Мнения в The New York Times историка, директора Украинского института в Лондоне и автора книги "Смерть солдата, рассказанная его сестрой" Олеси Хромейчук
Какой люди представляли себе Украину до 24 февраля 2022 года? Если бы на них надавили, некоторые могли подумать в воображении о невестах по заказу по почте и бритоголовых бандитов, бродящих по одному большому постсоветскому Чернобылю. Но, вероятно, и об этом не думали. Вместо этого, они вообще не представляли себе Украину. Страна всплыла на радарах большинства только в связи с западными политическими скандалами и войной России против нее. Немногие жители Запада посещали ее. А те, кто посещал, могли бы прийти к выводу, как недавно признался мне один западный журналист, что "Украина была такой же, как Россия, но без всего этого дерьма".
Практически все теперь знают две вещи об украинцах – их много, больше 40 млн, и они совсем не такие, как русские
Какими люди представляют украинцев сегодня? Как отважных бойцов, противостоящих хулигану. Быть может, дерзких современных казаков в их пестрых вышиванках, немного диких, но все же благополучно европейских. Украинцы – абсолютный аутсайдер накануне воины, побеждают в неравном бою. Практически все теперь знают две вещи об украинцах – что их много, больше 40 млн, и что они совсем не такие, как россияне.
Эти воображения Украины до и после имеют больше общего, чем мы могли бы подумать. Оба являются карикатурами, основанными не на знании страны или людей, населяющих ее, а на мифологии. В случае с Украиной эта мифология формируется по отношению к России. Независимо от того, думают ли люди об Украине, как о России или совсем не так, как о России, многие до сих пор не знают, что такое Украина на самом деле. После столетий империалистических репрессий и десятилетий советского подчинения, Украина имеет что рассказать о значении свободы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Китай становится все большим стратегическим вызовом для западных партнеров Украины
По словам Владимира Путина, Украины не существует. Прежде чем начать свое кровавое полномасштабное вторжение, он неоднократно отрицал существование страны в псевдоисторических очерках и речах. Он всего лишь последний в длинной череде кремлевских правителей, пытавшихся лишить украинцев их субъектности. Для человека, настолько одержимого историей, он должен был сообразить, что столетия безуспешных попыток уничтожить украинскую нацию показывают, что Украина очень даже существует.
Более чем за столетие до Первой мировой войны, украинские земли были разделены между двумя империями. Западные части контролировали австрийцы, а остальные – россияне. Правящие силы придерживались разных подходов. В то время как Габсбурги были менее готовы прибегнуть к прямым репрессиям, цари экспериментировали с разными способами искоренения украинского национального самовыражения – запрет украиноязычных публикаций, запрет украинских культурных обществ и изгнание или заключение в тюрьму непокорной элиты. Самое главное, они держали подавляющее большинство населения в нищете, лишая его образования и социальной мобильности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Придется расставлять неприятные приоритеты: защищать жилые объекты или инфраструктуру" – Лоуренс Фридман
Тем не менее, этот период был отмечен усилиями по формированию украинской идентичности. В отсутствие независимого государства писатели, поэты и художники стали фигурами, формировавшими национальную идентичность, которая затем углублялась посредством организации общества, повышающего самосознание. В этот период были написаны некоторые из величайших образцов украинской литературы, в том числе пламенная поэзия Тараса Шевченко, чья строка "Борітеся, поборете" сегодня читается как мантра украинскими гражданскими и военными.
После распада Российской империи и до образования Советского Союза украинцы ненадолго ощутили вкус государственности, что еще больше укрепило их чувство национальной принадлежности. Как только большевики завладели украинскими землями, они были вынуждены признать украинцев отдельной нацией. А не просто осколком российского народа, как их видели цари.
Украинская культура расцвела в 1920-е. Советская политика "коренизации", поощрение использования местных языков, была прагматичным шагом Москвы, направленным на лучшее распространение советской идеологии на ее многоэтничные территории. Непреднамеренно это способствовало росту местного культурного самовыражения, которое было социально сложным, эстетически экспериментальным и политически провокационным. Неуправляемая доморощенная культура Украины разоблачала лицемерие СССР, где все нации были равны, но некоторые были равнее других.
За десятилетия советской власти стремление к независимости проявлялось иногда в частном сохранении украинского языка и традиций, а иногда в открытой и организованной борьбе против советской власти
В 1930-е украинцы подверглись преднамеренной попытке уничтожить их как нацию. В то время, как элиты были сосланы или казнены, миллионы селян были убиты Голодомором – сталинским искусственным голодом. Как и другие нерусские народы, осмелившиеся требовать автономии, украинцы систематически подвергались репрессиям, русификации и лишению субъектности. Тем не менее, стремление к независимости осталось. В течение десятилетий советской власти это стремление проявлялось иногда просто в сохранении украинского языка и традиций в частном пользовании, а иногда в открытой и организованной борьбе против советской власти.
Так же, как рухнули предыдущие империи, рухнула и советская. В 1991 году, за неделю до того, как СССР прекратил существование, 92% украинских избирателей, чуть менее 30 млн человек, поддержали провозглашение независимости на референдуме. Государственность, наконец, была восстановлена. С тех пор эта якобы неисторическая нация продолжает защищать свой суверенитет от вмешательства России и авторитарных импульсов, которые она поощряет. За три десятилетия украинцы организовали несколько крупных протестных движений и революций, что свидетельствует о глубоком гражданском сознании граждан.
Опыт отсутствия своего государства и борьбы, репрессивного внешнего правления и с трудом завоеванной независимости превратил Украину в нацию, которую видим сегодня
Исторический опыт отсутствия своего государства и борьбы, репрессивного внешнего правления и с трудом завоеванной независимости превратил Украину в нацию, которую видим сегодня – противостоящую империализму, сплоченную перед лицом врага и преисполненную решимости защищать свою свободу. Для народа Украины свобода – это не какой-то высокий идеал. Это необходимость для выживания.
Тем не менее, некоторые комментаторы настаивают, что тотальная война России каким-то образом впервые превратила украинцев в нацию. Это избитое утверждение – 30 лет назад украинцы воспринимались как неожиданная нация, внезапно поднявшаяся из-под обломков СССР. С этой упрощенной точки зрения, Украина представляет собой не более чем буферную зону со слишком сложной для понимания идентичностью, которая лишь смутно соответствует нации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "США и союзники готовят нас к новым российским атакам" – Михаил Жирохов
Однако для людей, живущих в Украине, эта сложность является частью силы страны. Из-за своей истории как нации, разделенной границами между несколькими государствами и империями, Украина всегда была плавильным котлом культур, языков и традиций. Результат этого смешения – современная украинская политическая нация, представители которой помимо украинского языка говорят на крымскотатарском, румынском, венгерском, болгарском и многих других. И, как показал вирусный мем с начала вторжения, все они могут точно сказать российскому военному кораблю и его командиру, куда им идти, на беглом русском.
Против тех, кто испытывает искушение восхищаться очевидным пробуждением украинской нации, есть слова украинской писательницы Леси Украинки. "Страдать в цепях – великое унижение. Но забыть эти цепи, не разорвав их – худший позор", – писала она в 1903 году, когда стране еще предстояло вкусить вкус независимости. Намного дольше, чем война с Россией, украинцы боролись за свободу и суверенитет, и добились их.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии
2