РЕГРЕСС – НЕ ПОМЕХА ДЛЯ ЕС


Уже в октябре Украину ожидает непростой экзамен на способность экономически сосуществовать с ЕС, главным документом которого является Договор о всеобъемлющей зоне свободной торговли. Готова ли наша страна выдержать этот экзамен? Поразмышляем...   Ежегодно группа Всемирного банка на основе анализа условий ведения бизнеса в 183-х странах мира готовит доклад "Ведение бизнеса" ("Doing Business"). По результатам прошлогоднего доклада, Украина совершила значительный скачок вверх, поднявшись в рейтинге со 152-го на 137-е место. Стоит, однако, учесть, что повышение в рейтинге произошло в основном за счет индикатора "Регистрация предприятий", по которому страна в прошлом году действительно совершила рывок, выйдя со 116 на 50 место. Кроме того, слегка выросли индикаторы "Регистрация собственности" (со 168 до 149 места) и "Налогообложение" (с последнего, 183 места (!!!) до 165).   Конечно, такие тонкие материи, как выстраивание новой экономической модели в отдельно взятом государстве, рейтинг не учитывает - для этого одного года недостаточно. Более того, множественность разнообразных, часто слабо связанных между собой анализируемых факторов уводит внимание от главного. А именно, от того, что в центре исследуемой модели должны стоять цивилизованный уровень конкуренции, высокая степень энергетической независимости государства, цивилизованность инфраструктуры. И, наконец, ориентация на глобальный вектор развития - ЕС, Таможенный Союз и т.д. Можно, безусловно, гордиться, что по трем индикаторам Украина входит в пять десятков лучших стран мира для ведения бизнеса. Кроме уже упомянутого "Регистрация предприятий", у нас хорошие позиции в "Кредитовании" (23 место) и в "Обеспечении исполнения контрактов" (42 место). По всем остальным индикаторам (7 из 10) Украина находится в нижней части или практически в конце списка.   Что же ждет страну в этом году? Попробую проанализировать, исходя из своего понимания позитивных и негативных тенденций ведения бизнеса в Украине.   "Регистрация предприятий". Не думаю, что за текущий год позиции нашего государства серьезно изменились. Рывок прошлого года вряд ли удастся повторить, тем более в верхней 50-ке очень тесно.   "Получение разрешения на строительство". Здесь в прошлом году мы находились на последнем, 183-м месте. С учетом того, что рейтинг проводится на основании исследований в Киеве (это стандартная процедура – исследуется экономика столицы государства) каких-то серьезных подвижек по этому индикатору ожидать не стоит. "Подключение к системам энергоснабжения". За последний год, даже после приватизации "Киевэнерго", ситуация коренным образом не изменилась. Вероятно, так и будем находиться где-то между 160 и 170 местами рейтинга (в прошлом году – 166 – + 4 позиции).   "Регистрация собственности". Этот пункт мне, признаться, оценить сложно. Будем рассчитывать, что прошлогодняя положительная тенденция продлится.   "Кредитование". Высокое место Украины по этой позиции лично у меня вызывает некоторое недоумение. А с учетом политики НБУ на недопущение инфляции и нынешним процентным ставкам по кредитам, я не удивлюсь, если по данному индикатору нас ждет серьезное падение.   "Международная торговля". 145-е прошлогоднее место в рейтинге. Пожалуй, единственный индикатор, где нас может ожидать серьезное повышение. Объединение налоговой и таможни ныне дает свой результат, значительно упростив жизнь импортерам и экспортерам (проблему "возвратного НДС" в данном случае я не рассматриваю, хотя МДС рапортует о больших подвижках в этом направлении). В любом случае, Украина вполне может рассчитывать на рывок по этому индикатору на 10-40 пунктов, что может вытянуть и общий рейтинг страны. "Обеспечение исполнения контрактов". Тут у нас достаточно высокое место, и, вероятно, оно в значительной степени не изменится.   "Защита инвесторов". Прогноз негативный. В прошлом году мы упали на 3 пункта (с 114 на 117 место). Боюсь, в этом году падение может оказаться более ощутимым.   "Налогообложение". Прошлогоднее повышение рейтинга было во многом связано с принятием Налогового кодекса. Шаги Министерства доходов и сборов по упрощению работы бухгалтеров, в частности, введение электронных серверов, могут дать некоторый эффект, но вряд ли способны обеспечить значительное повышение рейтинга по этому индикатору.   И что же? Посыпать голову инвестиционным пеплом? Не стоит торопиться. Инвесторы, по всей видимости, руководствуются не только официальными рейтингами "Doing Business". Белоруссия, например, в 2009-2010 году ухудшила свои позиции в нем, да и в целом политические отношения между Евросоюзом и официальным Минском шли из рук вон плохо. Тем не менее, все эти "непрыемнасці" сопровождались увеличением европейского капитала в стране.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

11

Залишати коментарі можуть лише авторизовані користувачі

Наші автори
Павло Кухта Керівник з політичних питань Київської школи економіки
Вадим Денисенко Виконавчий директор UIF
Юлія Дукач Аналітикиня проєкту з дезінфомоніторингу Texty.org.ua
Дмитро Ярош Командувач Української добровольчої армії
Віктор Лещинський Президент Національного експертно-будівельного альянсу України