28 февраля Конституционный суд Украины признал неконституционным закон "Об основах государственной языковой политики", который действовал с 10 августа 2012 года. Был принят с нарушениями процедуры рассмотрения и принятия. Авторами закона были нардепы от Партии регионов Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко. Поэтому его называли "закон Кивалова-Колесниченко" или "закон КК". Позволял вводить второй государственный язык в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%.
"Хотя после Революции достоинства этот закон никто не защищал, но власти не смогли отменить его. Решение Конституционного суда - результат общественного давления общественности. Непосредственно в суде делом преданно занимался Игорь Слиденко. Без него начать рассматривать это дело и вынести это решение было бы проблематично ", - отметил эксперт по языковым вопросам Тарас Марусик.
23 февраля 2014 Верховная Рада проголосовала за отмену этого закона. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств ОБСЕ Астрид Турс выразила обеспокоенность, что это может привести к массовым беспорядкам. Тогда же и.о. президента Александр Турчинов отказался подписывать решение парламента об отмене этого закона. Пояснил, что сначала нужно подготовить и принять новый закон.
"Конституционный суд отменил один из кремлевских мифов об ущемлении прав русскоязычных в Украине. Это якобы давало им право садиться в танки и стрелять", - добавил он. - Далее нужно следить, кого допускаем к власти. Чтобы не избирать больше таких шулеров. Потому что закон Кивалова-Колесниченко был принят именно шулерскими методами. Даже физическое противостояние не помогло. Теперь один негодяй скрывается от украинского законодательства, а другой возглавляет учебное заведение и является депутатом от оппоблока", - сказал эксперт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бизнес в Черновцах перевели на государственный язык - за нарушение будут штрафовать
Петр Порошенко после избрания на пост президента заявил, что отмена языкового закона было ошибкой. Провозгласил начало работы над совершенствованием языковой политики. Законопроект об отмене языкового закона не подписал, но и не ветировал. Он был в статусе "готовится на подпись".
В июля 2014 года 57 нардепов обратились в Конституционный суд с требованием признать "закон Кивалова-Колесниченко" неконституционным. Рассмотрение началось в ноябре 2016 года.
"Конечно, закон Кивалова-Колесниченко имел отрицательное влияние на языковую ситуацию в государстве. Во-первых, этот закон принял Нацсовет по телевидению, и он позволил телерадиокомпаниям воспользоваться этим. Бизнесмены, а точнее, украинофобы от телевидения этим воспользовались. В одно время на некоторых радиостанциях не было украинских песен.
Во-вторых, закон Кивалова-Колесниченко вызвал хаос в сфере обслуживания, особенно в Киеве. При размещении рекламы, закон Кивалова-Колесниченко позволял игнорировать Конституцию и размещать рекламу на языке, согласно требованиям рекламодателя.
В-третьих в образовании - 20-я статья закона позволяла избирать язык обучения, доходило до абсурда. В школе №76 на Борщаговке в 5 классе хотели фактически ввести русский язык как второй обязательный язык - манипулятивными методами. Тогда отец пятиклассницы, который хотел, чтобы его ребенок в 5 классе изучал в качестве второго языка не русский, а немецкий, обратился к нам, и мы добились пересмотра учебных планов - только благодаря активности отца.
Само название того закона Кивалова является неконституционным, речь об "основах" языковой политики, это было психологическое давление, сигнал обществу - вы себе говорите, а мы себе уже все "порешали". Слава Богу, это в прошлом. Ведь основы языковой политики раз и навсегда определены в Конституции Украины", - отметил Тарас Марусик.
Конституционный суд вынес решение по закону "Об основах государственной языковой политики", авторами которого были бывшие "регионалы" Сергей Кивалов и Вадим Колесниченко. В то же время народный депутат Леонид Емец сообщил, что языковой закон признали неконституционным. "Закон о языках Колесниченко-Кивалова признан неконституционным! Наконец-то. Спасибо моему коллеге Олегу Бондарчуку, с которым имел честь представлять юридическое часть обжалования этого мерзкого порождение российского вмешательства", - отметил Емец.
Комментарии