Мы победили в войне нарративов

Теперь их повторяет весь мир

Наративы имеют над нами силу, очерчивая борозду, по которой будут развиваться события. Позавчера Георгий Коваленко спрашивал, в какой библейский нарратив вкладывается нынешняя война, и предлагал вариант ответа – Давид и Голиаф. Вчера Михаил Кухар отметил, что мы живем внутри ряда нарративов: и Давид против Голиафа, и 300 спартанцев, и "свободные люди против Империи Зла".

Нарративы имеют над нами силу, но и дают нам силу. Мы знаем, что Давид победил "стратегией косвенных действий", попав в уязвимое место соперника. Мы знаем, что подвиг спартанцев был не напрасным. Мы знаем, что все империи зла наконец рассыпаются, сколько бы Звезд Смерти у них не было, сколько бы сардаукарей не билось на их стороне, потому что свободных людей нельзя сломать, только уничтожить. И если мы ассоциируем себя с героями нарративов, мы ими становимся, и с нами происходит то, что произошло с ними. Они победили и у нас та самая судьба.

Российские стратеги считают семантическую войну – войну нарративов, смыслов, пантеонов, версий истории, войну за право давать явлениям и событиям имена – высшим уровнем войны

Российские стратеги считают семантическую войну – войну нарративов, смыслов, пантеонов, версий истории, войну за право давать явлениям и событиям имена высшим уровнем войны (цитата из работы главы администрации президента РФ). Как точно отметил Сергей Дацюк, кто кого в конце концов назовет фашистом – украинцы россиян или россияне украинцев. Кто терпит поражение, тот и фашист. Именно поэтому РФ такое внимание уделяет семантической войне – ведь украинцы, названные нацистами, должны быть обречены двигаться в русле известного нарратива, в конце которого нацисты терпят сокрушительное поражение и подлежат денацификации. Нарратив имеет силу, и здоровый человек, проклятый шаманом племени, быстро умирает, потому что нет другого выхода. Даже дети знают: в детских играх "наши" всегда побеждают "фашистов", иначе быть не может.

Но украинские нарративы оказались сильнее. Против "можем повторить" вышли вместе Давид, фримены и спартанцы, и "можем повторить" развеялись. Мы победили в войне нарративов просто потому, что наши нарративы о битве за будущее, а "можем повторить" – о прошлом. Давид, спартанцы, фримены дрались за будущее, а у РФ нет будущего – только прошлое.

У РФ нет будущего – только прошлое

Наши нарративы победили. И теперь их повторяет весь мир, они понятны где угодно, где читают Библию или смотрят кино. Нам не нужно объяснять нашу особую историю – только вписать ее в общеизвестный нарратив. Бывшая колония борется за свободу. Свободные люди против армии рабов. Империя зла. Защитники мира людей от орды орков. Маленький, но благословенный – против грубой великой тупой силы. Ты не пройдешь. Здесь наша земля.

А нарративы имеют силу. Поэтому российский военный корабль, отправленный по точному адресу, наконец добирается до точки назначения.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі