Кризис – время оседлать тренды
Кто этим воспользуется, тот будет на гребне волны, как удачный серфингист. Другие могут и утонуть, или по крайней мере наглотаться воды
В связи с кризисом часто вспоминают словосочетание "черный лебедь", введенное Нассимом Талебом для обозначения маловероятных событий, которые очень сильно меняют реальность. Мировая экономика давно стала хрупкой, ведь давно говорилось о перегреве мировых рынков и дисбалансе, и тем более хрупкой является украинская экономика - постсоветская, полуфеодальная, в значительной степени сырьевая. К тем, кто хрупкий, прилетает черный лебедь. Кризис должен был произойти раньше или позже. Черным лебедем, спусковым крючком для кризиса стал коронавирус.
И здесь стоит вспомнить еще два важных тезиса от Нассима Талеба. Во-первых, он подчеркивает, что нельзя полагаться на то, что все будет хорошо, что худший сценарий не реализуется. Всегда надо иметь в виду, что вероятность худшего сценария существует. И нельзя представлять себе его масштаб, ориентируясь на самый большой из предыдущих кризисов, потому что может быть еще хуже.
Всегда надо иметь в виду, что вероятность худшего сценария существует. И нельзя представлять себе его масштаб, ориентируясь на самый большой из предыдущих кризисов, потому что может быть еще хуже
Во-вторых, Талеб вводит понятие "антихрупкость" - способность систем не просто быть неуязвимыми и устойчивыми к кризису (в отличие от хрупких систем, которые кризис разрушает и убивает), а наоборот, способность выходить из кризиса даже сильнее, чем были до него. А для того, чтобы приобрести свойства антихрупкости, надо быть гибким и мобильным, готовым к риску - как к проигрышу, так и к выигрышу, иметь фиксированные расходы и, в случае успеха, потенциально неограниченный выигрыш, ну и, конечно, искать возможности.
Первая группа возможностей связана с внутренней жизнью компании. Кризис - самое время сломать стереотипы и почиститься. В любом бизнесе, как на корабле, во время долгого плавания раковины и водоросли налипают на днище и мешают плыть, тормозят. Есть четыре типа такого хлама. Это люди, которые не создают добавленной стоимости, но которых было жалко увольнять. Это расходы, которые всегда осуществлялись "по традиции", но стоит их не делать. Это проекты, которые надо было бы закрыть, но было жалко, - сейчас самое время их закрыть. Наконец, это неэффективные бизнес-процессы вроде "мы так делаем, потому что всегда так делали, оно исторически сложилось". Все, что "исторически сложилось", надо почистить.
Кроме того, удаленная работа, использование фриланса и аутсорсинга помогут сократить расходы и передать наружу все не ключевые производственные и бизнес-процессы.
Самое время учиться, учить сотрудников, задумывать и обсуждать новые проекты и продукты, производить победную послекризисную стратегию
Ну и, конечно, самое время учиться, учить сотрудников, задумывать и обсуждать новые проекты и продукты, производить победную послекризисную стратегию.
Вторая группа возможностей связана с рынками. Традиционный рецепт "посмотрите на новые рынки" не такой легкий для выполнения: авиакомпания вряд ли может заняться другими услугами, а производитель строительных материалов не переквалифицируется на выпуск других товаров. Но у всех есть смежные рынки, которые, возможно, не так сильно пострадали. То же касается географии: не все могут быть экспортерами, но посмотреть на возможности стоит. Возможно, именно сейчас время для стартапов, время тестировать новые идеи.
Также кризис - время для укрепления отношений с клиентами. Пусть даже нельзя их собирать лично, но есть электронные средства коммуникаций.
Третья группа возможностей связана с конкурентами. Не все они переживут кризис. Поэтому для вас самое время забрать рыночную долю тех, кто окажется слабым. И не только забрать рыночную долю, но и приобрести по дешевке нужные активы. А с сильными можно договариваться об альянсах в разных форматах. Например, о создании кластеров - объединений предпринимателей ради большей конкурентоспособности на внешних рынках.
Кризис является поворотной точкой: многие вещи уже никогда не станут такими, как были до того
Есть распространенный миф, что на китайском языке "кризис" записывается двумя иероглифами: 危机, первый из которых означает "опасность", другой "возможность". На самом деле второй иероглиф означает "поворотная точка", хотя в определенных комбинациях может быть связан с возможностью также. Нам надо понимать, что кризис является поворотной точкой: многие вещи уже никогда не станут такими, как были до того.
И здесь надо подчеркнуть главное: кризис не разрушает трендов, которые наблюдались до его начала, а наоборот, сильно их ускоряет. Кто воспользуется теми трендами, тот будет на гребне волны, как удачный серфингист. Другие могут и утонуть, или по крайней мере наглотаться воды. Кризис - время проанализировать и оседлать тренды. Желаю вам этим воспользоваться.
Оригинал на Site.ua
Комментарии