Мы – другие. Как декоммунизация сделала Украину отличной от России
Украинцы заменили советское прошлое европейским будущим
Вторжение России в Украину в феврале 2022 года привело к быстрым и трансформационным изменениям в украинской национальной идентичности. Оно коренным образом ухудшило украинско-российские отношения. Нынешнее стремление к дерусификации продолжает процессы отхода Украины от ее российского и советского прошлого, которые происходят с конца 1980-х.
Украинцы на местном уровне проводят радикальную дерусификацию, стремясь разорвать исторические и современные связи с Россией
Украинцы на местном уровне проводят радикальную дерусификацию страны, стремясь разорвать исторические и современные связи с Россией. Переименованы или снесены памятники российским военным и политическим деятелям, российской литературе и культуре. Самый известный пример – снос памятника царице Екатерине в Одессе. Заменены площади, дороги и бульвары с российскими и советскими названиями. Площадь Льва Толстого в Киеве переименована в площадь Героев Украины. Российские книги запрещены к ввозу в Украину. Тысячам россиян – политикам, олигархам, деятелям культуры и литераторам – запрещен въезд. Россияне больше не могут владеть бизнесом и собственностью. Существующие российские предприятия национализированы, а их активы переданы органам, которым поручено восстанавливать Украину, разрушенную российскими атаками.
В 2014 году Евромайдан пришел к власти в Украине. Сначала к власти пришли революционеры. Затем проевропейские силы выиграли досрочные президентские и парламентские выборы. Пророссийские силы больше не могли сопротивляться радикальным изменениям в национальной идентичности, памяти и языковой политике. Пророссийская "Партия регионов" распалась в феврале 2014 года, а ее сателлит Коммунистическая партия перестала быть популярной, а с 2015 года не может участвовать в выборах.
Одним из первых примеров изменений в политике идентичности стало принятие в апреле 2015 года четырех законов о декоммунизации, которые привели Украину в соответствие с аналогичными законами, принятыми ранее в трех странах Балтии и Центральной Европе. Не прошло и месяца, как 70 преимущественно западных ученых, подписали открытое письмо с протестом против законов о декоммунизации.
Удивила скорость, с которой они написали и подписали открытое письмо. Ведь только тогда законы были доступны на украинском языке, и возникает вопрос, все ли академики могли читать по-украински. В беседе со многими подписавшимися они признались, что не читали четыре закона до того, как подписали открытое письмо, которое было размещено на Facebook. Четыре закона представляют собой сложные законодательные акты, требующие определенных знаний о контексте, нюансах и законодательном жаргоне, которых нет в открытом письме.
Еще странным было то, что законы о декоммунизации, принятые в других посткоммунистических странах, никогда не привлекали такого пристального внимания западных ученых. Нет другого открытого письма десятков ученых, осуждающих, например, законы о декоммунизации в Польше, Чехии или Эстонии.
Два фактора побудили канадского академика Дэвида Марплса написать открытое письмо.
Дебаты о том, являются ли нацистские и коммунистические преступления сопоставимыми продуктами тоталитарных идеологий, ведутся с 1980-х
Первым было его несогласие с одним из законов, приравнивающих нацистские и коммунистические преступления против человечества. Дебаты между западными интеллектуалами о том, являются ли нацистские и коммунистические преступления сопоставимыми продуктами тоталитарных идеологий, ведутся с 1980-х.
Закон Украины, приравнивающий нацистские и коммунистические преступления, не был чем-то новым. Резолюции по этому вопросу приняла ПАСЕ в 2006 году, Европейские общественные слушания ЕС по преступлениям, совершенным тоталитарными режимами в 2007 году, Пражская декларация о европейской совести и коммунизме в 2008 году, Европейский день памяти жертв сталинизма и нацизма или "День черной ленты", отмечаемый институтами ЕС с 2008 года, резолюция Европарламента о европейской совести и тоталитаризме 2009 года, и Вильнюсская декларация ОБСЕ от 2009 года.
Марплс также был против запрета Коммунистической партии Украины. И все же нацистские и фашистские партии запрещены в ряде европейских стран, таких как Германия. Почему нельзя запретить и коммунистические партии?
Вторым вопросом было включение националистических группировок, которые боролись за независимость Украины. Список организаций, движений и партий в одном из законов о декоммунизации охватил широкий спектр идеологий, которые боролись за независимость Украины. Закон определяет их как "бойцов", а не как "героев". Марплс и некоторые из подписавших были особенно недовольны списком, в который вошли ОУН и УПА.
Законы о декоммунизации не положили начало процессу расширения украинской истории за счет включения ранее табуированных тем, таких как ОУН и УПА. С начала 1990-х украинские учебные пособия по истории включали украинцев, которые воевали в советских, националистических, американских, канадских и польских вооруженных силах. Западная история Украины также включает обсуждение ОУН и УПА.
В открытом письме утверждалось, что включение в список ОУН и УПА будет негативно воспринято на юго-востоке Украины, но это оказалось неверным. В Днепре с его многочисленной еврейской общиной эксперты Украинского института национальной памяти и местные еврейские активисты дружно работали над выполнением законов о декоммунизации, включая присвоение улицам имен лидеров ОУН.
Вторжение России в Украину в 2014 и 2022 годах привело к росту числа украинцев, положительно относящихся к ОУН и УПА
Вторжение России в Украину в 2014 и 2022 годах привело к росту числа украинцев, положительно относящихся к ОУН и УПА. Оно за 2014-2021 годы увеличилось до примерно половины населения страны.
После вторжения 2022 года поддержка признания ОУН и УПА "участниками борьбы за национальную независимость Украины" увеличилась до 81%, против 10% в 2010 году. Подписанты открытого письма не учли, как война и кровопролитие всегда приводили к радикальным изменениям в идентичности страны.
Критика низкой поддержки декоммунизации также оказалась временной, поскольку общественная поддержка выросла до высокого уровня. Украинцы стали больше поддерживать празднование конца Второй мировой войны в Европе 8 мая, что было предусмотрено в одном из законов о декоммунизации, вместо советского штампа о Великой Отечественной войне, традиционно отмечаемого 9 мая.
Украинцы отдают дань памяти жертвам трагедии Второй мировой войны 8 мая, а россияне 9 мая празднуют военную мощь и создание новой советской империи
Украинцы отдают дань памяти жертвам трагедии Второй мировой войны 8 мая, а россияне 9 мая празднуют военную мощь, победу и создание новой восточноевропейской советской империи на фоне Великой отечественной войны.
Законы о декоммунизации не привели к судебному преследованию ученых за отрицание законности борьбы Украины за независимость и осуждения "борцов" за независимость, как намекает открытое письмо. Единственные случаи, по которым были возбуждены уголовные дела – демонстрация нацистской и советской символики, что запрещено одним из законов.
В отличие от России, Украина не навязывает единый всеобъемлющий исторический нарратив и не санкционирует то, что публикуется в СМИ, журналах и книгах. Критические исследования продолжают проводиться украинскими и западными учеными. Украинские власти не могли контролировать, например, то, что пишется в европейских и североамериканских академических журналах и книгах после того, как западные ученые исследовали открытые украинские архивы.
В открытом письме были проигнорированы два важных нюанса. Во-первых, в законах был длинный список из 12 подробных исключений из уголовной ответственности за использование советской, коммунистической и нацистской символики. Запрет нацистской и советской символики не распространяется на музеи, исследовательскую, в том числе издательскую темы, историческую реконструкцию и другие сферы.
Во-вторых, действие законов не распространяется на памятники и символы на кладбищах и в общественных местах, посвященных Великой отечественной войне. С памятников Великой отечественной войне должны снять запрещенную коммунистическую символику, а сами памятники оставить.
За 23 года пребывания у власти Путин провел ресоветизацию России
Широкий спектр военных преступлений, совершенных российской армией и ФСБ в Украине после 24 февраля 2022 года, и советский характер российской армии – результат почти четверти века путинизма. За 23 года пребывания у власти Владимир Путин провел ресоветизацию России, превратил празднование военной победы в Великой отечественной войне в квазирелигиозный культ, а тирана Иосифа Сталина сделал национальным героем. Большинство россиян относятся к Сталину положительно.
Эта политика усугублялась пропагандируемым путинским режимом культом войны, антизападной ксенофобией, дегуманизацией украинцев в российских СМИ, а также кровавыми интервенциями в Грузии, Сирии и Украине. Сирийские и российские войска совершили массовые военные преступления против мирных жителей, включая разрушение города Алеппо, которые затем были применены Россией к Украине. За разрушением Алеппо последовало разрушение Мариуполя.
Украинские и российские силы по-разному относятся к мирным жителям и военнопленным из-за их разных траекторий. До вторжения Украина прошла почти 30 лет десоветизации и десталинизации. Украинцы мобилизовались на три восстания в 1990 году – Революция на граните, в 2004 году – Оранжевая революция и 2013-2014 годов – Евромайдан, которые выдвинули требования правителям Украины.
Ко времени вторжения России украинцы стали гражданами, уважали человеческую жизнь и мало ностальгировали по СССР
Ко времени вторжения России украинцы стали гражданами, уважали человеческую жизнь и мало ностальгировали по СССР. Только 3,5% украинцев хотят возрождения СССР, а 73% выбирают европейскую модель развития и менее 1% – российскую. 84% украинцев отрицательно относятся к Сталину.
Тем временем, россияне застряли в советской брежневской эпохе, утратили все права, которыми могли обладать, стали восхищаться Сталиным, питали ностальгию по СССР и купились на путинскую антизападную ксенофобию. Армии – продукт своего общества, а военные преступления России – продукт ресоветизации и ресталинизации России.
Десоветизация, десталинизация и декоммунизация сыграли важную роль в изменении мышления и отношения украинцев, и в превращении бывших советских подданных в граждан Европы. Украинские граждане заменили советское прошлое европейским будущим. Таким образом, декоммунизация была так же важна для украинцев, как денацификация для немцев после Второй мировой войны в создании граждан для демократического общества.
Украинцы могут получить доступ к своему прошлому в архивах советских служб безопасности, которые являются одними из самых свободных в посткоммунистическом мире. Российские правители предпочитают держать своих подданных в неведении о преступлениях прошлого, держа архивы российских спецслужб закрытыми.
Денацификация Германии после Второй мировой войны превратила западных немцев из их нацистского прошлого в граждан демократического общества. Продолжающаяся дерусификация Украины, следуя за тремя десятилетиями десоветизации, десталинизация и декоммунизация помогли превратить советских подданных в европейских граждан.
Советизация и ресталинизация российского общества при Путине сохранили россиян как подданных своего царя и обеспечили культуру, лежащую в основе военных преступлений России в Сирии и в Украине. Российское общество никогда не подвергалось расплате за свое империалистическое прошлое и за советские военные преступления. Вместо этого их кормили историей о том, что их имперское правление было выгодным, а Сталин был великим лидером.
Российские военные преступления показывают, что Украина была на правильном пути в своей декоммунизации.
Специально для Gazeta.ua