Правительством будут управлять из Офиса президента. конфликт неизбежен
Прогноз событий на осень, ключевые точки и сценарии
Триумфальная победа президента Зеленского на парламентских выборах развязывает руки для изменений в разных направлениях, поэтому Украина снова переключается на быстрое время. Все это происходит на фоне обострения безопасности и экономических угроз вокруг.
События ближайших месяцев будут очерчены такими ключевыми точками:
1. Экономические
Переговоры с МВФ с учетом кадровых решений по премьер-министру, министру финансов, председателю правления Нацбанка, а также ключевых экономических реформ (приватизация, земля, налоги) и тарифов на газ, а также реакция населения на тарифы.
Решение апелляционного суда о национализации Приватбанка.
2. Безопасность и международные отношения
Встреча президентов Зеленского и Трампа и связанные с этим возможные обещания обеих сторон на фоне нарастающей эскалации на фронте и подготовки президентских выборов в США.
Реакция активной части украинского общества на обещания президента Зеленского по российско-украинской войне.
3. Политические
Вероятный конфликт в окружении президента, вызванный противоречиями между группами влияния, имеющими разные ценности, и переходом от празднования победы к реальным действиям.
Структуризация, а затем и раскол президентской фракции на группы, основанные на противоположных ценностях и представлении конкурирующих групп интересов.
Оба процесса могут произойти раньше или позже, быть острыми или скрытыми.
Рассмотрим теперь подробнее ход событий, останавливаясь на указанных ключевых точках.
1. День Независимости
Ошибочное решение президента об отмене военного парада на День независимости, вызванное недооценкой значения этого символа для значительной части общества, и дополнительные ошибки при исправлении этого привели к значительному напряжению в отношении к президенту у военных, ветеранских, волонтерских и других сообществах. Если ошибки тщательно не исправят, существует вероятность уличного конфликта на День независимости, стихийного или инспирированного третьей стороной. Действия правоохранительных органов во время этого конфликта непосредственно повлияют на позицию министра внутренних дел Арсена Авакова в дальнейших политических балансах. Но в целом это не повлияет на начало работы парламента и правительства.
Есть вероятность уличного конфликта на День независимости, стихийного или инспирированного третьей стороной
2. Правительство
Однопартийное большинство партии Слуга Народу в Верховной Раде в последние дни августа или в начале сентября монопольно сформирует правительство, а также обеспечит контроль над большинством парламентских комитетов. Правительство наверняка будет компромиссным - преимущественно или частично реформаторским, одновременно сильно связанным с Офисом президента, будет иметь внутренние противоречия. Это правительство будет связано двумя условиями: от него будут требовать делать популярные вещи и демонстрировать быстрые результаты, буквально в рамке 3-4 месяцев. (На данном этапе есть иллюзия, что глубокие реформы могут быть популярными, хотя на самом деле популярными будут только левые решения, неприемлемые в кризисной стране).
Правительство будет связано двумя условиями: от него будут требовать делать популярные вещи и демонстрировать быстрые результаты, буквально в рамке 3-4 месяцев
На сегодня вероятность назначения премьер-министра, не аффилированного с Офисом президента, очень невелика - 10%. Мощная независимая фигура была бы хорошим компромиссом в случае формирования парламентской коалиции, а для однопартийного большинства это не имеет смысла. Премьер-министр с Офиса президента может быть лучше или хуже принят западными партнерами (Алексей Гончарук лучше, чем Андрей Богдан). Кроме него, очень важны четыре министерских позиции.
Во-первых, министр финансов, отвечающий за бюджет в условиях переговоров с МВФ и мирового надвигающегося кризиса (лучший вариант здесь Оксана Маркарова). Во-вторых, новой власти нужны политические решения на грани юридического фола (примеры таких мы можем увидеть в первые 100 дней президента), поэтому не обойтись без лояльного министра юстиции. В-третьих, министр внутренних дел. Кроме того, что это в любом случае мощная правительственная фигура, исходя из ресурсов и полномочий, нужно принять во внимание еще персону Арсена Авакова, безусловно, одного из тяжеловесов украинской политики. От того, будет ли он министром, зависит вся правительственная конфигурация.
От того, будет министром Аваков, зависит вся правительственная конфигурация
Наконец, крайне важна позиция министра обороны в плане веских разногласий между президентом и его окружением, с одной стороны, и военным сообществом (в широком смысле, включая ветеранов, волонтеров), с другой стороны, о перспективах и стратегии войны. В условиях концентрации власти важно также иметь своего "ястреба" в команде президента, который будет брать на себя жесткие заявления и действия, снимая эту обязанность с президента.
Важно иметь "ястреба" в команде, который будет брать на себя жесткие заявления и действия, снимая эту обязанность с президента
Также очень важны позиции министров социальной политики, образования и министра здравоохранения. Ведь на них идет больше всего расходов бюджета и они непосредственно влияют на каждого человека. Кроме того, в этих сферах уже роздано немало популистских обещаний. В идеале эти люди понимают ситуацию одинаково с министром финансов. Также важна позиция министра Кабинета министров, ответственного, с одной стороны, за функционирование правительственной машины, с другой - за продолжение реформы госуправления. Если это будет политическая фигура, представляющая определенную группу интересов, работа правительства будет в значительной степени заблокированной.
Правительство будет в значительной степени руководиться из Офиса президента. А еще есть СНБО, аппарат которого под руководством Александра Данилюка может перетаскивать часть правительственного влияния на себя. Так или иначе, конфликт там неизбежен, так же как другие конфликты внутри окружения президента. Вопрос в том, насколько быстро это произойдет. Во всех случаях одной из сторон конфликта выступает Андрей Богдан как ключевой деятель новой власти, и это напрямую повлияет на позицию президента в обществе (вспомните аналогию с эпохой Ющенко).
3. Международный валютный фонд
Миссия МВФ ожидается в середине сентября, после формирования правительства. На данный момент никаких весомых экономических решений парламент или правительство еще не примет, так что неожиданного мало. Скорее всего, миссия заключит предварительное соглашение (staff level agreement) с правительством. Не исключено также, что в начале осени Украина пойдет вверх в международных рейтингах, потому что в целом ситуация пока положительная. И хотя окончательное соглашение с МВФ должно быть утверждено советом директоров МВФ где-то в декабре, предварительное вместе с ростом рейтинга будут положительными сигналами, с которыми правительство выйдет на рынок внешних заимствований (важно это сделать до выборов в Аргентине, которые могут послать негативный сигнал всей мировой экономике).
Соглашение с МВФ должны утвердить в декабре
4. Встреча президентов Зеленского и Трампа
Президенту Зеленскому от президента Трампа нужны заявления о поддержке в сфере экономики и безопасности. Трампу от Зеленского нужны действия, которые бы поддержали его президентскую кампанию 2020 года, в первую очередь расследование, которое бы задело его конкурента. И это проблема, потому что худшее, что могут сделать украинские политики в украинско-американских отношениях, - это вмешиваться каким-либо образом в американскую внутреннюю политику.
Украинская сторона понимает риски и будет пытаться ничего не обещать, но сильно нуждается в американской поддержке. Поэтому результаты, скорее всего, будут умеренные.
Трампу необходимо до выборов показать свой большой успех во внешней политике как миротворца. Он готов давить на Украину
В то же время украинская карта появится на столе переговоров Трампа и Путина. Трампу просто необходимо к выборам показать свой большой успех во внешней политике как миротворца, и ради этого он готов давить на Украину. Идеал Путина - получить от Трампа заверения в том, что Украина полностью входит в зону интересов и ответственности России ("эти украинцы не способны навести порядок на своей земле и создают всем проблемы, а я смогу все решить, только дайте мне карт-бланш"). Все зависит от того, насколько Трамп доверяет Путину, и от силы украинской внешнеполитической позиции - что интересного Украина способна предложить Америке. Могут быть созданы новые форматы переговоров со значительно большей ролью США, но вряд ли они обеспечат какие-то прорывы: Путину нужна война.
Переговоры будут проходить на фоне существенного обострения на фронте
Все эти переговоры будут проходить на фоне существенного обострения на фронте - таким путем Путин обычно усиливает свою позицию перед переговорами. Могут быть любые провокации, обстрелы террористами собственных городов и тому подобное.
Важная ключевая точка: что Зеленский пообещает Трампу в обмен на поддержку. Внедрение идеального для Путина варианта будет означать ослабление санкций и фактически первый шаг к потере суверенитета, что будет негативно воспринято значительной частью общества (но уличные протесты до конца года маловероятны).
Уличные протесты до конца года маловероятны
5. Реформаторская повестка дня парламента
Между тем парламент наладит свою работу и начнет штамповать реформаторские законопроекты, значительный пакет которых уже подготовлен. Здесь нужно будет острый глаз по двум причинам. Во-первых, в хорошие законопроекты заложат окошка для плохих парней, а давление со стороны Офиса президента по максимально высокого темпа их прохождения не позволит качественно их обработать.
В хорошие законопроекты заложат окошка для плохих парней
Во-вторых, на каждый десяток хороших законопроектов юридические хакеры вроде Андрея Портнова подготовят парочку плохих, которые пойдут в пакете почти незамеченными. Отсутствие опыта большей части народных депутатов, злонамеренность части опытных и слабость малых проукраинских фракций в сочетании с погоней за быстрым результатом может наделать много бед. Типичными примерами реформ, в которых нужно внимательно смотреть на детали (где скрывается дьявол), является земельная реформа и приватизация, а также реформа управления государственными предприятиями.
Важную роль будут играть малые парламентские фракции, которые будут пытаться контролировать качество поспешных решений, но это зависит от их силы и сплоченности.
Первые внутрифракционные конфликты, разброд и саботаж мы увидим в этом году. Далее фракция начнет распадаться, а внешние центры - в том числе олигархи - станут влиятельнее
До нового года парламент будет работать достаточно интенсивно, а большая президентская фракция под строгим наблюдением из Офиса президента будет пытаться сохранить монолитность. В то же время конфликты будут нарастать, поскольку будут формироваться группы по ценностям, по интересам и подчиненности внешним центрам влияния (и все эти группы имеют разные "красные линии"). Также неизбежны конфликты между руководством партии и мажоритарщиками, значительная часть которых будет чувствовать большую ответственность перед избирателями, чем перед партией, и не соглашаться с низкой оценкой их собственного вклада в победу. Первые внутрифракционные конфликты, разброд и саботаж мы увидим уже в этом году, но они еще не будут решающими. Далее фракция начнет распадаться, а внешние центры (в том числе олигархи) станут влиятельнее.
Другие политические игроки вряд ли смогут до конца года разработать и начать воплощать качественные активные (не реактивные) стратегии. Это произойдет уже в следующем году, когда недостатки нынешней системы концентрированной власти полностью проявятся.
До сих пор больших развилок не было, были только ключевые точки, в определенной степени определяющие траекторию событий, но не создающие альтернативных сценариев.
6. Национальный банк
Вот здесь встречаем первую большую развилку. Игорь Коломойский настроен сменить руководство Нацбанка - его цель не так Яков Смолий, как Екатерина Рожкова, но Смолий, похоже, Рожкову не сдаст, поэтому мишенью станет и он (если сдаст, то все равно будет мишенью, ведь, получив влияние на кадровые решения в НБУ, Коломойский вряд ли остановится). Цель может простираться дальше, не только к увольнению, но и осуждению и заключению противницы олигарха. Под угрозой потери независимости Нацбанка его правление может проявить солидарность и уйти в отставку вместе. В любом случае, международные партнеры будут крайне недовольны.
Коломойский настроен сменить руководство Национального банка
На эту развилку, скорее всего, Украина выйдет после встречи с Трампом, задолго до утверждения бюджета и заседания совета директоров МВФ, то есть где-то в конце сентября или в октябре, ведь президенту нужно время, чтобы попытаться объяснить такое решение международным партнерам.
Формальный повод для разгрома НБУ и фамилии новых руководителей не имеют никакого значения - имеет значение только сам факт лишения Нацбанка независимости (хитрые разговоры о том, что президент не посягает на нее, а лишь хочет принимать кадровые решения, никого не введут в заблуждение, ибо независимость как раз и коренится в защищенности позиции). Это решение будет иметь фатальные последствия для сотрудничества с МВФ, поэтому Украина съезжает на негативный сценарий.
7. Приватбанк
Украинские суды уже продемонстрировали активную деятельность в пользу Игоря Коломойского. Наступит время для рассмотрения апелляционным судом вопроса о законности национализации Приватбанка. Особенно угрожающе это выглядит в условиях удачной атаки на Нацбанк.
Вероятное решение о незаконности национализации Приватбанка приведет к параличу правительства и кризиса банковской систем
Вероятное решение о незаконности национализации Приватбанка приведет к параличу правительства и кризиса банковской системы. Для сложных решений нужны лучшие специалисты - а мы помним, что нам неизвестны фамилии министров финансов, юстиции и председателя правления НБУ на тот момент, а также какой вес будет иметь СНБО. Следующий шаг - решение Лондонского суда в пользу Коломойского, а после этого Украина уже будет иметь крайне слабую позицию во всех других международных судах.
Реакция президента и его окружения, скорее всего, будет такой же, как и на предыдущие аналогичные решения, то есть нулевой.
8. Тарифы
Следующая ключевая точка - цена на газ на отопительный сезон. Ее надо поднимать с 5500 примерно до 9000 гривен, и это крайне непопулярное решение нельзя откладывать.
Но перед правительством будет задача обеспечить популярные решения, и поэтому вряд ли необходимый шаг будет легким. Можно попробовать все списать на предшественников и рыночные механизмы, но население этого не понимает и ожидает от президента (конечно!) низких тарифов. Уклонение от решительного непопулярного решения будет означать красную карточку от МВФ и переход на негативный сценарий.
Цену газа в отопительный сезон надо поднимать с 5,5 до 9 тысяч гривен. Но население ожидает от президента (конечно!) низких тарифов
Все это будет происходить на фоне колебаний курса гривни, которые население (все еще непривычное к гибкому курсу) будет воспринимать как падение.
9. Преследования
Между тем Украина подойдет к следующей ключевой точке: преследование политической верхушки 2014-2019 годов, то есть Петра Порошенко и его команды (включая Валерию Гонтареву). Здесь объединятся интересы команд Зеленского и Януковича. Для первых посадка персонажей, ненавистных для значительной части народа, является единственным способом поддержать падающий рейтинг путем демонстрации "справедливости". Для вторых это реванш и месть за все, что было после Революции Достоинства. Судебные процессы будут иметь целью не только отомстить отдельным людям, но и вообще доказать ошибочность пути, по которому страна двигалась после Майдана (драйвером здесь является Портнов, друг Богдана). Даже если не удастся кого-то посадить, это выведет из строя опытных членов парламентской фракции. В определенных кругах на Западе начнутся разговоры о политических преследованиях, ведь речь идет не только о бывших руководителей, но и действующих политиков.
В преследовании политической верхушки 2014-2019 годов объединятся интересы команд Зеленского и Януковича. Цель - доказать ошибочность пути, по которому страна двигалась после Майдана
Еще одна линия напряжения связана с борьбой за руководство Киевом и большой столичный бюджет. Виталий Кличко будет сопротивляться, а гражданское общество может выйти на защиту не городского головы, а городского самоуправления.
10. Олигархи
Параллельно подконтрольные суды и регуляторы займутся "равноудалением" (термин придумал в свое время Путин) других олигархов. Первым будет Ринат Ахметов, на энергетические (и не только) активы которого уже начались атаки, которые могут распространиться дальше на телеканал. Следующим, похоже, будет Виктор Пинчук. Судьба дала шанс Игорю Коломойскому, и он им уже пользуется. Как будут вести себя преследуемые олигархи, трудно предсказать.
Уже начались атаки на Рината Ахметова. Следующий - Виктор Пинчук
11. Государственные предприятия
Еще одна вероятная линия развития событий заключается в откате реформы управления государственными предприятиями - независимые советы директоров могут быть признаны неудачным экспериментом и заменены на лояльные. А дальше произойдет замена руководства крупнейших предприятий (особенно в сфере энергетики и инфраструктуры), что вызовет большое напряжение международных партнеров. Большие игры политических тяжеловесов также начнутся вокруг идеи создания Фонда национального благосостояния, который должен объединить стратегические госпредприятия.
12. Аргентина и Брекзит
В конце октября мир напомнит Украине о себе - состоятся выборы в Аргентине, и победа левых, которые обещают быстрые решения сложных проблем, снова сорвет страну в штопор, а всей мировой экономике пришлет крайне негативный сигнал.
В то же время второй негативный сигнал поступит с Британских островов, где базовым сценарием выглядит поддержанный премьер-министром Борисом Джонсоном выход из Евросоюза без соглашения. Апокалипсиса не будет, но все негативные события складываются вместе. На фоне торговых войн США с Китаем, замедления роста Китая и Индии, а также охлаждения европейской экономики все это выглядит пессимистично, а для Украины означает ухудшение условий заимствований на внешних рынках. А впереди у нас 2020 год - пиковых платежей по долгам.
13. Бюджет
Мы добрались ноября, и это время активной работы над государственным бюджетом. Ключевой вопрос здесь - соблюдение согласованного с МВФ дефицита бюджета. Ключевая фигура - министр финансов. Угроза - огромное количество предвыборных и послевыборных обещаний президента. Бюджет не резиновый, ноябрь не резиновый: нет денег и времени. Тянуть нельзя: в декабре заседания совета директоров МВФ.
Конечно, если уволить руководство Нацбанка и/ или не повысить тарифы, нарушив условия сотрудничества с МВФ, то можно готовить бюджет без ограничений по времени и предельному дефициту. Сгорела хата, гори и сарай. В таком случае Аргентиной назовут другую страну.
14. Местные выборы
Вероятно, но не точно, в конце осени состоятся местные выборы, необходимые для дальнейшей консолидации власти, в том числе для контроля над бюджетами, особенно в крупных городах. Результаты выборов зависят от темпа потери рейтинга президентом и от способности его противников консолидироваться, поэтому сейчас их трудно предсказать. Но триумф, подобный парламентским выборам, маловероятен.
Даже в случае значительной победы на местных выборах консолидации власти не произойдет, поскольку вновь избранные местные лидеры, как всегда бывает, будут чувствовать больше ответственности перед избирателями, чем перед дальней столицей.
Для нашего анализа местные выборы важны тем, что Офис президента будет в значительной мере занят ими. А в условиях узкого "горлышка бутылки", когда принятие управленческих решений сконцентрировано в Офисе президента, это приведет к дальнейшему снижению качества этих решений.
15. Россия
Все это будет происходить на фоне постоянно тревожной ситуации на фронте: кремлевская верхушка умеет пользоваться слабостями противника. На данный момент президент и его окружение демонстрируют непонимание стратегии врага и имеют иллюзию возможности договоренности. Пока мы не знаем, какие у них красные линии, да они и сами этого на данный момент могут не знать. Но ситуация осложняется тремя факторами: желание президента Украины продемонстрировать успехи в решении наиболее сложной и желаемой для избирателей проблемы - установление мира; желание президента США выглядеть миротворцем для победы на выборах; высокий темп потери легитимности российским режимом (два ключевых фактора этого - ликвидация иллюзии выборов и чрезмерное применение силы на фоне роста бедности и сепаратистских настроений в российских регионах).
Президенту Зеленскому и президенту Трампу нужен мир, а президенту Путину нужна война
Так что президенту Зеленскому и президенту Трампу нужен мир, а президенту Путину нужна война. В такой ситуации Украина имеет слабую переговорную позицию, что будет подчеркиваться обострением перед каждым следующим раундом, и должен идти на значительные уступки. Именно этого и нельзя делать, но пока украинское руководство не определилось. Могут быть разные неожиданности, например, встреча Зеленского с Путиным один на один или обмен пленниками "все на всех" (что будет продемонстрировано украинским избирателям как высшее достижение) в обмен на политические уступки. Эти уступки неизбежно вызовут значительное критику президента со стороны военного/ ветеранского/ волонтерского сообщества и в целом гражданского общества. Большой масштаб уступок может привести к акции гражданского неповиновения.
Поскольку война идет также на экономическом фронте, одним из ключевых вопросов будет транзит газа, сокращение которого означает потерю Украиной до 3 млрд долл. Кто будет министром энергетики и кто на тот момент будет руководить Нафтогазом, пока непонятно; существует угроза, что независимые наблюдательные советы стратегических государственных предприятий фактически превратятся в фикцию. Также неизвестна погода зимой. Не стоит забывать и о долгах: долг Газпрома Нафтогазу 2,5 млрд долл. и долг Януковича 3 млрд долл.
К концу года должны континуум сценариев между двумя полюсами.
Положительный полюс сценарного пространства предусматривает: преимущественно реформаторское правительство, сохранение независимости Национального банка, рыночные тарифы на газ, продолжение сотрудничества с МВФ (программа на 5-7-9 млрд долл.), умеренные конфликты в окружении президента и в большой фракции, отсутствие явных уступок России и, как следствие, умеренное общественное напряжение. В этом случае экономика продолжает расти, Украина без проблем обслуживает свои долги 2020 года и создает достаточные условия для привлечения инвестиций даже в условиях сложной ситуации в мировой экономике.
Отрицательный полюс сценарного пространства предусматривает: жестко контролируемое Офисом президента правительство, потерю независимости Нацбанка, искусственно низкие тарифы на газ, разбалансировки бюджета и ухудшение платежного баланса, признание незаконной национализации Приватбанка, а в конце - провал сотрудничества с МВФ на фоне ухудшения ситуации на внешних рынках. В этом случае неизбежно обострение внутренних конфликтов в окружении президента и во фракции "Слуга народа" (кто-то будет за независимость НБУ, а кто за свободу кадровых решений президента; одни за мир любой ценой, другие категорически против, и т.д.), а также конфликтов между олигархами.
Между этими полюсами лежат промежуточные сценарии, определенные вышеуказанным ключевыми точками. С одной стороны, скорее всего, реализуется некий промежуточный сценарий. С другой стороны, полюса являются аттракторами, к которым тяготеет развитие событий: одно удачное решение создает почву для другого, одно неудачное решение влечет за собой другое, и так далее. Основные вызовы будут в 2020 году, и к ним Украина может подойти сильной, консолидированной и мобилизована, или же слабой и с многочисленными внутренними конфликтами. А это решается в ближайшие месяцы.
Оригинал - на Site.ua
Комментарии