10 лет назад освободили «Фаину»: как это было
Реальная история спасения украинцев от сомалийских пиратов
12 февраля исполняется ровно десять лет с того момента, как судно "Фаина" с украинским экипажем прибыло в кенийский порт Момбаса. Судно захватили сомалийские пираты в конце сентября 2008 года, а экипаж находился в плену более четырех месяцев.
Сама же история резонансного захвата и не менее сенсационного освобождения "Фаины" с самого начала приобрела значительный резонанс в Украине и мире. Постоянный интерес к этой истории подогревался информацией о грузе крупной партии оружия на борту судна и многочисленными публикациями медиа о его вроде контрабандном характере. На самом деле, оружие поставлялось в соответствии с нормами международного права, критериев ООН и согласно контракту между украинским спецэкспортером и Министерством обороны Республики Кения.
Пиратство в Сомали организовали бывшие члены Национальной добровольной береговой охраны
Сами же меры по освобождению судна существенно усложнялись практически полным отсутствием информации о пиратстве у побережья Сомали и в районе Африканского рога, которое в 2008 году вдруг стало серьезным препятствием для морской торговли. Данные о сомалийских пиратах в то время были очень ограничены и содержали множество противоречивых фактов. Как оказалось впоследствии, пиратство в Сомали фактически организовали некоторые бывшие члены Национальной добровольной береговой охраны, которая была создана в 1990-х местными рыбаками для охраны районов улова рыбы у побережья. Однако, в условиях длительной гражданской войны, отсутствия центральной власти и совершенно разрушенной экономики, пиратство фактически стало для многих жителей побережья чуть ли не единственной возможностью заработка.
В условиях гражданской войны, отсутствия центральной власти и совершенно разрушенной экономики, пиратство стало для многих жителей побережья чуть ли не единственной возможностью заработка
Удалось узнать, что традиционно большинство пиратов - из местности вокруг портов хобби и Харардере в центральном Сомали. Маленький городок Эйл на побережье Индийского океана стал местом, куда пираты транспортировали и где хранили захваченные суда. Со временем спонсорами пиратства в Сомали начали выступать так называемые "инвесторы", которые занимали пиратам средства, обеспечивают горючим, продуктами питания, средствами связи, наркотиками и т.д. и, соответственно, получали существенную часть выкупа. Оказалось, что сомалийские пираты имели широкие связи и контакты в Йемене, Кении и в крупнейших морских портах региона.
Бессильной помочь в освобождении наших моряков, судна и груза оказалась и Организация Объединенных Наций
Бессильной помочь в освобождении наших моряков, судна и груза оказалась и Организация Объединенных Наций. Так, в декабре 2008 года в Найроби проходила Международная конференция ООН по борьбе с пиратством, в которой приняли участие делегации 45 государств, а также представители неправительственных организаций и частных компаний, специализирующихся в сфере безопасности морских транспортных перевозок. Эксперты ООН долго и горячо спорили о тонкостях и нюансах морского права, но к общему мнению так и не пришли. Неудивительно, что на этом все тогда и закончилось - то есть о каких-либо конкретных мерах в рамках ООН так и не удалось договориться.
Оказались тщетными надежды и на реальную помощь со стороны так называемых местных авторитетов или "влиятельных сомалийцев". В результате, в январе 2009 года сложилась ситуация, когда не только судовладелец, но и захваченные моряки, их родные и близкие фактически стали заложниками требований кучки наглых преступников. Хорошо, что вовремя нашли необходимые средства для выкупа.
Вообще же, освобождение "Фаины" стало возможным благодаря кропотливой работе украинской стороны и постоянному взаимодействию с кенийской властью. Такое плодотворное сотрудничество позволило заложить прочные основы взаимовыгодных и дружественных отношений между Украиной и Кенией. Контакты, установленные в те дни, позволили впоследствии успешно решать вопросы, связанные с другими освобождениями судов, в состав экипажей которых входили украинские граждане.
2011 ответственные судовладельцы начали брать на борт частную вооруженную охрану
Следует добавить, что уже в конце 2011 года ответственные, прежде всего европейские судовладельцы, устав от обнаглевших пиратов, начали брать на борт частную вооруженную охрану. Профессиональные охранники, как правило бойцы из числа бывших морских пехотинцев, обеспечивали надежную защиту судна, экипажа и ценного груза. Как оказалось, пиратская проблема имеет достаточно простое решение.
Об этом и многом другом пойдет речь в моей книге, что скоро выходит в свет: "От" Фаины "до" Дельвины "или невыдуманная история о сомалийских пиратах".
Олег Белоколос, для Gazeta.ua
Эксперт "Майдана" иностранных дел ", работая Временным поверенным в делах Украины в Республике Кения (2008-2010 годы), участвовал в освобождении экипажа и судна "Фаина".
Комментарии