Статья в британском деловом издании The Economist
Ужас двух мировых войн побудил Францию, Западную Германию и другие страны объединиться и создать то, что сегодня называется ЕС. 70 лет спустя война вернулась на континент. Из руин в Украине снова просыпается нечто похожее на настроения, которые волновали отцов-основателей Евросоюза. Сейчас речь идет о приеме в ЕС девяти новых членов, включая Украину. Присоединение к самому успешному в мире клубу мирных, процветающих демократий выведет эту опустошенную войной страну и ее коллег из Западных Балканах, Грузии и Молдовы на новый и многообещающий путь.
Для самого ЕС это также было бы не чем иным, как историческим завершением создания великого континентального союза и ознаменованием завершения процесса, который начался с победы над нацистами. За исключением одного или двух будущих претендентов, форма ЕС в целом определена. Но то, как работает Евросоюз, придется изменить.
Расширение ЕС с 27 членов, скажем, до 36 будет непростой задачей. Хорватия, последний новый член ЕС, присоединилась к нему 10 лет назад. Спустя долгое время, когда идея расширения бездействовала, она вернулась на повестку дня. Лидеры со всего континента, включая новых членов, встретятся в испанском городе Гранада 5 октября. На следующий день те, кто уже в клубе, расскажут, какие реформы потребуются, чтобы шоу продолжалось с большим количеством и более разнообразных участников. Последует трудный процесс. Кандидатам и машине Евросоюза придется измениться. Обсуждаемая дата завершения расширения в 2030 году является оптимистичной, но к ней стоит стремиться.
Представьте, насколько менее активно ЕС помогал бы Украине, если бы раньше не объединил четыре страны, граничащие с зоной боевых действий
Лидеры, рассматривающие будущую форму ЕС, должны помнить, что расширение было его самой успешной политикой. Грандиозные проекты, такие как евро, единый рынок и регулирование технологических гигантов, имеют значение, но большая часть их ценности проистекает из того факта, что их масштабы простираются за пределы Франции и Германии и включают Финляндию, Грецию, Словакию и Испанию. Представьте себе, насколько менее активно ЕС помогал бы Украине, если бы раньше не объединил четыре страны, граничащие с зоной боевых действий.
Дальнейшее расширение может увеличить геополитический вес Европы, как теперь, похоже, признает президент Франции Эммануэль Макрон, который когда-то скептически относился к расширению.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Имеем новую потенциальную угрозу из-за Северной Кореи" – Александр Мусиенко
ЕС больше не может позволить себе тянуть за собой девять потенциальных членов, позволяя их заявлениям тянуться без реальной надежды на членство. Оставление европейских соседей в серой зоне открывает двери тем, кто может дестабилизировать континент, начиная с Владимира Путина. Эта нездоровая динамика подпитывает циничную, а иногда и неблагополучную политику шести стран Западных Балкан и трех других претендентов. Ни одной из них не будет легко интегрироваться. В Грузии, Молдове и Украине российские войска оккупируют часть их территорий, как и СССР часть Германии до 1990 года. Американский аналитический центр Freedom House считает все нынешние страны, претендующие на вступление, лишь "частично свободными". Турция, хотя формально все еще является кандидатом, увы, еще далека от готовности.
Приступая к осуществлению этой миссии, ЕС должен взять на себя три твердых обязательства. Первое - послание надежды претендентам. Если они проведут реформы, необходимые, чтобы стать достойными членами, их впустят. Аналогичное обещание было дано Западным Балканам в 2003 году, но оно было быстро забыто. Кандидаты по-прежнему должны соответствовать тем же критериям, которым соответствовали другие, чтобы вступить в ЕС. В частности, поддерживать демократию. Условия присоединения к зоне евро должны быть жесткими. Но тем, кто прилагает добросовестные усилия, следует предлагать больше помощи по мере продвижения их на этом пути.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Украина достигнет своих военных целей" – Питер Дикинсон о визите Блинкена
Некоторые преимущества членства могут предоставляться постепенно по мере укоренения экономических реформ, включая доступ к единому рынку. В то же время должно оставаться ясным, что конечным пунктом назначения является полноправное членство, а не подвешенное состояние снаружи Евросоюза.
Второе обязательство заключается в том, что собственные внутренние реформы ЕС не должны задерживать вступление тех, кто готов присоединиться. Да, Евросоюзу необходимо переосмыслить свою внутреннюю работу - больший ЕС не станет лучше, если зайдет в тупик. Как только он увеличится до 36, было бы глупо позволять одной стране накладывать вето на коллективные действия, как это происходит сейчас в сфере иностранных дел и налогообложения. Общая агрополитика, которая поглощает треть бюджета блока, потребует радикальной реформы и сокращения, чтобы остановить поток слишком большого количества субсидий украинским олигархам, управляющим фермами размером с некоторые страны ЕС.
ЕС не должен держать дверь закрытой, пока наводит порядок в собственном доме
Принятие более бедных членов приведет к тому, что средства развития отойдут от некоторых нынешних получателей. Но ЕС не должен держать дверь закрытой, пока наводит порядок в собственном доме.
Последний императив - извлечь уроки из прошлых расширений. Большинство стран, которые проводят реформы, чтобы попасть в ЕС, остаются на правильном пути и становятся более свободными и процветающими. Но некоторые поступили плохо - Венгрия и Польша бросили вызов нормам ЕС, под которыми они подписались. Если клуб хочет рискнуть с новичками с шаткой репутацией руководства, у него должны быть механизмы наказания за плохое поведение. Хорошей отправной точкой было бы облегчение удержания средств ЕС у хитрых стран. Это справедливо уже начало происходить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Китайцы несколько раз намекали Путину заканчивать войну. Увидели слабость" - полковник
Перспектива принять партию новичков пугает. Но Европа, хорошенько подумав, уже прыгнула в неизведанное, и заставила эту схему работать. Греция, Португалия и Испания появились примерно через 10 лет после того, как свергли свои ужасные диктатуры, и теперь процветают как энергичные демократии. В период с 2004 по 2007 год блок принял дюжину новых членов, большинство из которых находились под советским игом. Это почти удвоило число стран ЕС и увеличило население клуба на 27% - почти вдвое больше, чем предлагается сейчас. То, что тогда казалось невозможным, сегодня вспоминается как неизбежное и жизненно важное.
Какими бы ужасными ни были обстоятельства войны, они создали стимул для ЕС стать больше и лучше
Прежде всего, если Европа хочет считаться силой в мире, ей необходимо показать, что она способна действовать. Отсрочка расширения из-за того, что ее слишком сложно осуществить, ослабит континент и, следовательно, Евросоюз, лежащий в его основе, не в последнюю очередь, если за российской агрессией сегодня последует американский изоляционизм завтра. Какими бы ужасными ни были обстоятельства войны, они создали стимул для ЕС стать больше и лучше. Европа должна им воспользоваться.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии