Празднование 23 февраля – это не только приверженность к совку. Все сложнее
Попытки пересмотреть наследие Майдана будут встречать невероятное сопротивление
Я сейчас попробую объяснить, почему одни люди не могут отказаться от празднования 23 февраля, а для других этот праздник является абсолютно неприемлемым. Одна лишь приверженность к совку ничего не объясняет, все сложнее.
Во всех первобытных племен в истории человечества (в том числе в тех племен, которые до сих пор в первоначальном состоянии) существовала процедура инициации. Инициация - это испытание, которое проходит молодой человек (обычно юноша, но во многих местах мира также и девушка), чтобы стать взрослым мужчиной (женщиной). Это не просто ритуал - это непростое испытание, адекватное по силе переживанию смерти и новому рождению. Это всегда связано с принесенной жертвой, и эта жертва и пройденное испытание дают социальные права взрослого, права голоса в общественных делах. Те немногие исключения, кто не прошел испытания из-зи личных недостатков или слабостей, остаются инвалидами, социально неполноценными. Вариативность инициаций в разных уголках мира поражает исследователей.
Современное человечество давно лишилось архаических ритуалов. Но потребность в инициации осталась - и социальная (культурная), и психологическая (личная)
Современное человечество давно лишилось архаических ритуалов. Но потребность в инициации осталась - и социальная (культурная), и психологическая (личная). Женская инициация была не везде; а даже там, где была, она со временем изменилась - ею стала первая менструация или рождение первого ребенка. А вот мужчины таких природных привилегий не имеют - следовательно, остаются неинициированными, то есть социальными детьми.
Но ключевое место в социально-психологической конструкции пустым быть не может, оно заполняется тем, что есть под рукой. Для советских ребят такой инициацией стала служба в Советской армии, даже когда это было не связано с тяжелыми физическими или духовными испытаниями. Понятно, что для типичного жителя маленького городка с заранее расписанной жизнью (детсад - школа - армия - женитьба - завод - пенсия - больница - кладбище) армейская служба была источником необычных впечатлений и эмоций (вот почему армейские байки рассказывают до старости). Но и для тех, кто потом имел в жизни кучу различных испытаний, чувств и достижений, все равно инициация остается ключевой точкой сознания.
Вот почему так много наших сограждан ментально привязаны к службе в Советской армии, даже имея после того богатую и насыщенную жизнь, даже ненавидя совок и "русский мир" во всех их проявлениях. Инициация по своей социально-психологической природе не может быть сравнима ни с чем. Вот почему видим залипание на 23 февраля и сомнительную романтику позднего СССР. С этим ничего не поделаешь: инициация слишком сильный якорь, чтобы повиноваться сознательным усилием преодолеть его.
Инициация слишком сильный якорь, чтобы повиноваться сознательным усилием преодолеть его
Инициация происходит на подсознательном уровне, поэтому только значительные навыки рефлексии способны преодолеть бессознательное сознательными усилиями. Если вы этого не видите и не слышите, значит, оно остается подсознательным, а не отрефлексированным, и будет влиять на вас из тени.
Каждый праздник, который празднует общество, является воплощением важных для общества ценностей. Позднесоветское отчаявшееся общество четко понимало, с какой ценностью связано 23 февраля (а так же 8 марта) - с вечной ценностью инициации.
Но все это не касается тех, кто прошел повторную инициацию. С одними людьми это произошло на Майдане (я видел сотни таких случаев), с другими на фронте российско-украинской войны или в волонтерском движении. Вторая инициация, часто в зрелом возрасте, сильнее первой и просто вытесняет ее из сознания. Вот почему для этих людей 18 или 20 февраля, или какая-то лично важная дата войны, или один из праздников, связанных с украинской армией, воспринимается подсознанием как дата инициации. Старый хлам уступает место новым сильным эмоциям, которые для индивида означают принесенную (и принятую обществом) жертву, пройденное испытание, приобретение социальных прав взрослого - сознательного гражданина.
Вторая инициация, часто в зрелом возрасте, сильнее первой и просто вытесняет ее из сознания
Подчеркну: инициация не просто принесенной, но и принятой обществом жертвой. Вот почему попытки пересмотреть наследие Майдана будут встречать невероятный сопротивление: это означает, что общество задним числом пытается отказаться от принятия жертвы, и такое общество выглядит нарушителем неписаного общественного договора между ним и индивидом.
С теми, кто прошел вторую инициацию, уже ничего нельзя сделать, чтобы заставить их забыть это или отказаться. Отказаться от инициации = отказаться от себя в роли взрослого, а это неприемлемо, невозможно, нереально. Портнов, даже не думай об этом.
Оригинал на Site.ua
Комментарии