Сердце тьмы. Сможет ли Россия стать когда-нибудь нормальной страной
Теоретический шанс есть. Но это будет сверхсложно – и вот почему
Следующей волной россиян, от которой мы будем отбиваться после Путина, будет волна возмущенных тем, что мы не считаем их жертвами режима.
Это новый массовый тренд псевдолиберально настроенных российских эмигрантов или внутренних сопереживающих. Потыкавшись год со своими "соболезнованиями" в Украину и мир и не получив какого-нибудь значимого принятия и понимания этой позиции, россияне массово разочаровываются в украинцах и пишут посты в стиле "я так их поддерживала, а теперь не буду, потому что они сами виноваты – ненавидят меня".
Их повальное желание скрыться за статусом жертвы легко объяснимо: с одной стороны это рефлексия и способ объяснить совести свое место среди коллективного преступления, с другой – желание найти адвоката в виде удобной индульгенции жертвы, ведь критиковать жертву неправильно, потому что это виктимлейминг.
Симпатия и сочувствие россиян в подавляющем большинстве случаев на самом деле не сочувствие, а обычное заискивание
Вот только их симпатия и сочувствие в подавляющем большинстве случаев на самом деле не сочувствие, а обычное заискивание. Которое, кстати, некоторые психологи относят к базовым реакциям на угрозу, рядом с известными "бей" и "беги". Именно заискивание лежит в основе стокгольмского синдрома. И, на удивление, заискивание очень мало наблюдается среди оккупированных украинцев, хотя это была бы абсолютная норма в их ситуации, зато среди "бегущих" россиян – повально.
Но заискивание – это манипуляция. Если собака, виляющая хвостом и заглядывающая в глаза незнакомцу, не получает еды, она быстро охладевает к нему и переключается на другой объект. Ничего личного, джаст бизнес.
Кстати, заискивание часто заложено в основу коллаборационных режимов – за ними стоит желание спасти себя и свою страну и получить какие-то ситуативные выгоды. Французы, например, до сих пор не очень однозначны в исторической оценке фигуры маршала Петена. Однозначный коллаборант и предатель он или военный, спасший Францию от значительных разрушений немцами и относительно легко проведший свою страну нелегкой Второй мировой?
Россияне могли бы иметь теоретический шанс стать нормальной страной, но для этого им нужно вытащить самих себя за волосы из болота
Россияне могли бы иметь теоретический шанс стать нормальной страной, но для этого им нужно выполнить нереальную задачу – вытащить самих себя за волосы из болота. Что с точки зрения физики и принципов функционирования рычагов невозможно. Для этого им придется не просто осудить путинизм, а отказаться от советского прошлого. Провести декоммунизацию, похоронить наконец-то Ленина, убрать мавзолей и звезды с Кремля, снести памятники, пересмотреть свое отношение ко Второй мировой войне, перестать праздновать день победы 9 мая и осознать, что они тоже пострадали от этого государственного образования не намного меньше других республик. Если СССР был тюрьмой для других народов и им поэтому было относительно легко осознать этот факт и выйти, то россияне были одновременно и тюремщиками, и заключенными. Их интеллигенция не менее беспощадно была выбита, а память о нормальном стерта.
Вот только если европейские страны соцлагеря были в коммунистическом тумане, Украина и другие союзные республики были в его мраке, то сама Россия находилась и находится в сердце тьмы. Как у Конрада. Выбраться оттуда сверхсложно и вообще неизвестно, откуда взять свет, чтобы там подсветить.
Ядерное оружие, кроме защиты и инструмента устрашения мира, одновременно стало для россиян ловушкой
Потому что их ядерное оружие, кроме защиты и инструмента устрашения мира, в то же время стало для них ловушкой. Они настроили стены, через которые теперь сами не могут перелезть. Политические и социальные границы России действуют как мембрана в дорогой туристической одежде – легко выводят наружу, но не пускают внутрь.
Именно поэтому новым послевоенным ориентиром для демаркации "русского мира" будет не вопрос "чей Крым?" (надеюсь, он уже решится в пользу Украины), а что-то вроде "что такое 9 мая?".
Комментарии