Жесткая риторика. Главное о выступлении Зеленского в Давосе
Судя по всему, ситуация сейчас решается на поле боя, а не в кабинетах
Позиция Зеленского "никаких переговоров - Россия недоговороспособна" в целом жесткая, но реалистичная. Это факт. Который 17 января подтвердило и заявление заместителя председателя Совбеза РФ Медведева: никакие подписанные "бумажки" не помешают снова и снова развязывать войну и уничтожать украинцев как нацию, а Украину как государство. Насколько это поняли представители партнеров, сказать сложно. Однако, судя по тому же Давосу, большинство все еще считают переговоры и мирное соглашение обязательным заключительным элементом ситуации. То есть реальность противостояния с нецивилизованным агрессором они еще не приняли.
Позиция "без западной помощи будет очень тяжело" - тоже факт. С одной стороны, тезис продолжают прогнозы "если Украина больше не будет между вами и Россией, удары будут наноситься уже по вам и ваши граждане пойдут на фронт". И, судя по массовым заявлениям из Польши, Швеции, стран Балтии, Великобритании, Финляндии и даже Германии, перспективу неизбежного нападения России они уже приняли. Национальные ВПК постепенно набирают обороты. С другой стороны, у всех европейских правительств значительная электоральная инерция: граждане все еще не воспринимают нападение России как угрозу лично каждому из них, так что власти приходится это учитывать. Отсюда вчерашнее решение Бундестага: проваленные поставки Украине "Таурусов".
Украину и Зеленского европейские правительства слышат, но собственные электоральные реалии пока преобладают
То есть, Украину и Зеленского слышат, но собственные электоральные реалии пока преобладают. Плюс заявления серии "будем воевать лопатами" немного охлаждают союзников - мол, помощь нужна, но не критическая, как-то украинцы и без нее справятся, хотя бы временно. Можем не торопиться с решениями и не исключать форс-мажором собственные потребности.
Плюс стоит учитывать базовую парадигму Запада по этой войне: задача - истощить Россию в достаточной степени до момента, когда будут готовы собственные оборонительные мощи стран НАТО. А это от 3 до 6 лет. Соответственно, их работа - проследить, чтобы Россия за это время не вырвалась из украинской ловушки. А не обеспечить скорую победу Украины. Хотя это тоже не противоречит их интересам, удастся - так и хорошо.
Выступление перед инвесторами так же мотивирующее - но без реального фундамента. Все эти положительные договоренности бессмысленны без серьезных внутренних изменений в Украине. Да, это снова о борьбе с коррупцией. Или хоть о каком-то ее ограничении. А также об уменьшении сильно раздутых регулирующих функций государства и вмешательстве в бизнес-вопросы (этого даже ВПК не избегает - как видим из последних скандалов с участием государственных аудиторов). Ну и, конечно, о судах: не столько их независимость, сколько наоборот, о преодолении кастовости и закрытости "государства в государстве", которое живет вне правового поля и функционирует на сугубо денежных принципах.
На существующие сейчас у нас условия работы крупного бизнеса могут прийти разве что китайские инвесторы. Однако следует помнить: Китай никогда не делает "инвестиций", он просто покупает страну
А на существующие сейчас у нас условия работы крупного бизнеса могут прийти разве что китайские инвесторы. Однако следует помнить: Китай по факту никогда не делает "инвестиций". Он просто покупает страну, ее территорию (снова отсылает нас к заявлениям представителей власти о Китае как партнере - значит, достаточно опасных).
В общем, вывод из давосского визита Зеленского не так чтобы отрицательный. Главное: кремлевский нарратив "Запад устал от Украины" явно далек от реалий. Мир не ориентирован на победу России - все понимают, что это навредит им напрямую и станет началом еще худших событий. Так что нас не оставят без поддержки. Но требования действительно, как и прогнозировалось, ужесточились. А помощь - меньше.
Европа поняла и приняла, что именно ей придется компенсировать весь тот объем помощи, который теперь не будет оказывать США
Еще один момент: Европа поняла и приняла, что именно ей придется компенсировать весь тот объем помощи, который теперь не будет оказывать США. Тоже плюс нам.
Но, судя по всему, ситуация сейчас решается действительно на поле боя, а не в кабинетах. В военной, а не в политической или экономической плоскости. Политики слишком долго не вывозят. А вот на военных союзники увидели, что могут полагаться.
Что заставляет ожидать нового витка противостояния политического и военного руководства внутри Украины... Таков неоднозначный результат нынешнего Давоса.
Комментарии