Запад и "хорошие россияне": это не наша война. А если подумать?
Юлия Навальная продолжает собирать бонусы внимания и поддержки западного общества месседжами о "прекрасной России будущего". Вот только молчит о том, чьими силами и чьей кровью Россия Путина превратится в нечто иное и лучшее. Молчит, потому что ни Европа, ни россияне - не считают путинскую войну против Украины своей. Между тем, только от нашей победы зависит само выживание Запада в его привычном виде. Так может, пора снять розовые очки - в частности, и относительно "хороших россиян"?
Юлия Навальная написала статью в The Economist. Там есть все то, к чему мы привыкли - что нельзя отождествлять Россию и Путина, что нельзя ненавидеть всех россиян, что есть Путин - а есть "хорошие русские", и что Запад должен иметь стратегию по отношению к России.
Но есть вещь, которая меня волнует больше, чем это. А именно: в этой статье ни слова не сказано о том, как нам победить в этой войне. Как нам победить "Россию-Путина". "Стратегия", которую ожидает Навальная, должна быть стратегией на "после-Путина". Вот это ее больше всего волнует: что будет "после-Путина". Но я так и не понял, как она хочет достичь точки "после-Путина". В ее фантазии, наверное, это должен быть какой-то волшебный пируэт и скачок в будущее.
...ответ есть, просто она его не озвучивает. А ответ российской оппозиции на этот вопрос таков: "мы ничего не можем сделать, чтобы выйти в точку "после-Путина". Надо ждать
А на самом деле ответ есть, просто она его не озвучивает. А ответ российской оппозиции на этот вопрос таков: "мы ничего не можем сделать, чтобы выйти в точку "после-Путина". Надо ждать. Подождем немного - а пока не нужно ненавидеть всех россиян. Для нас каждый день такого "ожидания" - это новые и новые жизни, которые полетели на небо. Но поскольку россияне чувствуют себя бессильными, лни снимают с себя всякую ответственность.
И вот ключевая ловушка, куда нас втягивают "хорошие россияне", заключается в том, что они продолжают быть в дискурсе "кто виноват". Они хотят доказать всему миру, что они невиновны. И мы начинаем справедливо на это возмущаться и доказывать, что все-таки виноваты - по крайней мере, ответственны. И так они затягивают на свою территорию, потому что на Западе все им, конечно, будут сочувствовать, потому что на Западе любят сочувствовать жертвам, не углубляясь в детали. И поскольку украинцы этому противостоят, нас многие считают там "слишком радикальными".
Но мне кажется, ключевой вопрос, который мы должны задавать нашим западным друзьям по отношению к российской оппозиции, должен быть другим. Не о прошлом, а о будущем. А именно: как "российская оппозиция/эмиграция" может помочь победить в войне? И может ли вообще? Приносит ли она здесь пользу или вред?
И это ключевой вопрос, ибо задавая вопрос о "после-Путина", российская оппозиция/эмиграция попадает на хорошо подготовленную почву европейского мышления о "после-войны" и "после-истории". Отсюда все эти бесконечные конференции об "восстановлении", которые мило игнорируют ключевой вопрос - а как до этого состояния "после-войны" (и очень желательно, победы) дойти?
...они до сих пор не ощущают эту войну своей. Они до сих пор не чувствуют, что победа в этой войне - экзистенциальная задача самого Запада
К этому вопросу сами наши западные друзья в большинстве своем совсем не готовы. Ибо они до сих пор не ощущают эту войну своей. Они до сих пор не чувствуют, что победа в этой войне - экзистенциальная задача самого Запада. Ибо только из-за этой победы этот самый Запад (которого сейчас нет) сможет снова возродиться. Потому что пока еще большая пропасть между "поддерживать Украину" и "стать союзником Украины в войне". Есть определенное количество невидимых шагов - прежде всего психологических, коллективно-психологических - которые остаются непройденными.
И в этом смысле российская оппозиция/эмиграция способствует этой западной расфокусировке. И мы часто этой расфокусировке бессознательно помогаем, позволяя себя вовлекать в дискуссию о "хороших-плохих". А эта дискуссия не имеет смысла. Нам нужны те, кто поможет победить. Хороши они, плохие, ангелы, демоны - это сейчас не имеет значения. Единственный вопрос, который мы должны задавать: способствует ли это победе или вредит ей?
Способствует это упадку сил России и ее неспособности продолжать войну или начинать новые - или вредит этому?
Комментарии