Одеть вышиванку гораздо легче, чем построить настоящее государство
Когда ее надевал Янукович. Может одеть и Зеленский. И что из этого?
В конце 1980-х я написал первую в украинской советской прессе за 25 лет статью о Никите Хрущеве (с момента его устранения писать о бывшев первом секретаре ЦК КПСС было запрещено).
Эту статью, напечатанную на страницах главной комсомольской газеты республики "Молодь України" я назвал "Чоловік в українській сорочці". Это была дань стереотипу - Хрущев почему-то всем запомнился в непременной вышиванке. Но вместе с этим и попытки "реабилитировать" вышиванку, которую в то время воспринимали как сельский одежду или униформу участников фольклорных коллективов. Вот видите - как бы доказывал я - вышиванку мог носить даже политик, председатель Совета Министров Советского Союза.
Но вышиванку носил отнюдь не только Хрущев. До его отставки это была обычная одежда представителей партийно-государственного аппарата, тем более в УССР. Вы можете посмотреть фотографии совещаний 1930-1960 годов - там половина в вышиванках. В вышиванке на обложке биографии в серии "ЖЗЛ" изображен "отец Голодомора", второй секретарь ЦК КП(б)У Павел Постышев. В вышиванке рисовали портреты генерального секретаря ЦК КП(б)У Лазаря Кагановича. И Хрущев одел вышиванку именно тогда, когда был командирован Сталиным в УССР, достреливать местных номенклатурщиков, которые также носили вышиванки.
Хрущев одел вышиванку именно тогда, когда был командирован Сталиным в УССР, достреливать местных номенклатурщиков, которые также носили вышиванки
А почему? А потому, что вышиванка была народной одеждой, селянской. И власть была "рабоче-селянская", не во фраках же ей было ходить. Вот она и одевалась - как народ.
Просто после войны началась другая тенденция, тенденция к унификации и русификации, тенденция быть "городским" - а в Москве вышиванок не носили. Вышивка Хрущева начала восприниматься как анахронизм и после его устранения власть окончательно отказалась от этой одежды. Да и то - как Брежневу или Подгорному было носить вышиванки на людях, когда они их на самом деле носили в детстве? А теперь - такие большие господа.
Так и случилось, что вышиванка превратилась в знак сельскости и сельский парень или девушка, когда переезжали в Киев или тем более Одессу или Донецк, предпочитали о ней забыть. Вместе с языком и с Украиной - какая Украина в Одессе или Донецке? Так, одно название.
Ренессанс начался - не сразу - после провозглашения независимости и окончания русификации. А реально вернул эту одежду в политический контекст третий президент Украины Виктор Ющенко. И с этого времени вышиванку охотно одевают и представители власти. Она у нас теперь украинская. Да, теперь не только Каганович, Постышев или Хрущев. Надевал когда-то Янукович. Может одеть и Зеленский. И что из этого? Опять вышиванка выновна? Но она - просто красивая рубашка. Ее одеть гораздо легче, чем вернуться к языку или построить настоящее государство. Надел - снял - забыл. Для кого-то это оберег, для кого-то - семейный клад, для кого-то - дань политической моде, а для кого-то - напоминание, что Украина до сих пор просто большое село с троллейбусами. Но чтобы о ней не думали, вышиванку будут надевать - будут, если Украина сохранится и будут, если она исчезнет. Как народный костюм.
Для кого-то вышиванка - это оберег, для кого-то - семейный клад, для кого-то - дань политической моде, а для кого-то - напоминание, что Украина до сих пор просто большое село с троллейбусами
Вот в чем фокус! Открою вам маленькую тайну. Над входом в мой дом есть футляр со свитком Торы - мезуза. Мезуза охраняет дом. Однако история последних 100 лет доказала, что еврейскую жизнь может спасти не мезуза и даже не Тора, а государство. Государство Израиль. И, кстати, в Израиле мезуза на каждом косяке - и у грешника, и в праведника. Так и должно быть.
Так что нет никакого значения, кто одевает вышиванку. Вышиванка вам не поможет. А вот вы ей можете помочь - если построите государство, в котором вышиванка будет не манифестом украинца, который до сих пор не чувствует себя в большинстве в собственной стране, а просто красивой одеждой. Государство, которое защитит и вышиванку, и производителя вышиванки, и каждого из вас.
Комментарии