Зе-команда забыла завершить децентрализацию. Государство теряет деньги
Оставили ненужные районные советы
Децентрализацию при Порошенко завершить не успели. А при Зеленском уже было не до того. Остались атавизмы. Наибольшим "хвостом" незавершенной реформы стали районные советы.
В префекта в идеала нет районного бюджета, кроме бюджета на содержание собственного аппарата. И это средства государственного бюджета. Его основная функция - быть местным субъектом унитарного государства. Чтобы у кого-то из местного самоуправления не появилось даже мысли о сепаратизме, региональных языках или бюджете с дефицитом.
Любое решение местных властей префект может приостановить с одновременным представлением в суд. В таком случае районные советы вообще не нужны.
Но реформа застряла.
Украина втянулась в новые выборы. Соответственно, в обновленную административную модель. И районные советы остались. Поскольку в Верховной Раде нет необходимых голосов за изменения в Конституцию.
В районные советы партии делегировали кандидатов по остаточному принципу. Потому что ясно, что бюджета не будет, а полномочия непонятны.
В районные советы партии делегировали кандидатов по остаточному принципу. Потому что ясно, что бюджета не будет, а полномочия непонятные
Но районные советы все же были сформированы. И вот весь январь по всей стране шло сколачивание местных советов. Эмоции и драки где-то были такого уровня напряжения, что и в Верховной Раде давно подобного не наблюдалось. А зачем - непонятно.
Имеем ситуацию в стране, когда нарушен управленческий принцип. Раньше было так: есть районный совет с бюджетом. Совет делегирует полномочия райадминистрации. И выполняет программу соцэкономического развития.
Сейчас связь между администрацией и советом нарушена.
Укрупненные райадминистрации будут иметь увеличенную штатную структуру. Вместо 70-90 штатных единиц станет 160-200. Это потому, что службы социальной защиты, архивные и службы по делам детей в бывших районах сокращать не будут.
Хуже с районными советами.
Полномочий нет. Руководят они только неликвидными имущественными комплексами. Тем имуществом, что отказались брать на баланс и содержание территориальные общины. Но даже помещения, в которых находятся районные советы, чаще всего или государственные имущественные комплексы, или принадлежат местным общинам.
Доходы, которые просчитываются в бюджетах районов, как правило, 150-250 тыс. грн. Редко за миллион. А имеющиеся штатные расписания районных советов - 16-25 человек, в зависимости от количества жителей.
То есть просчитанных доходов не хватает даже на содержание одного только председателя районного совета. А как быть другим?
Доходов не хватает даже на содержание одного председателя районного совета
Понятно, что ни одно общество не будет дотировать районный совет, миссия которого непонятна. И руководство которого неизвестно чем занято, кроме надувания щек.
Некоторые думали, изменения в бюджетный кодекс позволят правительству дотировать районные советы. Хотя бы мизер на удержаные аппаратов. Но все вышло иначе.
В районах по состоянию на 1 января 2021 года остались нераспределенные остатки. В том числе в уже бывших районах. Суммы по Украине могут различаться - от 500 тыс. до 30-40 млн грн.
Но все равно получается, что в укрупненных районах, как минимум, остается от 7-8 до 40-50 млн грн.
Конечно какие-то суммы - это обязательства бывших районов по общим проектах или Государственного фонда регионального развития. Но большинство средств фактически сейчас в свободном распоряжении вновь избранных советов
И по всей Украине сейчас звучит одна и та же песня.
Территориальные общины не коренного (закрытого) района просят в районных советов - дайте нам средства бывшего нашего района на финансирование таких и таких объектов.
А новые советы отмалчиваются. Дружно и везде. Потому что все поняли - пришла халява.
Теперь в бедных районах можно по крайней мере в 2021 году ничего особенного не делать. А получать законные зарплаты с премиями и надбавками за интенсивность труда.
А богатые районы смогут смело класть деньги на депозиты и не думать о своем будущем следующие несколько лет.
А все потому, что государство не довело реформу до конца и оставило рудимент в виде ненужных районных советов.
Посчитаем. 136 новых районов в Украине. На содержание аппарата каждого из них в год нужно около 8 млн грн. То есть более миллиарда гривен в год в сводном бюджете Украины.
А все потому, что реформу завершить Зе-команда забыла.
Комментарии