Кремль имеет большие проблемы с "Северным потоком-2"

Европейская газовая директива превращает газопропод из гюрзы с ядовитым жалом в невиннного ужа

Немецкая деловая газета Handelsblatt утверждает, что Федеральное агентство по сетям отклонит заявку компании Nord Stream 2 AG на вывод "Северного потока-2" из действия норм газовой директивы Европейского союза.

В агентстве не согласились с логикой компании, руководители которой утверждают, что понятие "завершение строительства" — ведь "Северный поток-2" до сих пор не достроен — не нужно интерпретировать в техническом смысле, а нужно обращать внимание на время инвестирования в проект. Но это странный аргумент — ведь если строительство не является завершенным, так это и означает, что оно не является завершенным. А не подчиняться требованиям газовой директивы Европейского союза могут только те трубопроводы, которые достроены до 23 мая 2019 года. Строительство "Северного потока-2" тогда еще продолжалось, - пишет Виталий Портников для "Радио.Свобода".

Стоит напомнить читателю, в чем смысл газовой директивы ЕС и почему она так важна для Украины. Смысл этой директивы — в том, что газопроводы на территории Европейского союза должны принадлежать независимым компаниям, а не поставщикам сырья — значит, Газпром лишается возможности владеть "Северным потоком-2". И к тому же каждый такой газопровод должен предоставлять равный доступ различным поставщикам — значит, Газпром не сможет загрузить его на полную мощность. И необходимость в газовом транзите через Украину — причем в довольно объемном газовом транзите — сохранится и после окончания строительства "Северного потока-2".

Кремль был готов вкладывать в эти трубопроводы миллиарды долларов, их наиболее высокопоставленным лоббистом был сам Путин

Однако главной задачей строителей альтернативных маршрутов — и об этой задаче в свое время говорили и президент России Владимир Путин, и руководители Газпрома — было добиться полного прекращения транзита российского газа через украинскую газотранспортную систему. Кремль был готов вкладывать в эти трубопроводы миллиарды долларов, их наиболее высокопоставленным лоббистом был сам Путин, который отправлялся с визитом в столицы стран-участниц проектов и убеждал их руководителей не отказываться от транзита российского газа, предлагал выгодные условия. А почему?

Не только потому, что украинский бюджет в случае окончательного прекращения транзита лишался огромных сумм гарантированных доходов. Но еще и потому, что в случае широкого военного противостояния с Украиной экономические риски для России было бы минимизированы, российский газ беспрепятственно продолжал бы поступать по альтернативным маршрутам. И в такой ситуации в Кремле могли бы без особого ущерба для Газпрома планировать атаку уже не только на Донецк и Симферополь, которые сейчас оккупированы в результате вооруженной агрессии России, но и на Днепр, и на Киев, и на Львов.

Вот почему остановка строительства "Северного потока-2" стала для Украины не столько вопросом экономической прибыли, сколько в буквальном смысле слова вопросом выживания. Вот почему каждое новое разрешение на продолжение строительства превращалось в настоящую битву. И в этом смысле позиция правительства Дании, что на длительное время приостановила строительство "Северного потока-2", имела решающее значение. "Северный поток-2" попал в ловушку европейской газовой директивы и фактически лишился того смысла, ради которого все и начиналось.

Позиция Дании имела решающее значение. "Северный поток-2" попал в ловушку европейской газовой директивы

А там и американские санкции объявили — санкции, которые фактически остановили строительство. После объявления этих санкций в Газпроме утверждали, что достроят "Северный поток-2" самостоятельно, без участия западных компаний. А на самом деле?

А на самом деле мы продолжаем следить за странным путешествием российского корабля-трубоукладчика Академик Черский. Именно это судно после отказа западных компаний от участия в достройке трубопровода отправилось к месту строительства и руководители Газпрома убеждали, что оно способно успешно завершить проект. Но несколько дней назад Академик Черский изменил маршрут и отправился в обратном направлении.

Возможно, потому, что это судно на самом деле не может быть использовано для достройки "Северного потока-2". Или потому, что в Кремле решили, что после попадания проекта под нормы газовой директивы Евросоюза и на фоне драматического снижения цен на нефть — а значит, и на газ — нет никакого смысла тратить деньги на осуществление большой антиукраинской мечты Владимира Путина?

Европейская газовая директива превращает "Северный поток-2" из гюрзы с ядовитым жалом в невинного ужа, а американские санкции ставят под сомнение саму возможность выживания кремлевской змеи в холодных водах Балтийского моря.

Copyright © 2020 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі