Ексклюзивы
четверг, 28 июля 2022 09:01

Спецтема: Война России против Украины

Иски на десятилетия: что ждет РФ после признания страной-террористом
5

Парламент Украины признал Россию государством-террористом 14 апреля, введя для этого специальный термин в украинском законодательстве
Фото: Громадське
17 июля в центре Амстердама состоялась акция, на которой почтили память убитых россиянами пассажиров самолета Boeing 777.  Участники акции призвали привлечь внимание международного сообщества к военным преступлениям, которые совершает Российская Федерация на территории Украины.
17 июля в центре Амстердама состоялась акция, на которой почтили память убитых россиянами пассажиров самолета Boeing 777. Участники акции призвали привлечь внимание международного сообщества к военным преступлениям, которые совершает Российская Федерация на территории Украины.
17 июля в центре Амстердама состоялась акция, на которой почтили память убитых россиянами пассажиров самолета Boeing 777. Участники акции призвали привлечь внимание международного сообщества к военным преступлениям, которые совершает Российская Федерация на территории Украины
Россия могла бы претендовать на звание государства-спонсора терроризма еще до начала масштабного вторжения в Украину

Президент Украины и политическое руководство нашего государства призывают признать Россию государством-спонсором терроризма.

Верховная Рада обратилась в Палату представителей и сенат Конгресса США с соответствующим призывом. Парламент Украины также признал Россию государством-террористом 14 апреля, введя для этого специальный термин в украинском законодательстве.

Спустя некоторое время, cейм Литвы единогласно принял резолюцию, в которой признал российское вторжение в Украину геноцидом, а саму Россию – государством, поддерживающим и совершающим акты терроризма.

В Государственном департаменте США еще в апреле сообщили, что изучают все возможные способы давления на Кремль с целью заставить прекратить войну в Украине, в частности признание РФ государством, спонсирующим терроризм.

Госдеп принимает решение

Самая распространенная формулировка терроризма, употребляемая ООН в своих документах - это преступные акты, направленные или рассчитанные на создание обстановки террора, которые ни в коем случае не могут быть оправданы.

Однако в международном праве до сих пор нет какого-либо одного определения этого термина. Из-за разных подходов ООН уже в течение 60 лет не может принять конвенцию о борьбе против терроризма.

Впрочем, в национальной практике США уже более полувека существует такой инструмент, как признание государства спонсором терроризма.

Решение о признании той или иной страны спонсором терроризма означает, что власти США налагают на такое государство четыре основные категории санкций:

– ограничение помощи со стороны США, включая экономическую;

– запрет на экспорт и продажу продукции оборонного назначения в такую ​​страну;

– дополнительные меры по контролю за экспортом продуктов двойного назначения;

– усиленный финансовый мониторинг операций с контрагентами страны – спонсора терроризма.

Если США признают страну спонсором терроризма, это имеет последствия для других государств посредством внедрения "вторичных санкций" - ограничения против тех лиц и стран, торгующих с "террористическим" государством.

Что касается визовой политики, то все заявители, являющиеся гражданами государств-спонсоров терроризма, должны пройти собеседование с консульским офицером США. Тем не менее, особые требования по получению иммиграционных виз в США гражданами государств-спонсоров терроризма формально не установлены.

На сегодняшний день четыре законодательных акта уполномочивают Государственного секретаря США определять иностранное правительство за неоднократную поддержку актов международного терроризма и прекращать помощь или торговлю с этой страной:

– Закон об иностранной помощи 1961 года

– Закон о контроле за экспортом оружия 1976 года

– Закон об администрировании экспорта 1979 года

– Закон об экспортном контроле 2018 года.

Из четырех законов, позволяющих включить любое иностранное правительство в список государств-спонсоров актов международного терроризма, только Закон о контроле за экспортом оружия определяет, в чем заключается поддержка международного терроризма.

Хотя этот закон не определяет общий термин "международный терроризм", он отмечает, что этот термин включает "все виды деятельности. Которые, по мнению государственного секретаря, намеренно помогают или способствуют международному распространению ядерных взрывных устройств отдельным лицам или группам. Намеренно помогают или способствуют отдельному лицу или группам в приобретении специального ядерного материала без гарантий. Или специально помогают или способствуют усилиям личности или группы по использованию, разработке, выработке, накоплению или завладению иным образом химическим, биологическим или радиологическим оружием".

У каждого из четырех законов есть некоторые уникальные аспекты своего регулирования. Но все определяют два возможных пути для устранения иностранного правительства из этого списка.

Первый возможный вариант состоит в том, что президент утверждает это и отчитывается перед Конгрессом, что произошли фундаментальные изменения в руководстве и политике правительства соответствующей страны. Что это правительство не поддерживает акты международного терроризма и предоставило соответствующие гарантии, этого не будет в будущем.

Второй возможный вариант заключается в том, что президент за 45 дней до вступления в силу удостоверяет руководство Конгресса (как определено в первом варианте), что соответствующее правительство не предоставило никакой поддержки актам международного терроризма в течение предыдущего 6-месячного периода и это правительство предоставил гарантии, что он не будет поддерживать акты международного терроризма в будущем.

Каждый из четырех законов уполномочивает президента США отказываться от его ограничительного применения в каждом конкретном случае, консультируясь с Конгрессом и отчитываясь перед ним.

Внесение государств в список спонсоров терроризма и их исключение является преимущественно прерогативой президентской вертикали.

Следовательно, вопрос внесения государств в список спонсоров терроризма и их исключение является преимущественно прерогативой президентской вертикали.

У Конгресса нет прямых полномочий по принятию решения о признании государства спонсором терроризма или снятии подобного статуса без участия президента США.

В то же время Закон о контроле за экспортом оружия содержит законодательный механизм, посредством которого Конгресс может заблокировать исключение страны из списка государств-спонсоров терроризма путем принятия соответствующей резолюции.

Впрочем, в политической практике США существовали прецеденты, когда ограничения на иностранную помощь определенному иностранному правительству фактически обходили. Вводились формулировки ежегодных ассигнований, оказывающих помощь "несмотря на какие-либо другие положения закона" – стратегия, которую часто использует Конгресс для стимулирования "изгнанников".

В течение многих лет государственный секретарь и президент США пользовались своими полномочиями, чтобы включить восемь и изъять четыре иностранных правительства из списка государств-спонсоров терроризма.

В настоящее время США признают государствами-спонсорами актов международного терроризма правительства Сирии (с 1979 года), Ирана (с 1984 года), Северной Кореи (1988-2008 годов, с 2017-го) и Кубы (1982-2015 годов, с 2021 года).

Ранее в этот список в разное время входили также Ирак, Ливия, Южный Йемен и Судан.

В этом списке есть только две страны, которые США ни разу из него не исключали: Сирия и Иран. Их Вашингтон признал спонсорами терроризма за поддержку движения "Хезболлы" и других радикальных группировок, которые США считают террористическими организациями.

Автор: Укринформ
  17 июля в центре Амстердама состоялась акция, на которой почтили память убитых россиянами пассажиров самолета Boeing 777.  Участники акции призвали привлечь внимание международного сообщества к военным преступлениям, которые совершает Российская Федерация на территории Украины.
17 июля в центре Амстердама состоялась акция, на которой почтили память убитых россиянами пассажиров самолета Boeing 777. Участники акции призвали привлечь внимание международного сообщества к военным преступлениям, которые совершает Российская Федерация на территории Украины.

Россия следующая в очереди

Россия могла бы претендовать на звание государства-спонсора терроризма еще до начала масштабного вторжения в Украину. За пять месяцев войны в этом году зафиксированы массовые случаи пыток, казни мирного населения, целенаправленные обстрелы жилых кварталов и гражданской инфраструктуры.

В частности, у РФ были тесные связи со странами, которые уже есть в списке государств-спонсоров терроризма. Например, она системно поддерживала сирийский режим Башара Асада, а российские военные наносили удары в Сирии по мирным жителям, являющимся военным преступлением.

Российские спецслужбы причастны к организации отравления семьи Скрипалей в Великобритании и главного оппозиционного политика Алексея Навального

Российские спецслужбы также причастны к организации отравления семьи Скрипалей в Великобритании и главного оппозиционного политика Алексея Навального. Кроме того, Кремль поддерживает террористические организации так называемые ДНР и ЛНР и прямо способствовал уничтожению рейса MH-17 на Донбассе восемь лет назад.

На сегодняшний день Москва не только убивает и пытает людей, но и угрожает миру ядерным терроризмом. С начала войны оккупанты захватили Чернобыльскую и Запорожскую АЭС и регулярно запускают ракеты по другим регионам именно над атомными электростанциями.

В ответ на все эти факты, 12 мая члены комитета Палаты представителей иностранных дел, республиканец Джо Уилсон и демократ Тед Лью, представили двухпартийную резолюцию, в которой предлагают признать РФ государством-спонсором терроризма.

Параллельно аналогичную резолюцию утвердил в конце июня комитет сената США по международным отношениям. Этот документ также двухпартийный: его предложили республиканец Линдси Грэм и демократ Ричард Блюменталь. Речь идет о том, что сенат считает действия российского правительства главой Владимира Путина актами терроризма и призывает госсекретаря США признать РФ государством, которое спонсирует терроризм.

США Энтони Блинкен заявил, выступая в конгрессе: "Не сомневаюсь в том, что россияне терроризируют украинский народ".

Масштаб сотрудничества РФ с другими государствами мира гораздо больше, чем таких стран-изгнанников, как КНДР, Сирия, Куба и Иран

Впрочем, до сегодняшнего дня Госдеп так и не решился на такой шаг. Аргументирует тем, что требует тщательного анализа подобного решения. Такая пауза может быть связана и с тем, что масштаб сотрудничества РФ с другими государствами мира гораздо больше, чем таких стран-изгнанников, как КНДР, Сирия, Куба и Иран.

Следовательно, США понимают, что определение РФ как государства-спонсора терроризма может повлечь за собой любой непредвиденный экономический удар для развивающихся стран. Которые, по крайней мере на данный момент, полагаются на торговлю с Россией по поводу основных продуктов питания или поставок топлива. Вопрос, который становится все актуальнее, поскольку экономисты прогнозируют замедление мировой экономики в этом году.

Автор: Громадське
  Парламент Украины признал Россию государством-террористом 14 апреля, введя для этого специальный термин в украинском законодательстве
Парламент Украины признал Россию государством-террористом 14 апреля, введя для этого специальный термин в украинском законодательстве

Символический акт или реальная помощь?

Большинство санкций, применяемых к странам, спонсируемым терроризмом, не станут чем-то новым для России.

На сегодняшний день РФ уже подвергнута значительным санкциям Соединенных Штатов. К примеру, Москва не получает внешней помощи от Вашингтона, уже существует запрет на экспорт и продажу оборонной продукции, и Россия уже была подвергнута значительным финансовым ограничениям.

По состоянию на данный момент Россия по количеству санкций, введенных против нее, обошла Иран, Сирию и Северную Корею. А санкционные мероприятия, предпринятые в то время в РФ, почти достигли 10 тысяч. В отношении Ирана с 1984 года было введено 3616 санкций, преимущественно из-за ядерной программы и поддержки терроризма. Россия только за пять месяцев после полномасштабного вторжения в Украину стала объектом 7161 новой санкции.

Россия по количеству введенных против нее санкций обошла Иран, Сирию и Северную Корею

Другими словами, этот шаг может быть в значительной степени символичен с точки зрения ощутимого влияния на российскую военную машину, которая в большинстве своем держится на поступлениях от экспорта энергоносителей.

Не стоит забывать и о том, что у РФ есть большой арсенал оружия массового уничтожения, из-за чего Вашингтон не спешит обращаться с Москвой так, как оно того заслуживает.

С другой стороны, объявление России государством-спонсором терроризма имело бы весомое репутационное значение, поскольку это всеобъемлющая мера, которая ставит под риск любые экономические отношения с "государством-террористом" или его частными компаниями.

По сообщению издания Politico, 20 июля состоялся телефонный разговор спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси с главой Госдепа Энтони Блинкеном, в ходе которой спикер нижней Палаты требовала от госсекретаря объявить Россию спонсором терроризма. Она подчеркнула, что иначе это сделает конгресс.

Как отмечается, в конгрессе США уже обсуждается такой беспрецедентный шаг.

Следует отметить, что Госдепартамент США, за которым остается формальное решение, достаточно осторожно комментировал тему признания России "террористическим" государством. Еще 27 апреля госсекретарь

Бесспорно, что включение России в государства-спонсора терроризма будет иметь последствия для каждого правительства, которое продолжает участвовать в любом экономическом взаимодействии с Москвой. Особенно связан с промышленностью и высокими технологиями.

Учитывая экономический и политический вес, Вашингтон способен не только сам применить эти санкции, но может заставить своих торговых партнеров придерживаться их путем применения механизма "вторичных санкций". Так, когда США блокировали строительство Северного потока-2, и ситуацию удалось разрешить только на самом высоком уровне прошлым летом. Именно поэтому сейчас Китай не спешит оказать помощь России, поскольку для экономики "Поднебесной" гораздо важнее рынки США и ЕС.

Международному бизнесу сложно работать в странах, являющихся государствами-спонсорами терроризма. Вот почему Судан так сильно пытался выйти из этого черного списка во время администрации Дональда Трампа.

Если США официально признают Россию государством-спонсором терроризма, главная ценность могла быть в потенциальных многосторонних переговорах, где этот статус мог бы использоваться как "предмет торга". Однако реальные переговоры с участием Москвы и Киева пока не актуальны. Поэтому трудно сказать, чего можно достичь, признав Россию государством-спонсором терроризма на этом этапе.

Среди других реальных последствий признания России государством-спонсором терроризма станет ограничение права на иностранный суверенный иммунитет в судах США как для рассмотрения исков, так и для исполнения судебных решений. Это, в частности, повлияет на активы российского правительства, которые сейчас заморожены.

Если РФ будет включена в список "государств-террористов" в результате этих действий, продолжающихся более двух десятилетий правительства Путина, они могут стать основой для потенциальных исков в судах США

В резолюции сената, призывающей признать Россию государством-спонсором терроризма, перечисляются многочисленные действия как основания для такого определения. Среди них – использование "жестокой силы против гражданских лиц во время Второй чеченской войны"; поддержка "сепаратистов, совершающих насильственные действия против мирного украинского населения в Донбассе"; нападения на "невинных гражданских лиц в Сирии" на гражданские рынки, медицинские учреждения и школы; предоставление материальной поддержки Сирии и распространение "террора по всему миру через частные военные сети наемников, такие как группа Вагнера", сотрудничающая с Министерством обороны РФ и участвовавшая в "деятельности в Украине, Сирии, Судане и Ливии". Кроме того, в резолюции отмечается, что "Российская Федерация совершала и продолжает совершать военные преступления, руководя и санкционируя неизбирательное нацеливание на гражданские центры в Чечне, Грузии, Сирии и Украине, что привело к гибели бесчисленных невинных мужчин, женщин и дети".

Таким образом, если РФ будет включена в список "государств-террористов" в результате этих действий, которые продолжаются более двух десятилетий правительства Путина, они могут стать основой потенциальных исков в судах США. В частности, действия России могут квалифицироваться как "внесудебное убийство". В законодательстве США оно определяется как "преднамеренное убийство, не санкционированное предыдущим приговором, вынесенным должным образом сложившимся судом, предоставляющим все судебные гарантии, которые признаются необходимыми для цивилизованных народов".

Автор: Укринформ
  17 июля в центре Амстердама состоялась акция, на которой почтили память убитых россиянами пассажиров самолета Boeing 777. Участники акции призвали привлечь внимание международного сообщества к военным преступлениям, которые совершает Российская Федерация на территории Украины
17 июля в центре Амстердама состоялась акция, на которой почтили память убитых россиянами пассажиров самолета Boeing 777. Участники акции призвали привлечь внимание международного сообщества к военным преступлениям, которые совершает Российская Федерация на территории Украины

Что касается юрисдикции для вынесения судебных решений, иностранные государства имеют право на иммунитет от исков в федеральных судах и судах штатов в США, если не применяются исключения в соответствии с законом о суверенном иммунитете иностранных государств 1976 года. Одним из таких исключений является "исключение о терроризме", принятый в 1996 году. Он позволяет иностранным странам, которые были определены как государства-спонсоры терроризма, предъявлять иски в судах США за поддержку террористов.

Однако частное право на иск против государства-спонсора терроризма ограничено определенными истцами, а именно гражданами Соединенных Штатов, членами вооруженных сил США и государственными служащими США.

Американские граждане, убитые в Сирии, Ливии и Судане, также могли бы подать в суд, но украинцы, грузины, сирийцы и другие жертвы российских действий не будут иметь такого права

Так что граждане Украины не смогут на этом основании подавать иски против РФ в суды США. СМИ сообщили о нескольких погибших гражданах США во время войны в Украине. В зависимости от обстоятельств их смерти их семьи могут подать в суд в Россию в соответствии с Законом о суверенном иммунитете иностранных государств, если Россию признают государством-спонсором терроризма. Американские граждане, убитые в Сирии, Ливии и Судане, также могли бы подать в суд, но украинцы, грузины, сирийцы и другие жертвы российских действий не будут иметь такого права.

В свое время Конгресс США принял несколько законов, разрешивших жертвам терроризма, успешно подавших иск в соответствии с Законом о суверенном иммунитете иностранных государств, получить возмещение за счет замороженных активов Ирана.

В этом ключе следует также упомянуть решение Верховного суда США по делу Опати против Республики Судан. Несколько десятилетий назад боевики "Аль-Каиды" взорвали бомбы у посольств США в Кении и Танзании, погибли более 200 человек и тысячи были ранены. Впоследствии жертвы и члены их семей подали иск в федеральный суд в Вашингтоне, пытаясь привлечь Судан к ответственности за его роль в оказании поддержки Аль-Каиде.

Суд первой инстанции присудил им миллиарды долларов компенсации, но федеральный апелляционный суд сократил эту сумму вдвое. Верховный суд упразднил это решение, подготовив основу для выплаты пострадавшим миллиардов долларов компенсации, учитывая штрафные санкции.

Администрация Байдена выделила $7 млрд в виде замороженных активов из Афганистана

К слову, в текущем году администрация Байдена выделила $7 млрд в виде замороженных активов из Афганистана, которые будут использованы для гуманитарной помощи и возможных законных выплат семьям жертв террористических атак 11 сентября после перехода власти в Афганистане к талибам в августе прошлого года. Потенциально он может использовать такую ​​же стратегию с Россией в будущем.

В такой ситуации возникает риск определенной правовой коллизии. Как известно, замороженные в этом году российские активы могут быть использованы для компенсации украинским жертвам российской агрессии или помощи в восстановлении страны. Однако те же российские активы могут быть переданы в качестве удовлетворения исковых требований во внутренних исках граждан США в соответствии со специальным законодательством, если РФ будет определена государством-спонсором терроризма.

Это стало бы, мягко говоря, неожиданным результатом для Украины. Ведь потенциальная компенсация США жертвам российской агрессии с помощью замороженных российских государственных активов также может побуждать другие западные страны выплачивать компенсацию своим пострадавшим гражданам за счет российских активов, которые они заморозили. Еще больше уменьшая объем ресурсов, доступных для компенсации потерь Украины.

Признание РФ государством-спонсором терроризма приведет к ряду судебных исков против России в США о компенсации ущерба и взыскании штрафов в следующие десятилетия

С одной стороны, признание РФ государством-спонсором терроризма приведет к ряду судебных исков против России в США о компенсации убытков и взыскании штрафов в следующие десятилетия. С другой стороны, учитывая ограниченный круг истцов, это создает прецедент "конкуренции" за компенсацию от арестованных российских активов между гражданами США и Украины.

Объем исков против России будет измеряться десятками миллиардов. Скорее всего, юридически Украина ничего с этим поделать не сможет, нужны политические шаги.

Лучшим политико-правовым решением были бы специальные законодательные акты в США и других странах, где лежат замороженные резервы российского центробанка на общую сумму около $300 млрд. Соответствующие решения, по крайней мере в четырех странах (Франция, Германия, Япония и США), должна предложить и украинская сторона.

Учитывая текущую активную позицию Конгресса США по вопросу признания РФ страной спонсором терроризма, Украине следует активно ходатайствовать перед американскими законодателями о внесении специальной поправки в Закон о суверенном иммунитете иностранных государств. Что, как исключение, позволит гражданам Украины судиться с РФ в судах США после признания России государством-спонсором терроризма. Подобный шаг, хоть и не присущий практике американской правовой системы, сбалансирует интересы как украинских, так и американских граждан в компенсации ущерба, нанесенного агрессивной политикой Кремля.

В этих целях наше государство должно занять недвусмысленную позицию в рамках Международной экспертной группы Ермака-Макфола. А также на уровне диалога между внешнеполитическими ведомствами и органами юстиции США и Украины.

Все средства, конфискованные в РФ благодаря расследованиям рабочей группы KleptoCapture, должны быть направлены на помощь украинским беженцам и на послевоенное восстановление Украины

Базой для такого решения может стать законопроект Беннета-Портмана. Он устанавливает, что все средства, конфискованные в РФ благодаря расследованиям рабочей группы KleptoCapture, должны быть направлены на помощь украинским беженцам и на послевоенное восстановление Украины.

Очевидно следующее: для того, чтобы законодательные акты, принятые Конгрессом США в отношении государства-агрессора принесли пользу Украине, а не были лишь красноречивым элементом предвыборной агитации перед промежуточными парламентскими выборами осенью, государственные институции Украины должны не только призывать к политической фиксации факта того, что РФ превратилась в "государство-террориста". Но и позаботиться о защите прав своих граждан в иностранных юрисдикциях, где заморожены значительные российские активы, которые могут пойти на возмещение ущерба нашего государства от войны.

Сейчас вы читаете новость «Иски на десятилетия: что ждет РФ после признания страной-террористом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть