Вопрос ядерной безопасности Украины сейчас стоит особенно остро. Путин и его приспешники постоянно угрожают ядерным ударом, если наше государство будет продолжать сопротивление их агрессии. Так же опасна и бомба замедленного действия внутри Украины: Запорожская АЭС, которая с марта 2022 года находится под контролем оккупационных войск и "Росатома". Они превратили крупнейшую в Европе атомную станцию в застенки для местных работников и нашпиговали ее взрывчаткой и оружием. О соблюдении элементарных правил безопасности в таких условиях и речь не идет.
А это - прямая угроза техногенной катастрофы на территории всего европейского сообщества. Но почему мы не видим каких-либо жестких шагов со стороны МАГАТЭ (Международного агентства по атомной безопасности) относительно оккупантов из "Росатома"? Почему, в конце концов, отечественные министр энергетики и "Энергоатом" в этой ситуации больше озабочены миллионными коррупционными закупками на оккупированную ЗАЭС, чем формулированием четких и справедливых требований о санкциях для агрессора? Ведь площадки для этого у нас есть. Вот только попадают на них в последнее время почему-то не те, кто действительно что сказать. Но обо всем по порядку.
В сентябре 2023 года на Генеральной конференции МАГАТЭ Украину избрали одним из 35 государств-членов Совета управляющих организации. Это один из двух руководящих органов международного агентства. Совет рассматривает финансовые отчеты, программу и бюджет МАГАТЭ и дает рекомендации Генеральной конференции. Она рассматривает заявки на вступление в организацию, утверждает соглашения о гарантиях и публикации стандартов безопасности МАГАТЭ. Она также назначает Генерального директора МАГАТЭ с согласия Генеральной конференции. Обычно Совет собирается пять раз в год. К сожалению, главу постоянного представительства Украины при международных организациях в Вене Цымбалюка президент Зеленский своим указом уволил, а новый так и не был назначен. Так что прошлое, ноябрьское заседание РК МАГАТЭ Украина пропустила.
Ни разу в текстах указов в составе делегации для представительства в РК МАГАТЭ не было министра энергетики или главы национального оператора АЭС, как и национального регулятора ЯРБ. Другие государства представлены в РК МАГАТЭ дипломатами, председателями постоянных представительств при международных организациях в Вене
За время независимости Украину в четвертый раз избрали в РК МАГАТЭ. Представителями от нашего государства до этого здесь назначались руководители Госатомрегулирования: Штейнберг (1993-1994), министр охраны окружающей среды и ядерной безопасности Костенко (1994-1995), Грищенко (2001-2002), Миколайчук (2109-2002) ). В текстах указов президентов написано, что по усмотрению главы делегации могут привлекаться также эксперты и другие лица. Но ни разу в текстах указов в составе делегации для представительства в РК МАГАТЭ не было министра энергетики или главы национального оператора АЭС, как и национального регулятора ЯРБ. Другие государства представлены в РК МАГАТЭ дипломатами, председателями постоянных представительств при международных организациях в Вене.
На этот раз Указ о назначении представителя Украины в РК МАГАТЭ был опубликован только 5 марта 2024 г., хотя заседание совета началось 4 марта (полномочия министру энергетики Галущенко как главе украинской делегации предоставил МИД Украины).
