Ексклюзивы
понедельник, 18 марта 2013 18:11
Владимир Ларцев
Владимир Ларцев
Директор Центра антиолигархической политики, доктор философских наук

Кличко и его окружение считает ниже своего достоинства заниматься будничной кропотливой работой

В последние несколько недель страсти по выборам киевского мэра и Киевсовета заняли во внутриполитической жизни страны 2-е место после блокирования оппозицией ВР и возможным роспуском парламента. И это неудивительно: все демократические силы в Украине рассматривают их как важнейшее событие накануне президентских выборов 2015 года.

Станут ли киевские выборы "Сталинградом" для власти?

Выборы столичного головы должны, по расчётам оппозиции, стать своего рода "Сталинградской битвой", которая положит начало конца господства режима Януковича и Партии регионов. Главной проблемой при этом называется неясность позиции Виталия Кличко, как наиболее рейтинговой кандидатуры от демократических сил, в отношении его участия в этом мероприятии.

Отказ лидера партии УДАР однозначно ответить "да" или "нет" на регулярно задаваемые ему журналистами и сподвижниками из оппозиционного лагеря вопросы о борьбе за мэрский пост, и аморфные комментарии по этому поводу ближайших соратников Кличко воспринимаются уже как откровенный фарс.

Причина такого поведения очевидна. Кличко и его команда интуитивно чувствуют, что избрание Виталия Владимировича главой Киевсовета и деятельность его на этой должности дискредитирует лидера УДАРа перед президентскими выборами.

Это действительно так. Во-первых, нынешняя разделённость мэрских обязанностей председателя Киевсовета и главы КГГА не оставляет первому никаких реальных рычагов воздействия на социально-экономическую ситуацию в столице. Он в лучшем случае вынужден будет исполнять роль системного критика действий главы КГГА.

В результате Кличко поневоле снизит свой уровень имиджевой протестной деятельности с общегосударственного до городского. Причём при определённом стечении обстоятельств председатель Киевсовета при поддержке оппозиционного большинства депутатов может войти в клинч с главой горадминистрации, что неизбежно приведёт к дестабилизации процесса функционирования столичного хозяйства.

Во-вторых, если всё же президент под давлением оппозиции и общественности согласится соединить для Кличко, как было до Черновецкого и как положено по закону, полномочия обеих постов, это ещё больше дискредитирует его перед избирателями за тот короткий срок, который остался до президентских выборов.

Должность мэра является в первую очередь управленческой, во вторую - хозяйственной, и лишь в третью - политической. Кличко имеет лишь небольшой опыт последнего вида деятельности. А управлять многопрофильным столичным коммунальным хозяйством, тем более в условиях конфронтации с центральной властью, архисложно.

Достаточно одной зимы, подобной нынешней, или, например, умело подстроенной Ахметовым аварии на "Киевэнерго", в результате которой были бы на пару дней обесточены несколько районов столицы, чтобы авторитет Кличко как мэра значительно снизился.

С этой точки зрения Виталию Владимировичу далеко до мэрского профессионализма Александра Попова - при всех недостатках и злоупотреблениях команды последнего.

В-третьих, столичное коммунальное хозяйство и статьи затрат на его деятельность городского бюджета - слишком лакомый искус, чтобы хоть кто-то из команды лидера УДАРа не захотел "погреть на них руки". Даже, если помечтать, что все члены мэрской команды Кличко проявят кристальную честность, можно не сомневаться - оппоненты из президентской администрации и Партии регионов сфабрикуют коррупционные скандалы вокруг их деятельности (как, например, это было с "делом бютовских педофилов").

В-четвёртых, Кличко и его ближайшее окружение считает ниже своего достоинства заниматься ежедневной будничной кропотливой работой с широкими слоями населения. Они предпочитают ей шумные общественно-политические и благотворительные акции, на которых можно хорошо попиариться и заработать политические дивиденды.

ЖКХ и молодые партийные карьеристы УДАРа

В сентябре 2011 года я вступил в партию УДАР, так как увидел в Виталии Кличко лидера, который, в отличие от большинства других известных политиков, не замазан в коррупции, приобрёл публичным путём свои капиталы, имеет опыт жизни в развитых западных странах и волю добиваться больших целей.

Вступил не для того, чтобы занять какую-либо должность или извлечь из этого какие-либо дивиденды, а чтобы своими знаниями, опытом партийной и общественной работы помочь наладить деятельность Печерской районной парторганизации.

Для этого в конце сентября 2011 года был предложен проект "Создание системы общественного контроля над ценообразованием в ЖКХ". Его первоначальной целью было оказание помощи жильцам многоквартирных домов по возврату переплат за отопление, которые ЖЭКи, несмотря на требования законодательства, отказывались им в то время возвращать.

Суммы зажатых денег по одному многоэтажному дому колебались, в зависимости от его масштаба, от нескольких сотен до нескольких миллионов гривен, а по различным районам Киева - от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов гривен.

Мною, как председателем "Общества жильцов многоквартирных домов Печерского района", рядом руководителей других общественных организаций и некоторыми активными жильцами были поданы заявления и жалобы в правоохранительные органы, Антимонопольный комитет и Киевскую госадминистрацию. Столичная прокуратура вынуждена была начать соответствующие проверки.

Однако сил правоохранительных органов недостаточно, чтобы быстро охватить такие масштабные махинации. Да и они особенно по таким делам "не чешутся". Поэтому возникла идея, оказывая гражданам помощь в решении вышеназванного вопроса, укрепить районные парторганизации УДАРа.

Для практического осуществления проекта требовалось только сформировать Информационный центр из нескольких профессионалов в проблемах ЖКХ и разбросать в почтовые ящики многоквартирных домов короткие листовки соответствующего содержания с указанием телефонов для обращения.

Реализация проекта предполагала задействование на районном уровне всех членов партии УДАР. Информационный центр должен был принимать звонки граждан и от их имени готовить и отсылать заявления в органы прокуратуры, а затем отслеживать их дальнейшие действия.

Начать осуществлять проект планировалось за год до парламентских выборов. Поэтому задействование в нём всех членов партии было бы хорошим тренингом в преддверии 28 октября 2012 года. Реализация проекта не требовала значительных денег.

Руководство Печерской райорганизации УДАРа на словах поддержало проект, но отослало для его утверждения к руководителю аппарата Центрального исполкома партии Алексею Рябыкину (не путать его с дядей Павлом Рябыкиным, который стал народным депутатом по списку УДАРа).

Того мой проект заинтересовал. Однако с целью его усовершенствования Рябыкин в течение 2-х месяцев водил меня по разным экспертам, предлагал выступать перед партийным активом, четырежды поручал доработать текст проекта.

В конце ноября 2011 года меня пригласили на совещание в офис депутатской фракции партии УДАР на Владимирской, на котором присутствовали Алексей Рябыкин, председатель депутатской фракции в Киевсовете Наталья Новак и руководитель аппарата депутатской фракции в Киевсовете Владимир Бондаренко. Я очередной раз (наверное, уже 15-й) рассказал о своём проекте. Главным лейтмотивом возражений 2-х последних стала мысль, что если проект не пойдёт, то это принесёт вред партии.

Мои контраргументы услышаны не были. Резюме Рябыкина и Бондаренко было следующим: осуществлять проект не будем, чтобы как бы чего не вышло. На просьбу использовать мой потенциал для реализации какого-либо другого проекта было отвечено, что ничего иного они предложить не могут.

Озвученный мной по окончанию разговора вывод, что нельзя в молодом возрасте, являясь партфункционерами, быть такими перестраховщиками, и в своей политической карьере строить расчёт не на повседневный кропотливый труд с простыми людьми, а на то, что можно выехать на вершину власти благодаря авторитету своего лидера, - был воспринят Рябыкиным и Бондаренко с большой обидой.

Цена просчётов на парламентских выборах

Отказ штатных партфункционеров УДАРа от массовой работы с гражданами по решению их насущных проблем силами членов партии сказался на результатах парламентских выборов в Киеве. Сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то, что накануне 28 октября 2012 года Виталий Кличко имел в столице наивысший рейтинг среди всех претендентов на пост мэра, "Батькивщина" в Киеве набрала 30,96% голосов избирателей, а УДАР - 25,47%. Причём по мажоритарным округам столицы стал депутатом лишь один представитель партии Кличко - Виктор Чумак.

К слову сказать, на завершающем этапе недавней избирательной компании руководство Киевской городской и Печерской районных парторганизаций УДАРа не удосужилось даже привлечь рядовых членов к агитационной работе. О низком уровне внутрипартийной работы в УДАРе свидетельствует и тот факт, что, например, в Печерской организации столицы уже два года не проводились партийные собрания. Более того, её руководство уже полтора года не может вручить вступившим в октябре 2011-го членам партийные билеты.

Говоря о результатах парламентских выборов 2012 года нельзя не вспомнить и ещё один серьёзный прокол руководства партии УДАР, который снизил её результаты. Как известно, в конце сентября прошлого года социологические исследования зафиксировали факт, что рейтинг УДАРа где-то на 1,5%-2% превысил рейтинг "Батькивщины".

Но эта ситуация долго не продержалась. Уже к середине октября социологические замеры засвидетельствовали, что рейтинг "Батькивщины" снова вырвался вперёд. Результаты же парламентских выборов принесли ещё одну неожиданность: УДАР вместо прогнозируемых ему "экзит-полами" 15,5%-16% голосов получили лишь 13,96%.

Было ли это результатом статистической ошибки, как говорят социологи, или всё же что-то реально произошло? На наш взгляд, причиной стало аморфное отношение Виталия Кличко к призывам лидеров "Объединённой оппозиции" и "Свободы" подписать предвыборами коалиционное соглашение.

Не прибавляет поддержки Кличко и неискренность его ряда публичных заявлений. Так за несколько месяцев до выборов он начал призывать своих коллег из оппозиции провести праймериз кандидатов в депутаты от трех оппозиционных сил. Высказываний по этому поводу было предостаточно. Но по факту вышло, что выдвинутые УДАРом кандидаты в депутаты по мажоритарным округам не были даже обсуждены на собраниях районных парторганизаций.

Способен ли Кличко извлекать уроки из своих ошибок?

Уроки парламентских выборов свидетельствуют, что, во-первых, у Виталия Кличко нет команды, которая бы в случае его победы на мэрских выборах в Киеве могла бы более успешно, чем сегодня команда Александра Попова, управлять столицей. Его ближайшее окружение считает, что слишком для них мелко заниматься хозяйственной "бытовухой". Занятие лидером УДАРа поста градоначальника ничего, кроме проблем и снижения авторитета, ему не принесёт.

Во-вторых, Кличко, если он нацелился на президентский пост, необходимо перестать демонстрировать политическую размытость и гибкость, а сразу чётко выражать свою позицию. То есть показать в политике такие же качества, как и в боксе. Люди быстрее поймут и простят ему ошибки, порождённые решительными действиями, чем демонстрируемую им сегодня показушную хитрость и неопределённость.

В-третьих, чтобы быть не имитационным, а по-настоящему партийным лидером, Виталию Владимировичу необходимо в преддверии президентских выборов перестать ориентироваться на платный актив и начать заниматься своей партией.

Может возникнуть вопрос: зачем предавать гласности претензии рядового члена партии к лидеру УДАРа? Но дело в том, что на сегодня в партии отсутствует малейшая возможность коммуникации между низами и верхами.

Сейчас вы читаете новость «Кличко и его окружение считает ниже своего достоинства заниматься будничной кропотливой работой». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

14

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть