Мнения в издании Politico бывшего президента Freedom House, старшего научного сотрудника Atlantic Council Адриана Каратницкого
Нападение Владимира Путина на Украину представляет собой первую межгосударственную войну в наше время, в которой на карту поставлено как выживание государства, так и всей нации. В ХХ и ХХІ веках крупные войны и конфликты часто угрожали суверенитету государств или выживанию наций и национальных меньшинств. Но эта война беспрецедентна тем, что подвергает риску обоих.
Эта двойная экзистенциальная угроза объясняет яростное сопротивление Украины и является ключевой причиной массового проявления национальной солидарности, которая объединила состоятельных и бедных, профессионалов и рабочих Украины, гражданское общество и олигархов, православных, католиков, евангелистов, евреев и мусульман. Все внесли вклад в удивительные боевые успехи Украины.
Геноцид не ограничивается полным или частичным уничтожением этнической группы. В данном случае, это попытка России уничтожить народ, связанный идентичностью, уходящей корнями в относительно новый гражданский конструкт – многонациональное, многоязычное украинское государство. Реальность этого зарождающегося геноцида является еще одной причиной, чтобы Запад сделал все возможное, чтобы предотвратить победу Путина. Если ему позволят стереть Украину с карты, это будет не просто моральная катастрофа. Это спровоцирует гуманитарную катастрофу, которая просочится дальше в Европу и только подстегнет самые агрессивные инстинкты Путина по отношению к другим соседям России.
Украинская нация объединяет тех, кто идентифицирует себя как этнических украинцев, с теми, кто идентифицирует себя как украинец из-за гражданской гордости за свое государство
За 30 лет существования современной Украины этнические украинцы и национальные меньшинства постепенно преодолели языковые и культурные различия. Этот процесс отчасти был вызван аннексией Крыма Москвой в 2014 году и фактическим захватом Россией части Донбасса. Они сформировали мощный гражданский патриотизм, который объединяет тех, кто идентифицирует себя как этнических украинцев, с теми, кто идентифицирует себя как украинец из-за гражданской гордости за свое несовершенное, но демократическое, свободное и толерантное государство.
Опрос, проведенный уважаемыми украинскими социологами в марте 2017-го, показал, что около 92% жителей Украины считают себя этническими украинцами по сравнению с 79% в 2001 году. Лишь 6% украинцев назвали тогда себя русскими.
Это разнообразное и всеобъемлющее чувство украинской идентичности олицетворяет президент Владимир Зеленский – еврей, выросший в русскоязычной среде, но чье могущественное лидерство во время войны основывается на его сверхъестественном понимании того, как объединить многие течения, составляющие современную украинскую нацию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Крах Российской империи зависит от Украины" – Ахъяд Идигов
Поведение России в войне и оккупации дает понять, что Кремль понимает эту политическую и культурную динамику и свою способность задушить ее.
Как правило, силы-завоеватели предпринимают шаги, чтобы завоевать сердца и умы, развеять общественные страхи и дать надежду на безопасность и стабильность. Чтобы успокоить местное население, оккупанты обычно ищут пособников, которые могут придать новому режиму местное лицо и попытаться привлечь на свою сторону побежденных.
На захваченных с февраля частях Украины Россия от такой тактики отошла. Вместо того, чтобы формировать кадры из местных лидеров или даже людей из Донбасса и Крыма, главный помощник Путина и бывший премьер России Сергей Кириенко стал гауляйтером команды российских администраторов, которых вербуют для управления органами местного самоуправления и проведения политики геноцида, террора, репрессий, фильтрационных лагерей, искоренения местных традиций и вытеснения украинской культуры, языка и образования.
Российская тактика направлена на перевоспитание украинцев, чтобы лишить их этнической идентичности
Российская тактика направлена на перевоспитание украинцев, чтобы лишить их этнической идентичности. Это означает гораздо больше, чем навязывание русских текстов и учебных программ. В отчете Госдепа указывается, что около 260 тыс. украинских детей были разлучены с родителями, изгнаны из своих общин и насильственно депортированы в Россию в рамках процесса "деукраинизации". В общей сложности 1,6 млн украинцев, находившихся под российской оккупацией, были насильственно вывезены в Россию, причем огромное количество подверглось фильтрационным лагерям, задержаниям, пыткам и допросам. Все эти действия против гражданских являются военными преступлениями.
Для выявления и задержания украинских патриотов фильтрационные процедуры предполагают временное задержание с последующим интенсивным опросом, в ходе которого запрашивается информация не только о подследственном, но и о его соседях.
Еще одна российская тактика – преднамеренная попытка обезлюдить Украину. Учитывая сильное чувство национальной идентичности, развившееся за 30 лет современной украинской государственности, и ожесточенное гражданское сопротивление внешнему правлению, Россия проводит военную политику, направленную на изгнание украинцев из своей страны. По данным ООН, в результате российской агрессии насчитывается более 8,7 млн внутренне перемещенных лиц. Большинство из них теперь в центральной и западной Украине. Кроме того, по оценкам ООН, число перемещенных беженцев составляет 6,3 млн человек, из которых 2,5 млн – дети. В целом, это составляет около 40% населения страны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украинские войска отвоевали часть территории" – что пишет о нас мировая пресса
Депопуляция усугубляется преднамеренным уничтожением тысяч украинцев оккупационными войсками, как в Буче и Ирпене, и убийством еще десятков тысяч путем неизбирательных ударов по многоквартирным домам, торговым центрам, школам и театрам. В это число входит почти полное разрушение Мариуполя – города, в котором раньше проживало 500 тыс. человек, а сейчас он превратился в город-призрак, в котором проживает всего лишь 100 тыс. человек.
После сталинского и гитлеровского кровавых режимов ученый-юрист Рафаэль Лемкин в 1941 году ввел термин "геноцид" и стал движущей силой принятия Конвенции ООН о геноциде. Лемкин, уроженец Львова, заметил, что "геноцид не обязательно означает немедленное уничтожение нации. Он задуман как согласованный план разных действий, направленных на разрушение базовых основ жизни людей, национальной группы". Действия России явно подходят под определение Лемкина.
Даже по более узкому определению, содержащемуся в Конвенции ООН о геноциде, поведение России соответствует критериям геноцида, поскольку нападения России на мирных жителей имеют целью преднамеренное создание "членам группы условий жизни, рассчитанных на ее полное или частичное физическое уничтожение".
Уничтожение украинской нации и ее идентичности путем устранения ее политических, гражданских и культурных лидеров сопровождается явным подавлением ее языка, культуры, истории и системы образования. Все эти действия оправдываются перед российской внутренней аудиторией широким распространением пропаганды о будто бы межнациональной розни.
Российское государственное и подконтрольное государству телевидение - прямая копия "Радио тысячи холмов" Руанды во время геноцида 1994 года. Оно постоянно извергает язык ненависти, изображает саму идею отдельной украинской идентичности и независимого государства, как преступную форму ультранационализма и дегуманизирует украинцев, говоря о них, как о "червях".
Путинская война направлена ликвидацию украинцев как нации и государства
Путинская война направлена не на защиту русскоязычного населения и не на создание нейтральной и демилитаризованной Украины. Он проводит политику ликвидации украинцев как нации и государства.
Еще в 2008-м Путин сказал президенту Джорджу Бушу-младшему, что "Украина – это не страна", заложив основу для своего возможного наступления на суверенитет Украины. К июлю 2021 года Путин разработал более широкую и опасную точку зрения в эссе "Об историческом единстве русских и украинцев". В этом тексте он заявил о "духовном единстве" украинцев и русских, и утверждал, что украинцы – часть "единой, триединой нации", и они будто бы были искусственно отделены от России и русских в результате ошибочной политики советских времен и манипуляций Запада.
Путин дополнительно атаковал легитимность украинского государства, ложно утверждая, что поскольку нет отдельной украинской нации и ее отделения от русских, то нет и подлинной исторической основы для украинской государственности. Он утверждал, что Украина – продукт махинаций Польши, Австро-Венгрии, Ленина и первых правителей СССР, а также сегодняшних США и их европейских союзников.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинское общество выстояло против Януковича. Выстоит и против Путина
Сегодня Россия доводит эти заявления до логического завершения, готовясь к бутафорским референдумам на оккупированных частях Украины по поводу их "присоединения к российскому государству".
