среда, 25 марта 2020 20:11

Василий Рац забивал чудо-голы в ворота Франции и Нидерландов

Сеодня легендарному левому полузащитнику киевского "Динамо" Василию Рацу исполняется 59 лет.

Ярких эпизодов в карьере самобытного полузащитника киевского Динамо и сборной СССР Василия Раца было более чем достаточно. Под руководством Валерия Лобановского он выигрывал Кубок обладателей кубков, серебряные медали Евро-1988 и по четыре раза - Кубок и чемпионат СССР.

Из первой волной советских футболистов уехал в Западную Европу, где выступал за испанский Эспаньол. А дальше пережил настоящую трагедию - загадочная болезнь парализовала игрока. Казалось, речь о возвращении в футбол уже не шла. Но единственный этнический венгр в составе сборной СССР 80-х сумел не только справиться с болезнью, но и уехать на свою историческую родину, где подписал контракт с самым титулованным клубом страны - Ференцварошем. Об этом пишет "Футбол-24"

Завершив карьеру, Василий поселился в Будапеште, где с головой окунулся в бизнес, основав свою фирму "Рац и сыновья". Через полтора десятилетия Рац перевернул еще одну страницу своей жизни, несколько месяцев отработав в тренерском штабе Динамо, а через 4 года - в Оболони. И пусть на тренерской должности Василий проработал недолго, об этом этапе своей карьеры он нисколько не жалеет.

Рац начинал свою карьеру в "дубле" Карпат, но уже в 1981 году мог оказаться в Москве.

"Когда выступал за винницкую Ниву, после одной из домашних игр меня кто-то попросил выйти из раздевалки на улицу, - вспоминал Василий Карлович. - В машине сидел Александр Петрашевский, который сразу пригласил в московское Динамо. Сказал, что это большой клуб, с которого мне будет легче попасть в сборную СССР.

Но продолжение разговора не было - к машине быстро подошел тренер Нивы Иван Терлецкий. Одним махом вытащил меня из машины и набросился на Петрашевского: "Оставь парня в покое!". Покричали друг на друга, после чего Петрашевский уехал. А Иван Иванович, отдышавшись, махнул рукой в ​​мою сторону: "Не волнуйся, твоя команда еще придет".

Буквально через несколько дней после приезда Петрашевского Иван Терлецкий вызвал Раца в свой кабинет.

"Там меня уже ждал многолетний селекционер киевского Динамо Анатолий Сучков. Спросил, как смотрю на перспективу играть в Динамо. Я почему-то ответил:" Не знаю ". Сучков после этого со стула вскочил и взорвался: "Как не знаешь? Тебя же киевское Динамо приглашает!". Я спокойно парировал:" Пусть решает Иван Иванович - я ему полностью доверяю ". Терлецкий тут же дал добро. Я, естественно, тоже согласился. Единственное, о чем договорился с тренером, - чтобы взял меня назад в Ниву, если в Динамо не сложится.

  Василий Рац в матче против "Шахтера"
Василий Рац в матче против "Шахтера"

На тот момент у меня были предложения от Пахтакора и запорожского Металлурга. Но Терлецкий уже договорился о моем переезде в Киев - у него были хорошие отношения с Валерием Лобановским. Поэтому другого пути у меня не было. Иван Иванович сам отвез меня в столицу Украины. Наверное, боялся, чтобы меня никто не перехватил в дороге. На вокзале нас ждал динамовский автобус - Терлецкий передал меня Михаилу Фоменко, который тогда тренировал "дубль" киевлян, лично в руки ".

"Сезон 1982 для меня получился неудачным - в основной состав Динамо не проходил, - признается Рац. - Мы играли последний матч чемпионата СССР по Спартаком. Бесков позвонил мне в отель. Сказал, что хочет встретиться. Подъедет в гостиницу и будет ждать меня в машине. Я вышел, сел в его Mercedes.

Одним махом вытащил меня из машины и набросился на Петрашевского: "Оставь парня в покое!

Константин Иванович начал рассказывать, что пристально следит за моими выступлениями. По его мнению, мой стиль игры органично вписывается в "спартаковский". "Мы здесь играем в яркий футбол и получаем удовольствие от игры, а в Киеве только бегать нужно" - такие аргументы приводил Бесков. И предложил переходить к нему. Даже протянул какую-то бумагу, чтобы написал заявление.

Я ответил, что с Динамо намерен уйти, потому что хочу играть. Но заявления подписывать не стал. Сказал, что мне еще нужно переговорить с Лобановским. Однако после разговора с Валерием Васильевичем решил остаться в Киеве. Он уже знал о моих контактах с Бесковым. Когда я изложил свои сомнения, отрубил: "Мне только что позвонили, Спартак взял несколько новых игроков. В Москве тебе надо все заново доказывать. А здесь ты свой - я тебя рассчитываю. Квартиру в Киеве получишь сразу после собрания". Убедил меня. Квартиру мне действительно вскоре предоставили. А перед Бесковым пришлось извиняться ".

По-настоящему талант Раца раскрылся в сезоне 1985 года. Он стал чемпионом СССР, получил вызов в сборную, а на своем левом фланговые защиты был настоящим королем дриблинга. Много голов "Динамо" забило именно с его передач.

Звездный час Раца пришло в 1986 году. Он выиграл с "Динамо" Кубок кубков, а на Кубке мира-1986 забил очень красивый гол в ворота сборной Франции.

Через два года на Евро-88 Василий забил первый гол сборной СССР в ворота сборной Нидерландов.

"В один прекрасный день Лобановский вызвал меня в свой кабинет, - вспоминал Василий Карлович. - Сказал, что есть возможность переехать в Шотландию или Испании. В Глазго Рейнджерс, который тогда тренировал Грэм Сунесс, сломался левый полузащитник. Мол, они готовы сейчас подписывать с тобой трехлетний контракт.

В Эспаньоле готовы подписать соглашение на три месяца, до конца первенства. И, если все будет хорошо, летом предложат новую, более длительное соглашение.

Опыта в таких делах я не имел. Не было и с кем посоветоваться. Решил с Рейнджерс ничего не подписывать. Подумал, что спешить не стоит. На носу - чемпионат мира, хорошее выступление на котором мог значительно поднять статус, что позволило бы подписать более интересный личный контракт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Павел Яковенко забил мяч века

У меня к тому времени жена была беременной, решили, что нам больше подходит теплый климат Барселоны. Надеялся, что Эспаньол сможет остаться в элитном дивизионе, и мне удастся подписать с клубом серьезный, длительный контракт. Лобановский накануне чемпионата мира не очень хотел отпускать меня в команду, которая находилась в хвосте турнирной таблицы чемпионата Испании. Но, насколько я понимаю, был вынужден это сделать ".

В прошлом сезоне Эспаньол вышел в финал Кубка УЕФА. Дома испанцы победили леверкузенский Байер 3:0, но в Леверкузене немцы выиграли с идентичным счетом, а в серии пенальти отпраздновали победу - 3:2.

"В Барселону приехал Хавьер Клементе, который начал создавать новую команду, - вспоминал Рац. - В чемпионате Эспаньол стартовал неудачно и найти свою игру по ходу сезона так и не сумел. Мы проиграли в переходных матчах.

Моя игра испанцев устраивала. Мне предложили новый контракт в 150 тысяч долларов в год, Mercedes и квартиру. Но Лобановский еще перед моим отъездом подчеркивал, что через три месяца я в любом случае должен вернуться в Киев. "Если не вернешься, спорткомитет тебя" зарубит ", как минимум, на год" - пригрозил Васильевич.

Честно говоря, когда погрузился в испанский клубный футбол, увидел уровень жизни в этой стране, местный быт, отношение к игрокам, возвращаться домой желания не было. Возникали мысли, чтобы остаться, но испугался, что меня повесят ярлык предателя. Тогда была еще свежей в памяти история побега в НХЛ Александра Могильного. Боялся и родителей, жизнь которых была бы, по моему мнению, невыносимой - их в селе все знали.

В итоге, когда вернулся в Киев, оказался в команде едва ли не последним из могикан - большинство партнеров разъехались по европейским клубам. Лобановский уехал в ОАЭ, команду тренировал Анатолий Пузач. Трудно было окунуться в нашу суровую реальность. Пузач говорил, мол, оставайся, будешь лидером команды. Но я сразу предупредил, что хочу поехать, что после Испании играть здесь больше не смогу".

Как не знаешь? Тебя же киевское Динамо приглашает!

После неудачного для сборной СССР чемпионата мира 1990 спрос на советских футболистов упал. У Василия на тот момент не было предложений из Западной Европы. И тогда он вспомнил о своей исторической родине.

"Во-первых, я венгр по национальности, - объясняет свой выбор Рац. - В детстве разговаривал на венгерском языке, смотрел венгерские телеканалы, болел за венгерские клубы. Поэтому сам Бог велел завершать карьеру в Венгрии. К тому же, тогдашний президент Динамо Виктор Безверхий сразу сказал: "в венгерские клубы тебя отпустим бесплатно, в другие - исключительно за деньги".

Венгрия в футбольном плане традиционно была небогатой страной. В венгерском посольстве в Киеве работал один знакомый. Из-за него я и вышел на венгерские клубы. Вел переговоры с Вашашем, Гонведом, МТК и Ференцварошем. Все они выразили заинтересованность, поэтому у меня был выбор. Предпочел самый популярный клуб страны - Ференцварош".

Но перед отъездом в Будапешт с Василием произошел случай, который поставил под сомнение не только его футбольную карьеру.

"В декабре 1990 года самостоятельно начал готовиться к новому сезону. 31 декабря потренировался на стадионе Динамо. Принял душ. С мокрой головой простоял, пытаясь поймать такси, около 30 минут. Дома с семьей посидели, немного выпил и лег спать. Ночью стало плохо. Не мог пошевелить ни левой рукой, ни ногой. Оказалось, парализовало весь левый бок.

Вызвали скорую помощь. Две недели пролежал в госпитале. Кто знает, возможно здесь проявились и почти 10 лет запредельных нагрузок в Динамо. Ведь несколько сезонов я вообще провел без замен. Сначала речь о возвращении в футбол не шла вовсе. А с Ференцвароша все время, пока лежал в госпитале, обрывали мой домашний телефон. Жена сначала скрывала правду, говорила, что подхватил простуду. Но когда через несколько недель я немного пришел в себя и начал ходить, сам позвонил в Будапешт. Рассказал все, как есть. В клубе к моей истории отнеслись с пониманием ".

Неудивительно, что в Будапеште экс- "динамовец" не смог пройти медосмотр с первого раза.

"Врач не позволял вносить меня в заявку команды, - не скрывал Рац. - Отказался подписывать соответствующие бумаги. Я не знал, что делать. Помог один профессор-невропатолог, большой поклонник футбола. С ним договорился президент Ференцвароша, профессор дал разрешение при условии, что я ежемесячно ездить к нему на медосмотр.

  Василий Рац из сыновьями
Василий Рац из сыновьями

С клубом подписал контракт на два с половиной года. Болельщики Ференцвароша узнали, что я не Василий, а Ласло Рац. Они ждали от меня яркой, блестящей игры, но я на нее был уже не способен. Хотел показать себя, но были проблемы с координацией. Так и промучился полтора года. А потом венгерские бизнесмены предложили помочь им с наведением мостов в Украине. И я решил пойти в бизнес. Разорвал контракт и с головой окунулся в новую работу ".

В сезоне 1996/97 Рац вернулся в футбол и проработал несколько месяцев в тренерском штабе Ференцвароша. Еще через 10 лет был помощником Йожефа Сабо. Впоследствии тренировал "Оболонь".

Сейчас вы читаете новость «Василий Рац забивал чудо-голы в ворота Франции и Нидерландов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 4166
Голосование Поддерживаете ли то, что украинские спортсмены с оружием защищают нашу страну от вторжения РФ?
  • Да. Это - гражданская обязанность, а часть из них еще и представляет клубы ВСУ
  • Не совсем. Они должны прославлять Украину на спортивных аренах и призывать мир поддерживать нашу страну
  • Все методы хорошие. Главное - не быть псевдопатриотами, как Тимощук
Просмотреть