Эпоха короткой памяти
Оглянуться назад и сказать: "это тоже я"
Современный мир действует, как большая машина стирания. La providence n'efface que pour écrire, писал когда-то мрачный католик Жозеф Де Местр - мол, Бог стирает только для того, чтобы написать заново. Но сегодня силы, которые стирают / пишут заново кажутся более демоническими, чем двести лет назад. В них гораздо больше жестокости, чем высвобождение.
Мы окружены устройствами,которые помнят за нас, которые стирают в нас стремление помнить
Мы окружены устройствами, которые помнят нас, - и которые стирают в нас стремление помнить. Нынешние дети сталкиваются с этим еще больше, чем мы: впечатлений так много, что каждое из них "стирает, чтобы написать заново, - и чтобы быть стертым заново". - Во многих вещах наши дети будут значительно талантливее, чем мы, возможно значительно добрее, чем мы, - но мне почему-то кажется, что они будут помнить хуже, чем мы. Так же как мы помним хуже, чем наши бабушки и дедушки.
Мрачный католик Жозеф де Местр, несмотря на свой консерватизм, открывал новую эпоху, XIX века, чьей религией будет прогресс, движение-вперед. Тогда считали, что человек - это существо, способное двигаться вперед, и именно это отличает его от животных и "низших рас", что всегда движутся по кругу. Но сегодня движение вперед часто является банальностью и, как это ни странно, порой менее гуманной частю нас самих: стремлением уничтожить то, что только что пережил. Человек является существом, способным двигаться вперед, это правда, - но он также является существом, способным оглядываться назад, останавливаться и переводить дыхание, сказать далекому прошлому: "это также я", способностью помнить и благодарить за то, что было сто или тысячу лет назад.