Чтобы убедить россиян в легитимности доводов в пользу разрушения украинской идентичности и государственности, Путин и кремлевские пропагандисты далее заявляют, что Украину искусственно готовят как "антироссийский" политический проект Запада, призванный угрожать безопасности России.
Учитывая огромные преимущества России в военной мощи, ядерном оружии, населению, природных ресурсах и ВВП, а также тот факт, что Украина никогда не вступала в бой с российскими войсками за пределами украинской территории, мысль о том, что Украина – угроза для России, явно абсурдна. Тем не менее, эта идея сейчас является центральной для российской пропаганды.
Российская пропаганда все чаще называет украинцев не нацистами, а нациками – как синоним националистов. А те используются как синоним тех, кто стремится защитить украинскую идентичность
Россия также объявила "денацификацию" в качестве дополнительной ключевой цели. Примечательно, что российские пропагандисты все чаще называют украинцев не нацистами, а маленькими нацистами – "нациками". Использование уменьшительного для гнусной идеологии не случайно. "Нацики" задуманы не как синоним нацистов, а как синоним националистов. А национализм, в свою очередь, используется как синоним тех, кто стремится защитить самобытную украинскую национальную идентичность в рамках украинского государства.
Используя эти термины, российская пропаганда стремится превратить национальную идентичность, украинскую культуру, ее исторический нарратив и язык в идеологию, причем, в крайне опасную идеологию. 30 лет государственной независимости способствовали огромному культурному и художественному пробуждению внутри Украины. Тысячи романов, рассказов, биографий, фильмов, пьес и других произведений искусства основаны на идее украинской государственности, языковой и этнической самобытности. Цели Путина неизбежно означают почти полное уничтожение обширного литературного, культурного и художественного наследия в масштабах, невиданных со времен Второй мировой войны.
Жизнь украинцев под оккупацией дает представление, как выглядела бы Украина, если бы Путин преуспел в ее полном завоевании. Это опустошенная и обезлюдевшая страна, оставшиеся жители живут в условиях политического террора, тотальной цензуры СМИ и жесткого идеологического контроля
Жизнь украинцев, находящихся сейчас под оккупацией, дает представление о том, как выглядела бы Украина, если бы Путин преуспел в своей цели полного завоевания. За полной победой России последует опустошенная и обезлюдевшая страна, оставшиеся жители которой живут в условиях тоталитарного режима политического террора, тотальной цензуры СМИ и жесткого идеологического контроля.
Культурная и идеологическая война, которую Путин планирует развязать против поколений украинцев, ныне живущих в условиях независимости, будет беспрецедентной по своей жестокости.
Победа Путина будет означать приход к власти жестокого режима, стремящегося уничтожить украинскую культуру и гражданское общество. На территории Украины, контролируемой Россией, миллионам людей придется подавить свою этнолингвистическую идентичность, которая укоренялась за 30 лет. Для миллионов украинцев российское правление поставило бы перед жестким выбором – очиститься от своей этнической принадлежности или подвергнуться этнической чистке. Победа России также будет означать, что за первоначальной бегством 6 млн украинцев в Европу и в другие места последует бегство многих дополнительных миллионов, для которых жизнь станет невыносима.
Неспособность поддержать Украину и давить на Россию приведет к дальнейшей практике геноцида и придаст смелости агрессивной и все более репрессивной России угрожать другим соседям
Это ясно показывает ставки в мужественной борьбе Украины против путинской России. Именно по этой причине приверженность Запада вооружению Украины не должна ослабевать. Неспособность поддержать Украину и оказать давление на Россию не только приведет к дальнейшей практике геноцида, углубляя массовый гуманитарный и правозащитный ужас, это придаст смелости агрессивной и все более репрессивной России угрожать другим соседям. Мы не можем позволить этому произойти.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии