Сумщина в ретроспективе: три года сопротивления, потерь и оптимизма

Чем ближе к линии фронта - тем больше выбитых окон. Россияне сравняли с землей Середино-Будскую общину, за 20 км до прежней границы уже нет безопасных мест, света, газа и лекарств. Однако украинцы - остаются украинцами. Верят в чудо и ВСУ

Сумская область с начала войны находится в зоне боевых действий. Однако необходимо учитывать, что область - это не что-то однородное. Не всем все одинаково прилетает, не все общины одинаково страдают от вражеских обстрелов. С августа 2024 года, когда началась Курская наступательная операция ВСУ, область стала очень милитаризированной. Число военных на глазах увеличилось. И когда я бываю в других регионах Украины - у многих (когда я говорю, что из Сум) такое отношение: "О, Боже, как же вы там, бедненькие?". Поэтому есть необходимость обрисовать несколькими штрихами реальную картину происходящего в регионе.

2022 год

24 февраля россияне начали стремительно наступать. Оккупанты думали, что их тут будут встречать хлебом-солью. Друг попал в такую ​​ситуацию: когда начался движ, он утром схватил детей и отвез их из Сум к родителям в Лебедин. И уже около 11-ти возвращался обратно в Сумы. Увидел на окружной несколько БТРов. Подумал, что это наши уже выдвинулись в Сумы. И начал им активно бибикать, приветствуя.

Свалили руководители МВД, СБУ, прокуратуры. Но уже вечером в городе россиянам дали бой. Тысячи людей разбирали оружие, формировались отряды терробороны

И русо-туристо (а это были они) начали весело махать руками, смеяться, радоваться встрече. В первый день они думали, что это будет недолгий радостный поход. Мышебратья. Но вышло иначе. Высшее руководство области свалило. Свалили руководители МВД, СБУ, прокуратуры. Но уже вечером россиянам в городе дали бой. Тысячи людей разбирали оружие, формировались отряды терробороны. Сумчане отгородились от неприятеля баррикадами, закрылись в городе и начали партизанские вылазки.

Если бы у нас было больше гранатометов, а не только стрелковое оружие - врагу пришел бы лютый конец. Партизанщина охватила всю область. Россиян ловили пачками. Местные охотники считали своей работой - ходить по лесам и отстреливать или брать в плен заблудших "асвабадителей".

Общины области показали ментальную украинскую черту: "Нам командиры сверху не очень нужны. Собрались козаки, выбрали атаманов, ощерились баррикадами и блокпостами, осаждались. И месяц стояли в окружении. Без какой-либо государственной власти". И скажу вам, порядка в тот месяц в городе было больше, чем сейчас.

...год войны для Сум и большинства общин прошел в режиме обычного тылового города. У меня на микрорайоне уже в мае 22-го начали достраивать новую многоэтажку и продавать квартиры

Когда врага вытеснили, то войну ощущали на себе только прифронтовые общины. Потому что иногда туда прилетало. Как правило, это были минометные обстрелы. А мины долетают в глубь территории на 5-7 км максимум. Тогда еще не было "шахедов". Поэтому год войны для Сум и большинства общин прошел в режиме обычного тылового города. У меня на микрорайоне уже в мае 22-го начали достраивать новую многоэтажку и продавать квартиры. Под боком открылся новый продуктовый супермаркет. Как-то быстро вернулось большинство жителей.

2023 год

Первый "шахед" над городом я увидел только в июле 2023 года. И как раз с весны-лета 23-го начали активно обстреливать общины в 20-километровой зоне. Таких общин в области 17 - из общего количества 51. Россияне начали обстреливать эти общины из артиллерии и РСЗО. Поэтому и 20-километровая зона появилась - периметр, куда арта достает.

"Соседи" на нас тренировались. Потери у них невероятные. В артиллерийских дуэлях наши уничтожали многие их артиллерийские расчеты и целые подразделения. Надо было готовить новые. Вот их и свозили сюда, как на полигон. Встали "братья" утром, позавтракали. И уехали. Научили новичков разворачивать расчеты, дали жахнуть по нашей территории по 5-10 снарядов. Сложились и поехали обедать. К вечеру - на другую общину пострелять съездили. И это как должное. Это же, типа, только обучение. А вечером звонят своим благоверным и спрашивают: как там детишки? Потому что человечные.

Наши дети стали экспертами в артиллерийских обстрелах. Уже полтора года тому назад. Сейчас они об этом знают все

Никакой логики в этих обстрелах не было. Никакой необходимости тоже. И в 20-ти километровой зоне жить стало тяжело. Я под первый обстрел попал в Белополье в июне 2023 года. Что-то недалеко бахнуло. Я вздрогнул. А мне 10-летний мальчик успокаивающе говорит: "Не бойся дядя, это не прилет. Это вылет". Наши дети стали экспертами в артиллерийских обстрелах. Уже полтора года тому назад. Теперь они об этом знают все. Только зачем нам этот опыт? Лучше бы его не было.

Ну и добавим, что в 5-ти километровой зоне, кроме арты, есть еще и постоянные минометные обстрелы - долетает с российской стороны. Были и курьезные случаи: бабка полола на огороде. Прилетела мина ей почти под ноги и не разорвалась. Так бабушка достала ее из земли и понесла в сельсовет показывать. Переполоха натворила - жуть. А еще в 5-ти километровую зону начали активно заходить вражеские ДРГ. По-видимому, тоже тренировали свой личный состав. И часто гибли люди. Однажды ДРГ окупантов расстреляла сразу четырех лесников. Плюс - растяжки и дистанционные мины.

2024 год

А после захода в феврале из Белопольской и Велико-Писаревской общин на территорию России "Русского добровольческого корпуса" началась более активная фаза. Россияне начали испытывать КАБы на жителях Сумской и Харьковской областей. Вылетает пилот из базы, подлетает к линии границы (теперь фронта). Километров двадцать не долетая (чтобы не сбили самолет на подлете), сбрасывает КАБ. И он, планируя, улетает в глубину нашей территории. Так они испытывали эти системы на дальность. На мирных жителях тренировались, а затем активно задействовали опыт на восточном фронте.

Ну, вы понимаете. Где еще могут тренироваться российские пилоты, как не на мирных общинах? "Одиннарот", что с них взять. Антифашисты. И с ранней весны 2024 года начали равнять с землей некоторые общины вдоль линии фронта. Особенно досталось Велико-Писаревской, Белопольской, Ворожбянской, Юнаковской и Хотинской общинам. А на севере области тоже стало прилетать в Свесу, Шалыгино, Зноб-Новгородское. А потом и в Глухов. И чтобы вы знали: Середино-Будской общины как таковой уже нет.

...уже в 2024-м - спокойно можно чувствовать себя, только отъехав километров на 20-ть. А в 5-ти километровой зоне населенные пункты все больше напоминают руины

Наша организация раздавала пострадавшим домохозяйствам ремкомплекты во всех общинах. Так что я видел ситуацию в динамике: как интенсивность бомбардировок и обстрелов увеличивалась. И еще в 2023 году было сравнительно спокойно где-то в 10 километрах от линии столкновения. А уже в 2024-м - спокойно можно чувствовать себя, только отъехав километров на 20-ть. А в 5-ти километровой зоне населенные пункты все больше напоминают руины.

Потому что вдобавок ко всему появились дроны. Россияне стали гоняться за скорыми, машинами, завозившими хлеб, за сеявшими тракторами. И за единичными машинами. Власти сделали правильный вывод и начали эвакуировать 5-ти километровую зону. В первую очередь - семьи с детьми. И это верное решение. Затем начали эвакуировать и 10-ти километровую зону. Сейчас рекомендуют всем выезжать из 20-ти километровой.

Есть много организаций, которые либо оказывают местным помощь, либо помогают уехать в глубину области или Украины. Областная военная администрация расселяет нуждающихся людей в других общинах в 30-40-50 километрах от линии фронта. Но предложения - так себе. Что они могут дать? Старый заброшенный дом в деревне, часто без газа. И требующий хотя бы элементарного ремонта. Или селят в общежитии какого-нибудь учебного заведения.

Знаю одну семью из Хотинской общины. Мать, дочь, у дочери четверо детей. Пятым была беременна. Весной приезжал снимать, как под их дом прилетел снаряд. Затем их выселили в Сумы. А осенью снова встречаю всю семью дома. Бросили общежитие. Ибо поселили всех на 18 квадратах. Они там потолкались - и вернулись под обстрелы в родной дом. И таких примеров сотни. Опять-таки, очень развит ВПО-туризм.

Всем людям по международным программам производят выплаты. Уехал, зарегистрировался в другой общине как переселенец, получи 10 800 на человека. Но наши люди все равно пытаются посещать свои оставленные домохозяйства. Ибо свое же. Как правило, на улице остается какой-то бесшабашный дядя или тетя. Который и присматривает за оставленными домами соседей.

...ни хлеба, ни лекарств не подвезут. Газа и света нет. В общинах даже в 20-ти километровой зоне остается меньше половины людей

Чем ближе к фронту - тем меньше окон в домах. Люди сейчас на зиму спускают воду с батарей, забивают окна ОСБ-плитами и едут зимовать в чужие деревни. В 10-километровую зону уже сейчас и не пустят. Там только военные. А если кто-то и остался - должен надеяться только на помощь военных. Ибо ни хлеба, ни лекарств не подвезут. Газа и света нет. В общинах даже в 20-ти километровой зоне остается меньше половины людей. И только 10-15% детей.

Опустело стоят деревни и городки, в которых еще год назад кипела жизнь. И когда это происходит у тебя на глазах - понимаешь всю глубину этих маленьких трагедий в каждой семье. Поэтому именно здесь безумно радовались нашему наступлению на Суджу. Ибо фронт отодвигается. И у многих на устах: "О, теперь и они почувствуют вкус войны". Разве язык повернется упрекнуть местных, желающих той стороне глотнуть и нашей беды?

Но что поразительно, так это оптимизм людей. Я не видел откровенно сломанных переселенцев. Или же оставшихся в своих домах. Живут люди. Мечтают. Воспитывают детей. Бегают за гуманитаркой. У меня одни и те же "переселенцы" летом умудрились трижды получить ремкомплекты в разных пунктах выдачи. И только потом в отчетах мы увидели затроение.

Основа нашей ментальности: всем жаловаться на трудную жизнь, а самим искать, где здесь халява. Но при этом сохранять внутренний оптимизм и умение приспосабливаться к любым условиям

Основа нашей ментальности: всем жаловаться на трудную жизнь, а самим искать, где здесь халява. Но при этом сохранять внутренний оптимизм и умение приспосабливаться к любым условиям. Обживать заброшенные дома и общежития. У всех пытаюсь спрашивать: "А что для вас победа?" Подавляющее большинство поддерживает пункт: Победа - это выход ВСУ на границы 1991 года. Спрашиваю: А зачем вам Крым? Стреляют же здесь?". Мне отвечают: "Да как зачем? Наше же? Наше. Нам их не нужно. А наше пусть отдают". И думаю: "Как тот дурачок Путин думает нас победить?"

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі