Нацбанк постарался: Украина в этом году не получила $2 млрд
Благодаря простой процедуре перевода государственных денег из Минфина в Нацбанк - сотни миллиардов гривен оседают в частных карманах. Почему так происходит и как это предотвратить?
За репрофайлинг замолвили слово, или конец мегасхемы НБУ на $2 млрд в год. Весной 2024 года написал пост о процедуре репрофайлинга: "За репрофайлинг замолвите слово или как, перемещая деньги из одного государственного кармана в другой, ежегодно "теряется" более 80 млрд грн или около 2 млрд евро.
Высокая учетная ставка - это не только отсечение банковского кредитования от реального сектора экономики. Кто будет кредитовать частную компанию во время войны, если можно дать деньги в долг Нацбанку под 16,5% годовых практически без риска и операционных расходов.
Но высокая учетная ставка - это еще и сверхрасходы Минфина на обслуживание госдолга - более 406 млрд грн в 2024 году (это больше, чем расходы центрального бюджета на образование или медицину, не говоря уже о науке). Из этих 406 млрд грн - 254 млрд грн будет выплачено за ОВГЗ. Больше денег от Минфина получат НБУ и госбанки.
Зачем Нацбанку и госбанкам эти бюджетные деньги? За их счет в государственных банках платят огромные выплаты топ-менеджменту и выдают сомнительные кредиты, обладающие свойством не возвращаться.
Зачем Нацбанку и госбанкам эти бюджетные деньги? За их счет в государственных банках платят огромные выплаты топ менеджменту и выдают сомнительные кредиты, обладающие свойством не возвращаться. На этих деньгах держится миф о доходности государственного банковского сектора в результате "реформ" и работы наблюдательных советов с "независимыми членами".
А НБУ эти деньги нужны для формирования своей прибыли. А зачем НБУ прибыль? По закону, он должен перечислить ее в бюджет и сформировать необходимые резервы. На сегодняшний день в собственности НБУ есть два больших портфеля гособлигаций.
В 2017 году в результате процедуры репрофайлинга (обмен старых выпусков облигаций на новые) НБУ получил в свой портфель гособлигаций на 224 млрд грн под плавающую и фиксированную ставку: - облигации на 78,29 млрд грн под - 8,17-11,3 %; - остальные - инфляция плюс 2,2% с датой погашения в периоде 2025-2047. В 2022-м НБУ получил вторую порцию гособлигаций на сумму 400 млрд грн. Здесь ставка "сладкая" (средневзвешенная за период учетная ставка Нацбанка). Сейчас учетная ставка - 13,5% (по состоянию на апрель 2024-го), но была и 25%.
Выходит уникальная ситуация - НБУ сам устанавливает учетную ставку, которая определяет размер процентов, которые ему выплачивает Минфин за счет госбюджета! За 2023 год по указанным двум портфелям гособлигаций НБУ получил от Минфина более 120 млрд грн: 40 млрд грн по портфелю старого репрофайлинга и 80 млрд грн - по военным облигациям.
И если вы подумали, что НБУ перечислит эти деньги обратно Минфину в виде прибыли – вы очень наивны и доверчивы. Доходы в виде процентов по гособлигациям от Минфина нужны НБУ не столько для формирования прибыли, сколько для покрытия его расходов, за счет которых Национальный банк платит банкам проценты по депозитным сертификатам (в них вложены сотни миллиардов гривен).
Благодаря процентам Минфина - НБУ перечислил банкам в прошлом году проценты по депозитным сертификатам в размере около 90 млрд грн, которые без этих расходов должны увеличить прибыль регулятора и пойти в государственный бюджет
Благодаря процентам Минфина - НБУ перечислил банкам в прошлом году проценты по депозитным сертификатам в размере около 90 млрд грн, которые без этих расходов должны увеличить прибыль регулятора и пойти в государственный бюджет. То есть, за счет госбюджета НБУ формирует доходы, а за счет платежей банкам по депозитным сертификатам - формирует расходы, занижая размер перечисляемой в бюджет прибыли.
К чему это приводит? В 2022 году НБУ получил прибыль в размере 91 млрд грн и перечислил в бюджет 2023 года 71,87 млрд грн. В 2023 году НБУ получил прибыль в размере 76,6 млрд, но в основном "нарисовал" эту цифру за счет учета резервов. Именно поэтому, в бюджет 2024 было перечислено лишь 38,64 млрд грн, а 37,97 млрд грн - "ушли" на формирование резервов. Таким образом, сумма перечисленной в 2024-м году в бюджет прибыли НБУ по итогам прошлого года почти вдвое меньше анлогического показателя предыдущего периода.
...НБУ получил от Минфина в прошлом году 120 млрд грн, а перечислил в бюджет всего 38 млрд грн, а более 80 млрд грн или 2 млрд евро "пропало" в процессе...
Следовательно, НБУ получил от Минфина в прошлом году 120 млрд грн, а перечислил в бюджет всего 38 млрд грн, а более 80 млрд грн или 2 млрд евро "пропало" в процессе переложения государственных денег из одного кармана в другой. Куда ушли эти деньги? Ответ прост - это именно те примерно 90 млрд грн, которые перечислены банкам в виде процентов по депозитным сертификатам, за счет которых банки получили в прошлом году рекордную историческую прибыль (86,5 млрд грн чистой прибыли) и зафиксировали рентабельность капитала на уровне 31,6%, которая увеличилась за год с 9,7%
В этой ситуации Минфин фактически дважды "попал на деньги": впервые, когда заплатил Нацбанку проценты по гособлигациям (размер которых НБУ сам себе и установил) и вторично - когда недополучил прибыль НБУ. Чистое сальдо операций Минфина и НБУ по итогам второго года войны составило минус 80 млрд грн, что не просто впечатляющее, но, скорее всего, является ужасным фактом работы нашей финансовой системы, поскольку центральный банк во время войны должен быть донором бюджета, а не наоборот.
...необходимо срочно провести новый репрофайлинг портфеля военных облигаций НБУ, прежде всего, снизив ставку обслуживания до уровня 5-7%
В то же время аналитики НБУ написали статью о том, как Нацбанк перечислил "небольшую прибыль в бюджет" и почему, это "хорошо". Многие "верят". Что еще раз подчеркивает важность моего предложения, которое я высказал еще в прошлом году: необходимо срочно провести новый репрофайлинг портфеля военных облигаций НБУ, прежде всего, снизив ставку обслуживания до уровня 5-7%. Это существенно снизит аппетиты НБУ по перечислению банкам процентов по депозитным сертификатам.
И вот реальная парламентская реакция. Юлия Тимошенко первой из политиков честно заговорила о финансовой пирамиде, которую построил Нацбанк для того, чтобы приближенные к нему коммерческие банки получали колоссальные доходы за счет уничтожения украинского бизнеса. Политика высокой учетной ставки НБУ (жесткая монетарная политика) сдерживает восстановление экономики. Кредиты для бизнеса дорогие, вкладывать деньги выгоднее в депозитные сертификаты НБУ, а не в экономику.
Средства по экономике перераспределяются в банковскую систему, которая в свою очередь вкладывает деньги на приобретение государственного долга или депозитных сертификатов НБУ, проценты по которым фактически платят западные доноры. Это некая "относительно честная" схема выведения западной помощи в частные руки! Юлия Тимошенко не только увидела, как эту кумовскую пирамиду НБУ можно разрушить, но и предложила реальные шаги к этому.
Итак, как я и писал в своем посте: Репрофайлинг - обмен имеющихся облигаций внутренних государственных займов (ОВГЗ), которыми владеет НБУ, на новые ОВГЗ. А новые ОВГЗ будут уплачены не в течение 2025 года, а равномерными ежегодными платежами в размере, не превышающем 10 млрд гривен в год - до полного их погашения. Внесенный Юлией Тимошенко в Верховную Раду проект постановления №12223 на этот счет давал парламенту уникальную возможность одним движением сдвинуть многие процессы национального значения.
Предложенная Тимошенко процедура репрофайлинга снижает долговую нагрузку на государственный бюджет и высвобождает значительный финансовый ресурс в расходах бюджета. Это, на минуточку, не менее 140 млрд. гривен, которые Тимошенко предлагает направить на общественно важные дела. Такая экономия за счет расходов на обслуживание государственного долга дала бы возможность:
- дополнительно профинансировать отечественное производство оружия на 90 млрд. грн. Причем не просто закупить большее количество продукции, но и создать новые производственные мощности;
- увеличить бюджетные расходы на лечение раненых через пакеты медицинских гарантий и закупку под это медицинских препаратов;
- повысить заработные платы всем врачам, медсестрам и медбратам, водителям медицинского транспорта, а также медикам в прифронтовой 50-километровой зоне;
- увеличить зарплаты педагогам и ученым;
Но, к сожалению, значительная часть депутатов не увидела общественной важности постановления. Может, за неимением профессионального образования, возможно из-за отсутствия заинтересованности в разрушении коррупционных схем.
Но ситуацию, когда деньги из одного государственного кармана переводятся в другой, нужно завершать, потому что во время этого "увлекательного процесса", большая часть средств странным образом попадает в частные кошельки, которые уже пухнут от денег.
Комментарии