Валерий Пекар
Общественный деятель, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы
28.03.2019
902

Избиратель видит в Зеленском себя, как в зеркале

Украинская политическая конкуренция уже никогда не будет такой, как раньше

Замечание. Эта статья не содержит никаких оценок личности или программы кандидата, а также не является агитацией ни за, ни против него. Это попытка объективного анализа кампании Зеленского как интересного и важного политологического феномена. Я не политолог, но сейчас почти все политологи трудоустроены, поэтому придется делать это за них.

Феномен Зеленского заслуживает того, чтобы его изучить. Я буду всячески воздерживаться от оценок личности этого кандидата, его взглядов, явных или гипотетических связей с олигархами, а только попытаюсь проанализировать причины и инструменты его высокого результата.

Важнейшим фактором роста рейтинга Зеленского является то, что он соединил три электоральные группы.

1. Избиратели "против всех" стали ядром электората Зеленского. Они изначально были готовы проголосовать за любого антисистемного кандидата, это форма выражения их протеста против традиционных элит. Подобный протест, подобный запрос на антисистемные лица можно наблюдать во многих странах мира.

Избиратели "против всех" стали ядром электората Зеленского

И я, и другие аналитики (не исключено, что и сам Зеленский) думали, что этим все и ограничится. Но в январе он начал набирать вторую группу.

2. Пророссийский электорат потерял единого кандидата после раскола пророссийского блока на две части (до этого раскола присоединился и штаб Порошенко, но они вряд ли прогнозировали подобные последствия). Многие пророссийские избиратели разуверились в кандидатах Бойко и Вилкуле и увидели своего в Зеленском: русскоязычный, не давит на патриотизм, считает необходимым прекратить войну.

Таким образом Зеленский получил вторую группу избирателей и значительно повысил свой рейтинг, став лидером гонки.

3. И здесь включилась третья группа, которую условно можно назвать "чтобы-не- Порошенко". Это избиратели, для которых основной задачей нынешних выборов является устранение Порошенко (спектр причин разнообразен - от разочарования реформами и коррупцией до влияния российской пропаганды). Эти избиратели в конце прошлого года или не определились, или были готовы голосовать за Тимошенко как за кандидата, который победит Порошенко. Когда Зеленский стремительно вырвался вверх, они увидели будущего победителя в нем. Голоса начали перетекать от Тимошенко к Зеленскому, и этот процесс динамично продолжается с начала года: она падает, он растет. Безусловно, это не леваки-патерналисты, потому что им Зеленский ничего не предлагает; это избиратели, для которых главной чертой Тимошенко была не его личность, взгляды или программа, а ее будущая победа над Порошенко.

Голоса начали перетекать от Тимошенко к Зеленскому, и этот процесс динамично продолжается с начала года: она падает, он растет

Приходится слышать, что за Зеленского не голосуют с убеждений, только по приколу. Это неправда, еще и как голосуют. Проблема в том, что голосуют за него из разных убеждений, и все уверены, что его убеждения такие же, как у них (см. ниже о зеркальной технологии). Такую амбивалентность избирателей Зеленского подтверждают социологические исследования.

Методы и инструменты, которыми достигнут этот высокий результат, заслуживают внимания.

1. Очевидно, самым интересным инструментом является сериал, в котором Зеленский сыграл роль президента Голобородько. Я не уверен, что где-то в мире бывало подобное. Важно, что люди с до-критическим мышлением (а таких в Украине 80%) отождествляют актера и роль. Так, ребенок верит, что перед ним настоящий Дед Мороз, даже если видел, как папа надевал бороду. Конечно, среди избирателей Зеленского многие с развитым критическим мышлением, но на часть аудитории сериал имел большое влияние.

Кандидата Зеленского сделало телевидение

В общем, думаю, все согласятся, что кандидата Зеленского сделало телевидение.

2. Digital. Команды других кандидатов даже не пытались использовать современные каналы и инструменты. Они все застряли в ХХ веке с его бордами и телевидением, хотя значительная часть избирателей уже живет в XXI. Активная работа в этом сегменте информационного пространства приятно поразила часть избирателей, в которых сформировалась приверженность Зеленского. Добавлю, что социальные сети не принимают традиционной высокопарной риторики и консервативных лозунгов других кандидатов, здесь у команды Зеленского канал и месседжи были согласованы.

3. "Зеркальная технология". Я так назвал подход команды Зеленского, который заключается в отсутствии четких заявлений по ключевым проблемам, молчании и уклонении от дебатов, встреч и интервью. Поскольку Зеленский соединил три разные и часто несовместимые целевые группы, то явное высказывание позиции по вопросам, которые являются основой идентификации и разграничения, может легко кого-то отвлечь. Молчание позволяет каждому избирателю быть уверенным, что кандидат разделяет именно его ценности и позиции. Многие избиратели считают, что Зеленский за евроинтеграцию, многие другие уверены в его пророссийской позиции. Каждый видит в кандидате себя, как в зеркале.

Многие избиратели считают, что Зеленский за евроинтеграцию, многие другие уверены в его пророссийской позиции. Каждый видит в кандидате себя, как в зеркале

4. Коммуникация Ребенка к Ребенку. Известный психолог Эрик Берн в книге "Игры, в которые играют люди "определяет три "Я-состояния" личности: Родитель, Взрослый и Ребенок. Почти все кандидаты формируют политический образ Отца или Матери и с этой вершины обращаются к избирателю как к Ребенку ("Я вас буду защищать, буду заботиться, буду обеспечивать т.д."). Зеленский первым обратился с позиции ребенка к ребенку ("Сделаем их вместе!" и другие подобные лозунги), и это оказалось абсолютно новым словом в украинской политической рекламе, которое выгодно отличает такое послание от других, зажованных и одинаковых.

5. Short run (короткий забег). Ранний старт Тимошенко, как мы видим, привел к исчерпанию ресурсов набора рейтинга: не хватает месседжей, не хватает новых групп, которых можно было бы привлечь. Команда Зеленского блестяще рассчитала время старта, чтобы на момент выборов он оказался на пике. Неважно, что произойдет потом. Спортсмен должен быть в лучшей форме как раз на момент соревнований.

Все вышесказанное можно подытожить одной фразой: в украинскую политическую реальность прорвался постмодерн. Идет битва не идеологий или позиций, а публичных имиджей, виртуальных образов.

Прорыв постмодерна в страну, которая пытается, истекая кровью, выйти из средневековья до модерна, может привести к шоку

Прорыв постмодерна в страну, которая пытается, истекая кровью, выйти из средневековья до модерна, может привести к шоку (перепрыгивание через уровень ментального, социального или экономического развития ничем хорошим никогда не заканчивается). Но одновременно это сыграет положительную роль, разрушая старые модели политической коммуникации и способствуя гражданском росту. (Еще раз подчеркну: это я пишу не об потенциальном президентстве Зеленского, а исключительно о его кампании).

Несмотря на то, поддерживаете вы Зеленского, или является его категорическим противником, или вам нравится его кампания, или наоборот - украинская политическая конкуренция уже никогда не будет такой, как раньше.

Оригинал Site.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Наші автори
Евгения Кузнецова Писательница
Антон Сененко Cтарший научный сотрудник Института физики НАН Украины
Андрей Веселовский Дипломат, бывший представитель Украины в Европейском Союзе
Елена Подолян Психотерапевт, директор ОО "Форпост"
Мирослава Барчук Журналист