Сезоны в Формуле-1 приходят и уходят. Но всегда этот валидольно-адреналиновый вид спорта оставляет планете имена легенд, которые живут в нашей памяти даже спустя много лет после ухода в мир иной. Не говоря уже об их рекордах, побить которые до сих пор никому еще не удалось.
Одним из таких легендарных укротителей стальных скоростных коней был Айртон Сенна да Силва – бразильский гонщик, трехкратный чемпион мира Формулы-1 (1988, 1990 и 1991). По результатам опроса, проведенного британским еженедельником Autosport среди бывших и действующих пилотов, Сенна был назван лучшим гонщиком в истории Формулы-1. От журналистов бразилец получил прозвище "Волшебник". Что не удивительно: за десять лет выступлений он выиграл 41 гонку и завоевал 65 поул-позиций. Сенна покинул этот мир на взлете, в 34 года: жизнь легенды оборвала трагическая гибель на Гран-При Сан-Марино в Имоле 1 мая 1994 года.
Конечно, нельзя не отметить, что судьба была благосклонна к будущей звезде Формулы-1 и дала ему прекрасный шанс реализоваться в этом далеко не дешевом виде спорта. Айртон родился 21 марта 1960 года в Сан-Паулу, в семье богатого землевладельца. Гоночный талант у сына проявился рано и отец всячески способствовал его развитию, посадив Сенну за руль карта уже в 4 года. В 13 лет Айртон начал участвовать в картинговых соревнованиях, а в 17 уже выиграл чемпионат Южной Америки. В 1978 году бразилец побеждает в британском чемпионате Формула-Форд 1600. \
С 1982 года Айртон становится Сенной. В смысле, берет девичью фамилию матери, поскольку родная фамилия да Силва в Бразилии слишком популярна (что мы прекрасно знаем на примере футболистов). В том же году Айртон побеждает в европейском и британском чемпионатах Формулы-Форд 2000. А в 1983 году становится чемпионом британской Формулы-3. Также в течение этого года бразилец тестирует машины команд Формулы-1 — "Тоулман", "Уильямс", "Макларен", "Брэбем".
В 1984 году попадает в одну из команд Формулы-1 – Toleman. Проведя там один сезон, в 1985 году со скрипом (кому хотелось отпускать сильного пилота?) переходит в "Лотус". Уже во второй гонке за новую команду одерживает свою первую (из 41 в карьере) победу и шесть побед в период выступления за "Лотус" с 1985 по 1987, занимая 4-е и 3-е места в чемпионате. По окончании контракта с "Лотусом" в 1987 году переходит в "Макларен". Напарником Сенны в "Макларене" был другой известный гонщик Ален Прост, соперничество с которым со временем переросло во вражду между пилотами. В частности, В 1989 на предпоследнем Гран-При в Японии произошло столкновение между Простом и Сенной, Прост сошёл, а Сенна смог вернуться на трассу и победить в гонке, но был дисквалифицирован маршалами за то, что вернулся на трассу не в месте вылета. Эта дисквалификация решила судьбу титула в пользу Проста. Ситуация повторилась в 1990 году, когда Просто перешел в "Феррари", не выдержав конкуренции с Сенной. На предпоследнем гран-при в Японии, Сенна стартовал с поула, Прост был второй, но он находился на чистой траектории, что позволило ему на старте обойти бразильца, который в свою очередь, нагнав Проста, допустил столкновение. Это привело к сходу Проста и очередному титулу Сенны. Естественно, данная ситуация вызвала большой резонанс в СМИ, но бразилец наказан не был.
В 1991 году Сенна становится трёхкратным чемпионом мира. Далее в карьере бразильца наступает спад: "Вильямс" значительно прибавил и в 1992 году "Макларен" пролетел мимо первой тройки, а в 1993 году в составе "Вильямса" чемпионом становится уже Прост (после чего завершает карьеру). В 1994 году место Проста в Вильямс занимает Сенна, к чему бразилец стремился более двух лет. В первых двух гонках – Гран-при Бразилии и Тихого океана – ему не удалось финишировать, несмотря на одержанные победы в квалификации. Но третий этап в Сан-Марино стал последним в его жизни и завершил историю великолепного гонщика.
Гран При Сан-Марино не заладился с самого начала. Во время тестов взлетел в воздух Jordan Рубенса Баррикелло, протеже Сенны. Пилот сломал нос и ребро и оказался в больнице. На следующий день во время квалификации у Simtek новичка Ф-1 Роланда Ратценбергера оторвался кусок антикрыла. В скоростном вираже "Villeneuve" его болид потерял управление, вылетел с трассы и ударился о железный ограничитель. Через час пилот умер.
Многие говорили, что гонку нужно отложить. Сторонник этого был сам Айртон. "Здесь трусов нет, все понимают, за что получают деньги. Но одно дело рисковать, а другое — идти на верную смерть. А у меня очень плохое предчувствие", - сказал он на пресс-конференции.
Но мнение авторитетного пилота организаторы не услышали. В гонке, состоявшейся 1 мая 1994 года, Айртон Сенна стартовал первым, выиграв накануне свой 65-ый поул. В первом же повороте произошла авария с участием Педро Лами ("Лотус") и Юрки Ярви Лехто ("Беннетон"). Разлетевшимися обломками болидов было ранено трое зрителей. Один из них затем впал в кому. На трассу выехала машина безопасности, за которой гонщики ехали шесть кругов. На седьмом круге при входе в поворот "Tamburello" Williams FW16 Айртона Сенны сошел с трассы и на скорости 218 км/ч разбился о бетонную стену. Как оказалось, после пятничных тестов Айртон Сенна пожаловался, что руль располагается слишком близко к панели управления и это создает ему некоторые неудобства. Механики увеличили расстояние, вварив тонкостенную трубу. По одной из версий, во время гонки в месте сварки произошел надлом, в результате чего на седьмом круге болид стал не управляем. В момент удара о стену правое переднее колесо вместе с частью подвески оторвалось и ударило пилота по голове, вследствие чего Сенна получил сильнейшую травму.
Медики дали следующее заключение: Смерть вследствие большой кровопотери из-за разрыва височной артерии и раздроблением челюсти куском подвески. После аварии, пилота извлекли из болида и вертолетом отправили в госпиталь, где он умер.
Помимо проблем с рулевым управлением, есть еще одна версия причины аварии. По словам очевидцев, за несколько секунд до той роковой аварии из-под днища машины вылетали искры, что может свидетельствовать о контакте днища с асфальтовым полотном. Если днище машины соприкасается асфальта, то часть веса машины асфальт берёт на себя, при этом прижимная сила сцепления резины резко снижается. Так как до этого резина успела остыть, за время езды за машиной безопасности, то сцепные качества покрышек в тот момент были слишком низкими, что и привело к срыву колес и гибели великого пилота.
Расследование инцидента сопровождалось судебными процессами, на которых сотрудники команды "Вильямс" обвинялись в непредумышленном убийстве. Многие утверждали, что команда намеренно скрыла ключевые факты, журналисты окрестили всё это "Чёрной главой в истории Формулы-1". 16 декабря 1997, судья Антонио Костанцо оправдал подсудимых: владельца команды Фрэнка Уильямса, технического директора Патрика Хэда и бывшего главного конструктора команды Эдриана Ньюи. Причина - отсутствие доказательств вины.
Фильм National Geographic об Айртоне Сенне.
Часть 1 (авария и предыстория)
Часть 2, причины
Примечательно, что в болиде Сенны нашли сложенный австрийский флаг: он планировал поднять его после финиша, стоя на подиуме, в память о погибшем накануне Ратценбергере.
21 апреля 2004 года, незадолго до 10-й годовщины со дня гибели пилота, перед Гран-при Сан-Марино на стадионе в Имоле был проведён футбольный матч, посвящённый памяти Айртона Сенны. В этом матче соревновались сборная Бразилии, составленная из игроков — победителей чемпионата мира по футболу 1994 года, и команда, составленная из известных гонщиков Формулы-1 (Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Рубенс Баррикелло и другие). На матч было продано свыше 7000 билетов, весь доход пошёл в фонд Ayrton Senna Foundation.
Могила Айртона Сенны на кладбище Морумби недалеко от Сан-Паулу стала местом паломничества. "Ничто не сможет отлучить меня от любви Божией", - написано на ней.
Именем Сенны названы множество улиц в разных городах Бразилии, шоссе в провинции Сан-Паулу, а также два бразильских автодрома, на которых проходят этапы бразильских и южноамериканских гоночных чемпионатов.
В октябре 2010 года на экраны вышел документальный фильм "Сенна" Азифа Кападии. В июле 2011 года появилось издание на DVD.
Gazeta.ua по материалам f1report.ru
Фото из интернета
Комментарии
1