Грустно, но факт. Почему подростки не справились с чтением на PISA-2022
У украинских 15-летних подростков за четыре года значительно ухудшились навыки чтения и знания по естественнонаучным дисциплинам, а 42% учеников не достигли даже базового уровня грамотности по математике
По навыкам чтения украинские дети отстают от детей из развитых стран на 2,5 года обучения. Об этом свидетельствуют результаты крупнейшего и наиболее авторитетного исследования PISA, сравнивающего учебные результаты 15-летних подростков. Вот такие печальные новости в Неделю чтения.
В математике и естественных дисциплинах украинские школьники и школьницы отстают от детей из развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на полтора года.
И причина не только в полномасштабном вторжении. Исследования не проводились в Донецкой, Луганской, Харьковской, Запорожской, Днепропетровской, Херсонской и Николаевской областях, а также в Крыму и Севастополе. На самом деле наши показатели гораздо хуже.
Украинские подростки меньше достигают базового уровня грамотности по сравнению с их сверстниками из развитых стран
Также меньше украинских подростков достигают базового уровня грамотности по сравнению с их сверстниками в странах ОЭСР. По математике это 58% детей, по чтению - 59%, по естественным дисциплинам - 66%.
Украинские ученики достигают высоких результатов значительно реже, чем их сверстники в развитых странах. По математике - только 3% в противоположность 9% в развитых странах, по естественным дисциплинам и чтению - 2% в противовес 7% в других странах. Мы любим говорить об успехах детей на украинских олимпиадах. К сожалению, эти успехи статистически незначительны даже среди детей с высокими показателями.
Мы ожидаемо получили худшие результаты по сравнению с предыдущим исследованием PISA в 2018 году. По математике падение составляет 12 баллов, по естественным наукам - 19, по чтению - целых 38 баллов.
В Украине сохраняется очень высокое неравенство в учебных результатах, привязанное к экономическому состоянию семьи и месту проживания ребенка
В Украине сохраняется очень высокое неравенство в учебных результатах, привязанное к экономическому состоянию семьи и месту проживания ребенка. Детки из украинских сел демонстрируют результаты по математике ниже на 92 балла, чем их сверстники в городах. Это равно 4,5 годам обучения.
Также этот отчет определил разницу между задачами в PISA и традиционными для украинских школ задачами. У нас до сих пор в базовой и старшей школе применяют примитивный подход - вызубри даты, вызубри формулы, вызубри правило девятки, скажи, что имел в виду автор в каждом произведении, реши 20 однотипных задач. Задачи PISA заточены на выявление компетентностей, здесь нужно думать. Наших детей это часто ставит в тупик.
С одной стороны, все очень плохо. А настоящие цифры, с учетом областей, где ведутся боевые действия или находились под оккупацией, еще хуже.
С другой стороны, очень хорошо, что у нас есть эти цифры. Ведь с 2020 года украинское государство не смогло наладить самостоятельный сбор информации об образовательных потерях. Этот результат должен стать дном, от которого мы должны оттолкнуться. Теперь их нужно перевести на конкретные решения.
Более половины успехов детей в обучении зависят от квалификации учителей. Лучшие приложения для обучения не заменят хороших преподавателей. Нам срочно следует вернуться к вопросу о сертификации педагогов.
Нам нужен культ, что хорошо учиться - это хорошо. Что миром управляют те, кто хорошо учится. Что читать приятно, полезно и нужно
Нам нужен культ, что хорошо учиться - это хорошо. Что миром управляют те, кто хорошо учится. Что читать приятно, полезно и нужно. Нам срочно нужно что-то делать с качеством обучающих программ. К величайшему сожалению, на эту тему мы сейчас ничего не слышим.
Нам нужно чрезвычайное положение в образовании. Ведь речь идет о нашем будущем.