Мнения на CNN профессора политологии Калифорнийского университета и соавтора книги "Спиновые диктаторы: меняющееся лицо тирании в XXI века" Дэниеля Трейсмана
Через шесть месяцев после того, как Путин ввел войска в Украину, до сих пор не ясно, чем закончится эта война. Украина, которая заявила о своем намерении начать новое контрнаступление, может вернуть себе оккупированный Херсон и другие южные районы. Но также возможно, что к Одессе прорвется усиленная российская армия, закрывая Украине выход к морю. Или линия фронта может стабилизироваться примерно там, где есть.
Что бы ни случилось, мы уже можем извлечь некоторые уроки из войны. Ее многочисленные сюрпризы должны заставить нас подвергнуть сомнению наши старые предположения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Война с Россией будет длиться десятилетиями. Ми должны быть готовы" – Александр Хара
Один мощный вывод из последнего полугодия касается важности отдельных лидеров. Теория истории "великого человека" вышла из моды в наши дни, учитывая тенденцию рассматривать человеческие события как результат глубинных сил. Это имеет значение. Но если бы украинский президент Владимир Зеленский сбежал, как Путин ожидал или не смог эффективно общаться, украинское сопротивление вполне могло бы быть намного слабее. Мало кто ожидал, что Зеленский, чьи рейтинги резко упали перед российским вторжениям, окажется таким вдохновляющим героем.
Точно так же, если бы президентом России был, скажем, Борис Ельцин, тысячи жертв войны почти наверняка остались бы в живых. Без Путина не было бы войны. Конечно, в России много разгневанных националистов. Но, по данным "Левада-центра", независимой российской социологической организации, лишь незначительное меньшинство хотело поглотить Украину за пределами узкого круга президента. Судя по контуженным лицам на заседании Совбеза РФ в Кремле в феврале, перед вторжениям, даже многие из ближайших соратников Путина были сбиты с толку решением своего начальника.
Боевая доблесть Украины иллюстрирует недооцененную силу неудачников
Боевая доблесть Украины также иллюстрирует второй урок - недооцененную силу неудачников. Раз за разом мы предполагаем, что более сильная в военном отношении сторона быстро победит. Но эта точка зрения игнорирует важность внешней поддержки и морального духа.
Когда началось вторжение, почти все думали, что Киев падет за несколько дней. И все же, как мы видели в войнах от Израиля до Вьетнама, а теперь и в Украине, неудачники часто действовали намного лучше, чем ожидалось.
Как ни странно, у России тоже есть вариант преимущества аутсайдера. С февраля Запад обрушил беспрецедентный шквал санкций, которые, по мнению некоторых, сокрушат российскую экономику. Ее среднесрочные перспективы выглядят мрачно. Но на данный момент рубль стабилизировался, банковская система выжила, безработица остается низкой, а доходы от нефти превышают прошлогодние. Помогает и то, что другие страны, которые также недовольны доминированием Запада, от Китая и Индии до Турции и Индонезии, отказались изолировать Путина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Невероятные потери россиян будут ослаблять Россию, будут делать ее более покладистой" – Стивен Бланк
Действия Путина также напоминают нам еще об одном ключевом моменте – автократы, которых никто не сдерживает, совершают ужасные ошибки. Довольно часто они начинают ревизионистские войны, чтобы исправить "историческую несправедливость".
Если есть что-то, что можем вынести из российского вторжения, так это то, что не можем планировать только защиту от атак, которые кажутся рациональными
Они имеют тенденцию заканчиваться плохо - от попытки президента Аргентины Леопольдо Галтьери захватить Фолклендские острова у Великобритании в 1982 году и вторжения Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году до попытки греческого переворота на Кипре в 1974 году. Но прошлые неудачи не остановили диктаторов от повторения таких ошибок. Если есть что-то, что можем вынести из российского вторжения в Украину, так это то, что мы не можем планировать только защиту от атак, которые кажутся рациональными.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Ситуация в Херсоне – главная интрига военного противостояния между Россией и Украиной" – Сергей Згурец
В России заметный сюрприз - очевидный успех кремлевской пропаганды, даже когда она распространяет теории заговора о нацистах в Киеве. Со стороны это казалось слишком экстремальным, чтобы могло работать, особенно учитывая множество личных уз, связывающих людей по разные стороны границы. Конечно, трудно оценить общественное мнение в полицейском государстве, находящемся в состоянии войны. Но сообщения о том, что россияне верят телевизионной лжи, а не своим родственникам в Украине, поразительны.
Успех дезинформации Кремля отражает многолетнее повторение, которое заставило зрителей поверить в ужасные вещи о своих соседях. Это и естественное желание избежать признания того, что ими могут управлять военные преступники дали свои эффекты.
На самом деле, опросы свидетельствуют о растущем стремлении полностью отключиться от войны. По данным "Левада-центра", в июле 32% российских респондентов назвали "специальную войсковую операцию" самым запоминающимся событием за предыдущие четыре недели, по сравнению с 75% в марте.
Поддержка войны, конечно, не всеобщая. Несмотря на усиление репрессий, впечатляющие 18% респондентов по-прежнему говорят, что они против военных действий своей страны. Большой вопрос на ближайшие полгода, перерастет ли это недовольство в угрозу для Кремля. Опасность исходит скорее не от антивоенных настроений как таковых, а от потенциальных протестов против экономических трудностей, если санкции укусят больнее.
Агрессия Путина устранила последние сомнения, что мы в состоянии новой холодной войны
Последний урок - тот, от которого Запад больше не может уклоняться. Агрессия Путина устранила последние сомнения, что мы находимся в состоянии новой холодной войны. На этот раз противником Запада является не только Россия, но и все более тесные партнерские отношения между Кремлем и Китаем. Идея о том, что США могут "развернуться" от одного к другому, сейчас кажется странной.
Пока Путин остается у власти, он будет работать над ослаблением Запада. Хотя сотрудничество с Китаем в некоторых сферах остается возможным, лидер КНР Си Цзиньпин также, похоже, готов бросить вызов мощи США.
Мучительная расплата ждет Запад в ближайшие полгода. В феврале мы видели, что демократии, хотя и медленно реагируют, могут проснуться, как только угроза становится очевидной. Единство Запада за Украиной весной было впечатляющим. Теперь задача будет в том, чтобы сохранить эту сплоченность в течение зимы. Сокращения поставок газа и западные друзья Путина, от немецких компаний, стремящихся возродить газопровод "Северный поток-2", до бесчисленных французских и итальянских политиков, пытаются разделить нас.
Надвигающийся энергетический кризис - только начало. Запад еще не смирился со стоимостью защиты от Китая, России и множества других возникающих угроз. С конца 1980-х западные лидеры, подобно опьяневшим политикам-популистам, делали вид, что могут одновременно расширить НАТО и сокращать военные расходы. Жадные до больших "дивидендов мира", они оставили новые границы Альянса и пограничные земли за ними, в лучшем случае, слегка защищенными. Это должно измениться, и это будет недешево.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии
3