–1910 гг., которая позволяла крестьянам покинуть общину, поселяться на хуторах, переходить на свободные земли. Реформа окончательно ликвидировала общинную форму землепользования, создав условия для дальнейшего расселения болгар. В советский период одним из результатов коллективизации стало переселение жителей болгарских сёл в города и промышленные центры Украины. Многие принимают участие в строительстве Днепрогэса, промышленных объектов в Днепропетровске, Одессе, Мелитополе, Бердянске, на шахтах Донбасса. Как в хозяйственной, так и в культурной жизни болгар Украины в довоенный период произошли важные перемены. Ещё в 1917 г. в школах болгарских сёл началось изучение родного языка. А вскоре после окончания Гражданской войны в 1921 г. в Преславе отрываются курсы подготовки учителей болгарского языка. Создание болгарских школ началось в 1923, а образование болгарских районов и сельсоветов активизировало это процесс. Занимались этим вопросом болгарские секции при Народном комиссариате просвещения в Украине, окружном органе просвещения, а в районах – отделы народного образования. В 1924 г. были открыты уже 43 болгарских школы с 98 учителями и 4314 учениками. В 1925 цифры соответственно были следующими – 24, 109 и 7185. Школы обхватывали 60% детей школьного возраста, а к концу десятилетия более 90% болгарских детей обучались на родном языке. Уделялось внимание и ликвидации безграмотности среди взрослого населения – в этой целью в селах создавались курсы ликбеза. Болгарские школы в начале своей деятельности ощущали острый недостаток в учителях, знающих родной язык. В качестве учителей работали болгарские политэмигранты. Болгарские педагогические курсы по подготовке учительских кадров в 1924 г. были реорганизованы в Преславский болгарский педагогический техникум. Обучение в нём продолжалось три года, практически все предметы велись на болгарском языке. Также ряд вузов в Украине готовил специалистов с высшим образованием в специальных болгарских секциях. Таким образом, в Украине была создана целостная система, охватывающая начальное, среднее и высшее образование. Впервые перед болгарской диаспорой был поставлен вопрос создания и функционирования национального болгарского образования. В довоенный период значительное внимание уделялось и изданию болгарской литературы для нужд образования. Создавались оригинальные учебники, или же они переводились с русского языка. В 1920-е гг. также стали издаваться болгарские газеты. Но в конце 1930-х гг. национальное образование было уничтожено, а большинство его деятелей были репрессированы. В октябре 1941г немецкие войска захватили территорию Запорожской и Днепропетровской областей – были оккупированы приазовские болгарские села. Как и в Бессарабии, здесь местное болгарское население принимает активное участие в создании оборонительных сооружений, в эвакуации государственного и колхозного имущества. Значительное количество болгарской молодежи из Приазовья, Крыма и Одесской области участвуют в боях на стороне Красной Армии. Многие отправляются на фронт добровольцами. Но из-за существовавшего недоверия к советским болгарам в связи с тем, что Болгария была союзницей Германии, все болгары были отозваны из действующей армии и переправлены в тыловые части. После этого часть болгарской молодежи, чтобы попасть на фронт выдавали себя за русских или украинцев. Так, например, М. Дихан в 1943 г. представился украинцем, был зачислен в армию и прошел боевой путь до Карпат, где получил тяжелое ранение. Болгарское население на захваченных территориях было подвергнуто жёсткому оккупационному режиму. И если Бессарабию румыны считали частью своей территории, которую они себе просто вернули, то в других районах оккупационный режим был более жёстким, также как и в Приазовье, оккупированном немецкими войсками. На оккупированных территориях румыны восстанавливают старую администрацию (в Бессарабии) или назначаю новую (Транснистрия). Начинаются преследования активистов советской власти, которые не эвакуировались с отступавшими войсками. Земля, розданная советской властью мало- и безземельным крестьянам, изымалась у них и передавалась прежним владельцам. Это определило неприязненное отношение болгарского населения к новой власти. В свою очередь и румынская администрация с недоверием относилась ко всем национальным меньшинствам без исключения, не без основания считая их ненадежным элементом. Принимая это во внимание, румынские власти вознамеривались депортировать из Бессарабии всё иноязычное население, в т.ч. и болгар, поселив на их месте румын из Южной Добруджи и Македонии. Однако поражение под Сталинградом заставило румынские власти отказаться от планов по изменению этнического состава населения Бессарабии. Не обошла тяжёлая участь гастарбайтеров и болгарское население. Во время оккупации многие молодые юноши и девушки болгарских приазовских и одесских сёл были вывезены на работы в Германию. Многие из них после войны не пожелали вернуться в СССР и остались в Западной Европе либо переселились в США или Канаду. В то же время была предпринята попытка организовать массовое переселение приазовских болгар на историческую родину. Одним из инициаторов переселения выступил молодой болгарский поэт из с. Лозоватка Мишо Хаджийски. После долгих переговоров между Болгарией и Германией болгарская сторона всё же получила разрешение в 1943 г. отправить в Одессу комиссию, которая занялась бы переселением. В связи с ограничениями комиссия производила конкретный подбор переселенцев. В основном это были крестьяне, но среди них были и представители интеллигенции. Всего в 1943–1944 г. переселились 381 семья, или 1575 человек. После 9 сентября 1944 г. новое болгарское правительство предприняло меры для обеспечения переселенцев землёй в Добрудже. Но по инициативе и настоянию советской стороны эти таврийские болгары были репатриированы в СССР, в основном в Таджикскую ССР. Болгарские села в Приазовье были освобождены в сентябре-октябре 1943 г. Покидая их, немецкие войска старались уничтожить всё, что возможно. Болгарские сёла под Одессой были освобождены в апреле 1944 г. И здесь также оккупантами был нанесен значительный ущерб местному населению, сельскому хозяйству, инфраструктуре. В мае 1944 г. был освобожден Крымский п-ов. Но вскоре тут разыгралась одна из жесточайших трагедий в истории болгарских переселенцев. Постановлением ГКО в июне 1944 г. болгарское население Крыма вместе с греческим, армянским и крымско-татарским было обвинено в предательстве и депортировано во внутренние районы СССР. Давалось не более часа, чтобы забрать самые необходимые вещи. 6 июня более 13 тыс. крымских болгар были депортированы в Казахскую, Узбекскую и Таджикскую ССР, а также в РСФСР. Таким образом, одна из компактных групп болгарской диаспоры в СССР была насильственно уничтожена. Бессарабские болгары были освобождены в августе 1944 г. Здесь обошлось практически без разрушений. Но население тоже столкнулось с новыми испытаниями. Часть местной интеллигенции, которая сотрудничала с румынской администрацией, отступила вместе с румынскими войсками. Советская власть ещё во время войны начала мобилизацию трудоспособного болгарского и гагаузского населения на "трудовой фронт" в Донбасс, на Урал. После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков в 1944 г. в болгарских сёлах украинского Буджака продолжились процессы советизации, которые были прерваны войной. В 1944–1945гг. продолжилась мобилизация трудоспособного населения на "трудовой фронт" – на промышленные предприятия Советского Союза: в Сибирь, Урал, Донбасс. Продолжился процесс коллективизации и раскулачивания зажиточных крестьян и выселением их в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан. Репрессированные пережили значительные трудности и лишения, гражданское бесправие и унижение. Часть болгар, которые предполагали, что могут быть раскулачены, покидали свои дома и самовольно поселялись в пустующих немецких колониях Арцизского, Тарутинского, Бородинского районов тогдашней Измаильской области. Власть не препятствовала им, и именно с тех пор многие из этих сел (Подгорное, Серпневое, Теплица, Красное, Тарутино, Бородино) становятся многонациональными, а в некоторых из них болгарский этнос становится преобладающим.

Писать и писать,как говорится,ведь есть еще гагаузы,турки,татары,ногайцы(те,кто вплелся в историю Украины еще более 150 лет назад,а это уже кровные узы),затем подоспевшие армяне,грузины,евреи,немцы,русские.Любопытно то,что мои знакомые из Киева и Львова-не представляли себе такого состава у берегов Азовского моря(я уже о Черном молчу),всегда проскальзывает мысль о неком полудиком строе русскоязычных украинцев,которые тут обитают и поддерживают Донбасс,Россию,самого Сатану при возможности.А у южного населения в свою очередь стереотипы о бендерах,гестапо и прочем,что навязывается политиками и СМИ о западных частях страны.И так получается,что население одной страны о друг друге мало знает.А если бы существовали программы,издания,даже обычные блоги,как здесь,о традициях,истории,культуре украинцев и национальных меньшинств,если бы мы пытались друг друга понять и принять с помощью таких механизмов познания,то страна стала бы крепче,осознавая какое богатое наследие ей досталось.А так мы и будем кричать одним"хохлы",другим-"кацапы".

Что интересно-то это довольно похоже на Путинскую модель управления,где стравливается население между собой(мол хватит кормить Кавказ,хотя на самом деле он дает нефть,овощи,фрукты и т.д-это золотая жила).Можно сказать,что там противостояние религии,но у нас тоже есть татары,есть переполненные одесские мечети и т.д.И если в России пропаганда ксенофобии даже к своему населению,то у нас ксенофобия из-за незнания друг о друге,взаимном недоверии и мифам,которые так и кишат вокруг тех или иных регионов. Поэтому не будьте равнодушны,люди из разных частей стпаны,выкладывайте статьи о интересных традициях,историях,личностях.Украинская земля очень богата,и как бы велики не были Шевченко,Украинка,Драгоманов,Хмельницкий,Мазепа,князья-у этой земли огромное количество тех,о ком слышали мало,но кто есть в истории не только нашей,но и всемирной.В знании сила,а в доверии единство.Ни по одну строну Днепра мы пока этими качествами не обладаем.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

62

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі