27 октября 2008 года Любош Михел, 41 год, подписал контракт с "Шахтером". Один из лучших и самых авторитетных арбитров мира переквалифицировался в директора отдела международных соревнований донецкого клуба.
Матч украинской Премьер-лиги "Металлург" З - "Металлист" стал последним в карьере арбитра. Михел был включен в список судей на Кубок мира-2010 в ЮАР. Травма ахиллового сухожилия заставила словака завершить карьеру.
Михел встретился с "ГПУ" перед матчем 14-го тура "Динамо" - "Шахтер".
- Я очень доволен, что предпринял этот шаг - принял предложение "Шахтера". Это команда европейского уровня. В клубе все работает за европейскими стандартами, некоторые вещи даже лучше. Мы выиграли Кубок УЕФА, у нас есть новый стадион. Впечатления только приятные. Я уверен, что команда будет еще прогрессировать. В "Шахтере" есть много талантливых молодых игроков. Таким футболистам как Виллиан есть еще куда расти и "горняки" еще скажут свое слово в Европе.
- В Украине ожидают от "Шахтера" победы в первом розыгрыше Лиги Европы...
- Первый шаг мы предприняли - вышли из группы. У нас еще один матч, но необходимы очки мы уже набрали. Второй шаг будет самым тяжелым, ведь нас ожидают игры плей-офф. Там будут сильные команды и нам не следует ожидать легких матчей. Прошлого сезона "Шахтер" сопровождало футбольное счастье. Будем надеяться, что и в этот раз оно будет на нашей стороне. Будем идти в турнире как можно дальше. Все команды, которые выйдут в 1/16 финала хотят выиграть Лигу Европы, потому будет очень трудно. Но у "Шахтера" уже есть европейский опыт, уверенность в себя и команда, очень хорошо выглядит в европейских матчах.
- Когда "Шахтер" выиграл Кубок УЕФА ходили разговоры, что благодаря вашему авторитету в Европе арбитры относились к команде мягче.
- Арбитры относились к "Шахтеру" корректно - и в домашних, и в выездных поединках. Если был пенальти в наши ворота, то его назначали, как это было в игре с ЦСКА в Москве (ЦСКА - "Шахтер" - 1:0 - "ГПУ") и, напротив, как в ответном матче с тем же ЦСКА в Донецке ("Шахтер" - ЦСКА - 2:0 - "ГПУ"). Это очень важно для команды. Тогда игроки могут спокойно играть и не думать о каком-то предвзятом отношение к себе. А мое задание - поднимать имидж клуба. Матчи Лиги Европы - это не только 90 минут на поле. Команду нужно презентовать на официальных встречах и других мероприятиях.
- Сколько людей работает в вашем отделе?
- Трое. Мы занимаемся международными вопросами. В наши обязанности входит подготовка международных матчей и тренировочных сборов, работа с визами для игроков, коммуникация с УЕФА и соперниками.
- С кем вы чаще общаетесь - с главным тренером или президентом клуба?
- По-разному. В принципе, с тренером пересекаемся чаще. Я прихожу на базу посмотреть на тренировочный процесс. С игроками часто общаюсь. С президентом мы видимся во время матчей или когда возникают какие-то вопросы. Я сам не звоню Ахметову. Если у него есть желание что-то решить, тогда мы встречаемся.
- На какой срок рассчитан ваш контракт с "Шахтером"?
- На три года. Один уже прошел, остались еще два. Надеюсь, что моей работой в клубе довольные. Если предложат подписать новый контракт или появится какой-то другой вариант продолжения карьеры, то буду решать. Даже на данный момент у меня есть предложения от клубов из Словакии и других стран. Но сечас у меня действующий контракт с "Шахтером". Могу лишь с уверенностью сказать, что моя жизнь будет связана с футболом.
- Если не секрет, расскажите какие клубы делали вам предложения?
- Знаете, это как с трансферами футболистов, если контракт еще не подписан, то и говорить нет о чем. Не хочу, чтобы ходили разные слухи. Я часто бываю в Европе. Люди меня знают и интересуются долго ли я буду работать в "Шахтере".
- С кем из арбитров дружите?
- В судействе никогда нет большой дружбы. Судьи - это одна группа конкурентов. Каждый хочет быть первым. Между арбитрами есть профессиональные отношения и уважение. В течение моей судейской карьеры у меня никогда не было близких друзей-арбитров.
- Кого из украинских судей знаете?
- Из прошлого поколения знаю Валерия Онуфера, Василия Мельниченко. Встречался с ассистентом Петровым из Харькова. На линии мне помогал Звягинцев из Одессы. Это было в 1998 году на чемпионате Европы среди двадцатилетних. Из теперешней генерации знакомый с Олегом Ореховым, Игорем Ищенком. Вижу ребята нормальные, хотят работать, учиться, прогрессировать. В Украине есть несколько талантливых арбитров, которые могут достичь успеха в Европе.
- Можете дать им какие-то советы?
- Главнее всего, чтобы судьи были независимыми, чувствовали себя в украинском чемпионате спокойно и уютно. Чтобы выходили на поле с улыбкой и судили матчи в своей лучшей манере. Потом они будут расти.
Что касается личных качеств, то наибольшая проблема для всех арбитров из постсоветского пространства - это язык. Было много хороших судей, но... Если арбитр ехал на турнир, где нужно три недели общаться иностранным языком, а он ничего не может сказать, то таких судей очень быстро отправляли домой.
- Вы знаете пять языков. Какой необходим минимум для арбитра?
- Официальный язык УЕФА английский. Его нужно знать. Чем больше языков, тем больше возможностей. С третьего класса я изучал русский язык. Никто не хотел, а я рад, что пошел на этот шаг. Если бы не владел русским не смог бы работать в "Шахтере".
- Один из последних скандалов в украинском футболе произошел после матча "Днепр" - "Динамо", который судил Виталий Годулян.
- Я бы не хотел обсуждать эти случаи. Я работаю в клубе, а не в судейском комитете. Скандалы случаются везде - в Италии, Испании. Это футбольная жизнь. Вот в Англии судья засчитал мяч забитый от шарика, который болельщик выбросил на поле. Но там к этому отнеслись человечнее. В Украине много накручивается.
Это не правильно, если президент клуба заходит в комнату судей. В Донецке такого никогда не было и я уверен, что не произойдет. Такие моменты не украшают футбол, но такое случается. Хотя нужно понять и президента "Днепра", который вкладывает в команду значительные средства и когда он чувствует какое-то предвзятое судейство, то возникает такая реакция.
Относительно решений Годуляна, то для меня красная карточка - это верное решение, а пенальти можно было и не ставить. Болельщики видят только свою команду, они не объективно оценивают игру на стадионе. Фаны хотят победы своей команды и когда судья принимает решение в интересах соперника, тогда возникают протесты.
- После этого инцидента Ринат Ахмет в одном из интервью предупредил арбитров, что он прежний боксер.
- Это была шутка. Журналисты любят вырывать слова из контекста. Я знаю его лично. Иногда мне трудно понять, как он терпит вещи, которые появляются против "Шахтера". Я бы не смог так спокойно на это реагировать. Ахметов вкладывает значительные средства в команду, в "Донбасс Арену".
Скажу, что в "Шахтере" к судьям, которые обслуживают матчи Лиги Европы и Лиги Чемпионов относятся так же, как к арбитрам премьер-лиги Украины. Не думаю, что все украинские клубы делают так же. Рефери живут в тех же гостиницах, едят в тех же ресторанах. Никакой разницы нет. Руководство "Шахтера" относится к судьям корректно. Такая философия клуба. Поэтому Мистер нервничает, когда видит, что арбитры принимают предвзятые решения.
- Большинство послематчевых пресс-конференций Мирчи Луческу не обходятся без критики арбитров.
- Это часть футбола. Никто Мистера не хочет и не будет менять. Важнейшее у тренера это результат. У Луческу он есть. Если у него есть свое мнение, его нужно рассказать. Не только Луческу критикует судей. Есть еще Моуриньо и Фергюсон. Если люди неудовлетворены и видят ошибки арбитров, то почему молчать? Нужно об этом говорить.
- Донецк - промышленный город. Когда принимали предложение "Шахтера" считались с этим фактором?
- Перед тем как принять предложение "Шахтера" я встретился с президентом, с командой. Увидел, что строится новый стадион - "Донбасс Арена". Для меня именно эти факторы являлись определяющими. Если кто-то строит такую команду, то это не год или на два, а на длительный период.
- Как вы проводите свободное время?
- Прихожу на работу в 9:00 или 9:30 и работаю до шести вечора. Моя жизнь всегда была связана со спортом, потому после работы еду на базу и тренируюсь. Что касается выходных, то когда "Шахтер" играет в субботу, в воскресенье я могу отдохнуть. Обычно езжу в шопинг-центр попить кофе.
Если ты работаешь в футболе, то это не на восемь часов и не на пять дней. Нужно постоянно быть в работе. Перед выездными матчами в Европе я летаю на два дня в страну соперника и смотрю гостиницу для команды. Также летаю на жеребьевку. Работа интересная и честно говоря, много свободного времени у меня нет.
- Помните, как впервые попробовали украинского борща?
- Впервые я судил в Донецке в 1995 году матч Кубка УЕФА "Шахтер" - "Линфилд". Так вышло, что мы не успели попробовать борщ на месте. А назад летели через Киев и таки отведали его в ресторане около НСК "Олимпийский". Странно было бы поехать из Украины и не покушать борщ.
Я жил в Восточной Словакии. Мой город находится на расстоянии 100 км от Ужгорода. В течение истории граница часто менялась и мы тоже готовим борщ, даже мой отец это делает. Когда я был мальчиком у нас в школе проводили месяц дружбы с Советским Союзом. Когда была неделя российской кухни нам варили борщ. Нужно сказать, что тот школьный борщ был не таким классным, как у вас в Украине.
- Часто футболисты становятся родителями на поле, во время тренировок или матчей. У вас двое детей. Когда они рождались, вы, случайно, не обслуживали поединок?
- Сын родился в мае. Я знал приблизительную дату его рождения и отказался судить игру. Дочь появилась на свет зимой. Честно говоря не представляю, как я мог находиться на поле в другой стране, когда дома рождается ребенок. Футбол - это хобби, работа. Для меня семья всегда будет выше, чем футбол.
Комментарии
1