Смерть как ключевая метафора "русского мира"

Около 200 лет назад украинец Гоголь раскрыл главную тайну "загадочной русской души" и россиян в целом

Думаю, "Мертвые души" остается одной из главных метафор, описывающих "русский мир". Евгений Маланюк оказался прав, когда увидел у Николая Гоголя именно эту тему и ее ключевое влияние на дальнейшую русскую культуру. Когда я вижу всевозможные обращения Путина ко всякому "федеральному собранию", я вижу в "аудитории" мертвые души, оболочки без сердцевины, автоматы без лиц. Именно они там делают карьеру и проползают на самый верх. Ибо смерть должна быть наверху иерархии. Но отличие Гоголя от, например, Достоевского и современной чернухи рослита кардинально: в том, в чем Гоголь видел болезнь и чему он ставил диагноз, Достоевский и компания увидели спасение России, ее исключительность и "умомроссиюнепонять".

Смерть как мертвые души, как единицы человеческой реальности, что-то говорящие и принимающие решения; как механизация, как имитация, как пустота, как слепая готовность повиноваться...

Гоголь же понял ключевую вещь: смерть тоже хочет жить. Смерть хочет иметь свой Lebensraum. Она сражается за свою территорию. И ради этого она вплетается в жизнь, чтобы уничтожить ее изнутри. Гоголевские "российские" произведения - о том, как смерть становится полноценным субъектом в жизни. Смерть как мертвые души, как единицы человеческой реальности, что-то говорящие и принимающие решения; как механизация, как имитация, как пустота, как слепая готовность повиноваться и т.д.

Гоголь также показал, как это ни парадоксально, жизненную силу этой смерти. Ее силу в борьбе за выживание. И главное дело: в борьбе за выживание смерть может быть сильнее самой жизни. Имитация жизни может быть сильнее самой жизни. И это главный ужас, который он заметил и описал

Но Гоголь также показал, как это ни парадоксально, жизненную силу этой смерти. Ее силу в борьбе за выживание. И главное дело: в борьбе за выживание смерть может быть сильнее самой жизни. Имитация жизни может быть сильнее самой жизни. И это главный ужас, который он заметил и описал. Может, потому, что слишком хорошо его знал. Русский мир - это о том, что смерть отчаянно хочет жить. И потому хочет вытеснить из жизни саму жизнь. Мы видим сегодня достаточно наглядную иллюстрацию старого диагноза.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі