Есть опасность, что Россия устроит аварию на украинском газопроводе

Для Газпрома важно получить 100%, а не 50% доступ к "Северному потоку-2"

Соединенные Штаты и Германия начали оглашать подробности договоренностей, согласованных президентом США Джозефом Байденом и федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель во время визита руководительницы немецкого правительства в Вашингтон.

Заместитель государственного секретаря США Виктория Нуланд сообщила в Сенате, что Германия обязалась принимать меры в случае попыток Кремля использовать энергоносители как оружие против Украины. Речь идет прежде всего об ограничении экспорта российских энергоносителей в Европу, - пишет Виталий Портников для "Буквы".

Одновременно США и Германия собираются настаивать на продлении договора о транзите российского газа через Украину еще на 10 лет после окончания действующего контракта в 2024 году. Каким образом Вашингтон и Берлин собираются этого достичь, пока непонятно. Но в любом случае дипломатическая карусель уже завертелась: Ангела Меркель позвонила Владимиру Путину, а в Вашингтоне наконец объявили дату приезда украинского президента Владимира Зеленского в американскую столицу.

США и Германия собираются настаивать на продлении договора о транзите российского газа через Украину еще на 10 лет после окончания действующего контракта в 2024 году

И понятно, что накануне этой поездки Зеленский просто будет вынужден отказаться от прямой критики американских решений - независимо от того, действительно этого требовали от украинской власти в Вашингтоне, как утверждает информированное американское издание Politico - или нет. Все это означает самое главное - "Северный поток-2" будет достроен в ближайшее время.

И главным вопросом становятся даже не американо-германские договоренности, а то, потеряет ли Украина свой транзитный статус технологически? Проще говоря, сможет ли Газпром после достройки "Северного потока-2" обойтись без украинской трубы?

Как раз в день приезда Меркель в Соединенные Штаты Германия окончательно проиграла Польше суд, который касался заполняемости газопровода Opal - одного из ответвлений "Северного потока-1".

Еще в 2009 году немецкий национальный регулятор потребовал, чтобы российская газовая монополия перепродавала половину транзитных объемов, но Газпром отказался, и половину мощностей этого газопровода было заморожено.

Доступ еще до 30% трубы Газпром получил в 2016 году, когда Еврокомиссия разрешила ему участвовать в аукционах на поставку. Но Польша сразу обжаловала это решение в 2019 году суд ЕС принял сторону Варшавы, и монополия снова потеряла доступ к 50% мощностей газопровода.

С этого момента Газпрому удавалось сохранять полную загрузку "Северного потока" (в 2020 году по нему было поставлено более 59 млрд кубометров газа) только благодаря перенаправлению объемов до сухопутного отвода от строящегося "Северного потока-2" Eugal.

Ситуация с неполной загрузкой "Северного потока-1" может стать важным прецедентом и для "Северного потока-2"

Но когда "Северный поток-2" будет запущен, дефицит мощностей Opal станет ощутимым. И самое важное - ситуация с неполной загрузкой "Северного потока-1" может стать важным прецедентом и для "Северного потока-2". Поэтому для Газпрома сейчас самое главное - это даже не добиться окончания достройки "Северного потока-2". Для Газпрома важно получить 100%, а не 50% доступ к новой трубе. Причем сделать это нужно до октября - периода, когда у власти в Германии будет находиться коалиционное правительство ХДС/ХСС и социал-демократов во главе с Ангелой Меркель.

Потому что есть серьезная вероятность того, что после парламентских выборов в Германии, когда коалиционным партнером христианских демократов вполне вероятно сможет стать партия "Зеленых", которая выступает против "Северного потока-2", за ограничение доступа Газпрома к газопроводу выступит уже новое немецкое правительство.

Первую попытку добиться такого стопроцентного доступа Газпром сделал, когда компания-оператор "Северного потока-2" обратилась в суд с требованием получить исключение из норм Энергетической хартии ЕС на том основании, что на май 2019 года газопровод был завершен "в инвестиционном смысле" - то есть на бумаге. Решение суда в Дюссельдорфе ожидают 25 августа, как раз на следующий день после празднования 30-летия независимости Украины. И наблюдатели считают, что шансы выиграть этот суд у Газпрома есть очень маленькими.

Газпром пытается аккредитоваться в Германии как независимый оператор

Поэтому Газпром одновременно с ожиданием судебного решения пытается аккредитоваться в Германии как независимый оператор. Это допущеная законодательством ЕС форма разделения видов деятельности, распространенная в Германии. В рамках этой модели Газпром сможет остаться владельцем "Северного потока-2", но с ограничениями. Однако для этого нужно пройти соответствующую сертификацию в Германии - и согласованную с Еврокомиссией. И гарантий успеха здесь тоже нет.

Итак, на сегодняшний день Газпром может использовать только половину мощностей Opal. Если к тому же он сможет использовать только половину мощностей "Северного потока-2", ему не удастся отказаться от транзита по украинской газотранспортной системе. И самым главным, я бы даже сказал, принципиальным вопросом является сертификация "Северного потока-2". И вполне возможно, что в Берлине могут желать согласиться с сертификацией "Северного потока-2" - но в обмен на продление Россией транзитного соглашения с Украиной еще до такой сертификации или одновременно с ней.

Однако насколько может доверять таким гарантиям Украина? Представим себе такой вариант. Стороны все же достигают соглашения. "Северный поток-2" получает возможность работать на полную мощность, но одновременно Украина и Россия приходят к новому транзитному соглашению при посредничестве Германии и США. При этом согласуется и вопрос компенсаций Украине за потерянные объемы транзита.

Уже через несколько месяцев после этой сделки в России могут, например, объявить об аварии на газопроводе, через который поставляется газ по украинской ГТС

На месте украинских руководителей я бы не спешил в этом случае открывать шампанское. Потому что уже через несколько месяцев после этой сделки в России могут, например, объявить об аварии на газопроводе, через который поставляется газ по украинской ГТС, и о необходимости заняться его ремонтом. Или авария произойдет, как о том предупреждал бывший министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, уже на украинской части газопровода в результате спланированной диверсии.

Если такого рода неисправность произойдет в зимние месяцы, когда страны Европы критически нуждаются в российских поставках, придется принимать временное решение об увеличении поставок по альтернативным маршрутам до окончания ремонта "поломанного" газопровода. В свое время Газпром успешно применял эту тактику в своих отношениях с Туркменистаном - и в результате заставил Ашхабад отказаться от требований повысить цены на туркменский газ, который транспортируется по российским газопроводам. С Европейским Союзом российское руководство может сыграть в ту же игру.

Именно поэтому вопрос достройки "Северного потока-2" - это вопрос не только денег, но и безопасности Украины. Нам еще предстоит понять, почему к сторонникам такой позиции - а среди них было немало влиятельных американских и немецких политиков - не прислушались ни в Берлине, ни в Вашингтоне.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі