Валерий Пекар
Общественный деятель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы
13.08.2019
5786
4

Власть должна делать противоположное тому, что делает сейчас

Парадокс стратегии

Я часто критикую Владимира Зеленского и его ближайшее окружение. Но, как требует старая дискуссионная школа, критикуешь - предлагай. Нельзя же просто сидеть и смотреть на это все. Что стоило бы предложить в нынешней ситуации с точки зрения управленческой теории и практики?

Я исхожу из того, что Владимир Зеленский и его окружение получили максимальную концентрацию власти, а значит - и ответственность за все. Но они не способны справиться с управленческими, безопасностными, экономическими и социальными проблемами, стоящими сегодня перед Украиной, - потому что даже гораздо более мощная и сплоченная команда была бы не способна сделать это самостоятельно.

Зеленский и его окружение получили максимальную концентрацию власти, а значит - и ответственность за все

В то же время надо понимать, что Владимир Зеленский является законно избранным президентом. Других президентов в ближайшее время у нас не будет. Все разговоры о том, что кто-то на его месте справился бы лучше, являются чистыми спекуляциями, пустыми разговорами, - никого нет еще. А о неконституционных путях забудьте, это дорога в ад.

Итак, имеем такую систему условий и ограничений:

1. Огромные вызовы в сфере безопасности, экономики, государственного управления.

2. Неспособность справиться с ними.

3. Большая концентрация власти.

4. Только конституционные механизмы.

Что делать?

Анализ условий и ограничений приводит к однозначному выводу: надо делиться властью. То есть делать противоположное тому, что делается сейчас.

Поделиться властью сейчас означает существенно продлить и качество собственной власти в будущем

Концентрация власти в условиях плотного потока сложных и разноплановых проблем создает "глотку бутылки", приводит к низкому качеству управленческих решений, перегрузки и срыву руководителей, пропускания ударов (в терминах бокса), что грозит нокдауном и потерей управления. Кроме того, противоречивая коммуникация, возникающая при такой перегрузке управленческой системы, создает дополнительное напряжение и риски.

Очень странно звучит предложение делиться властью, обращенное к тому, кто ее только что удачно сконцентрировал, не так ли? Но стратегия имеет нелинейную логику. Иногда надо отдать, чтобы получить больше. Например, владелец денег, который хочет увеличить свое состояние, не держит деньги при себе, а отдает с целью получить больше: инвестирует в предприятие или вкладывает в банк. Поделиться властью сейчас означает существенно продлить и качество собственной власти в будущем.

Что значит "делиться властью"? Это означает создание нескольких относительно независимых центров принятия решений, которые бы несли свою ответственность и координировались, а не руководствовались президентом, с четким разграничением сфер ответственности. Это позволит собрать лучших людей и наладить лучшие процессы, распараллелить их и существенно повысить качество управленческих решений.

Создание нескольких относительно независимых центров принятия решений, которые бы несли свою ответственность и координировались, а не руководствовались президентом, с четким разграничением сфер ответственности

1. Штаб войны.

Война является самой важной из реалий, и она происходит не только на фронте, но и в дипломатической, информационной и других сферах. Нужен системный подход к ней, иначе будем постоянно проигрывать, ведь противник учился вести такую войну всю жизнь.

Украина имеет конституционный орган, который должен стать таким штабом, - СНБО. Нынешний секретарь СНБО является высококлассным управленцем и способен это сделать. Надо усилить Раду и ее аппарат военными, дипломатическими и информационными специалистами и дать ей возможность самостоятельно готовить стратегические и оперативные решения. Контроль президента обеспечивается его председательством в СНБО по должности.

СНБО не может заниматься никакими другими вопросами, кроме национальной безопасности и обороны

При этом СНБО не может заниматься никакими другими вопросами, кроме национальной безопасности и обороны. Министр иностранных дел должен стать главным спикером по всем международным вопросам, так же должен быть определен единственный представитель по вопросам обороны (министр или НГШ, или, может, кто-то другой - главное, чтобы все общество его воспринимало как единого представителя), что снимет с президента обязанность постоянно публично реагировать на события войны, с чем у него пока не очень получается справиться.

2. Штаб экономики.

Это правительство. Необходимо назначить премьер-министром независимого специалиста высокой квалификации и дать ему право создать эффективную команду. Не руководить правительством из офиса президента, а утвердить в парламенте программу действий и дать полную самостоятельность. Контроль президента обеспечивается его правом вето на законы, принятые парламентом с подачи правительства. Правительство, а не президент несет полную ответственность за социально-экономическую сферу.

Не руководить правительством из офиса президента, а утвердить в парламенте программу действий и дать полную самостоятельность

Независимый технократ во главе правительства также избавит президента типичной для Украины угрозы произрастания премьера в новую политическую фигуру.

3. Штаб права.

Реформа судов и прокуратуры, а также других правоохранительных органов является отдельной большой проблемой, где граждане имеют большие ожидания. Можно назначить ручные органы управления и управлять ими в ручном режиме, но это станет продолжением практики, за которую обвиняли предыдущего президента.

Реформу правосудия надо поручить третьему штабу, отделив эту деятельность от офиса президента. К сожалению, конституционные органы, которые непосредственно должны руководить реформой, сами находятся в плачевном состоянии. Таким штабом реформ может стать профильный комитет Верховной Рады, усиленный международными советниками.

Завышеные и противоречивые ожидания граждан оправдать невозможно

Война, экономика, справедливость - три кита современной украинской повестки дня. Разграничение центров ответственности за принятие управленческих решений позволит не только существенно повысить их качество, но и с помощью грамотной коммуникации перенести часть ответственности с президента и управлять ожиданиями граждан, что станет очень важно, когда рейтинг начнет падать. А это будет скоро, потому что очень завышеные и противоречивые ожидания граждан оправдать невозможно.

Оригинал на Site.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

4

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Виктор Вовк Общественно-политический деятель
Виктор Бобыренко Политолог
Ярина Матвийчук Журналист Украинской службы "Голоса Америки"
Антон Мороз Специалист по социальной работе ОО "Форпост"
Ираклий Джанашия Эксперт по вопросам национальной безопасности и обороны Украины в UIF
Погода