6 марта в соответствии с повесткой рассматривались вопросы ядерных программ Ирана и КНДР. Министр энергетики Галущенко, рядом с которым - и.о. председателя правления оператора украинских АЭС Котин, зачитывал заявление Украины о ядерной программе Ирана. Позже также зачитывал заявление Украины относительно ядерной программы КНДР. За ним сидел некий Егоров, работник НАЭК Энергоатом. Кориков, глава национального органа регулирования ЯРБ снова в роли бедного родственника присутствовал где-то на галерке. Ни одного представителя МИДа или постпредства Украины в Вене не было на заседании! Хотя вопрос ядерных программ Ирана и КНДР - это чисто внешнеполитический вопрос и ответственность МИД Украины. Что делают в составе делегации и.о. главы правления оператора АО НАЭК Энергоатом и министр энергетики? Они знают все предыдущие резолюции РК и генконференции МАГАТЭ по Ирану, КНДР и другим?! Нюансы переговоров МАГАТЭ с этими государствами? Уровень непонимания роли РК МАГАТЭ демонстрируется в релизах Минэнерго на официальных страницах: "Делегация Минэнерго Украины (не Украины, а именно министерства энергетики!!!) находящейся в Вене для участия в заседании РК МАГАТЭ встретилась…" Испанский стыд…
ЕС до сих пор не ввел консолидированные санкции против госкорпорации "Росатом", которая производит на своих предприятиях также неядерное оружие и использует его сейчас на войне с Украиной, о чем с гордостью доложил глава "Росатома" Лихачев на заседании Госдумы РФ
Министерство иностранных дел Украины полностью устранили в продвижении украинских интересов в МАГАТЭ, или оно самоустранилось, не выдержав давления Офиса президента во внешнеполитических вопросах со стороны Ермака, который неконституционным образом взял на себя все внешнеполитические вопросы, то есть функции МИД. В итоге - ЕС до сих пор не ввел консолидированные санкции против Госкорпорации "Росатом", которая производит на своих предприятиях также неядерное оружие и использует его сейчас на войне с Украиной, о чем с гордостью доложил глава "Росатома" Лихачев на заседании Госдумы РФ 28 февраля 2024 года.
Важнейшее заседание РК МАГАТЭ должно состояться в июне 2024 года, дата уже определена. На нем будут рассматриваться: ежегодный доклад МАГАТЭ, в приложении к которому будет перечень ядерных установок Украины и против чего выступает РФ; доклад о применении гарантий с выводами о соблюдении обязательств по Соглашению Украины по МАГАТЭ; вопросы ротации государств-членов в РК МАГАТЭ в 2024-2025 (можно попытаться исключить РФ из состава РК, есть механизмы, но надо уже сейчас над этим работать в кулуарах с государствами-членами РК).
В коммуникациях Минэнерго и Госатомрегулирования Украины ни слова я не нашла о стратегии пребывания Украины в течение двух лет в РК: какие цели пребывания, каким путем они будут достигнуты, в частности, в отношении РФ
В коммуникациях Минэнерго и Госатомрегулирования Украины ни слова я не нашла о стратегии пребывания Украины в течение двух лет в РК: какие цели пребывания, каким путем они будут достигнуты, в частности, в отношении РФ; какие именно критерии эффективности государство Украина выдвинуло для своего участия в РК в этот самый сложный период в нашей истории и истории МАГАТЭ, какие критические изменения в системе применения гарантий и в обеспечении международного режима ядерного нераспространения напрямую необходимо внедрить для решения вопроса оккупации ЗАЭС? То есть стратегии нет вообще. Министр энергетики встречался с послами иностранных государств в РК, и я уверена, что они задавали вопрос: каковы ваши планы на РК и какие ожидания от РК? Интересно, что он отвечал…
7 марта, согласно повестке заседания, рассматривался проект резолюции по ЗАЭС, которая готовилась и согласовывалась предварительно с членами РК сотрудниками постпредства Украины в Вене в течение последних месяцев. Напомню, что с 24.02.2024 были резолюции GOV/2022/17, GOV/2022/58 и GOV/2022/71, принятые Советом управляющих соответственно 3 марта 2022 года, 15 сентября 2022 года и 17 ноября 2022 года, а также (67)/RES/16, принятая Генеральной конференцией в сентябре 2023 года. В резолюции от 07 марта 2024 года от РК говорится о следующем.
Совет управляющих МАГАТЭ:
1. Выражает серьезную обеспокоенность нестабильной ситуацией с ядерной безопасностью и защитой на ЗАЭС, особенно недостатком адекватного квалифицированного персонала на площадке, пробелами в проведении планово-предупредительных работ, отсутствием надежных цепей снабжения, уязвимым состоянием водоснабжения и электроснабжения закладкой противопехотных мин в буферной зоне между внутренним и наружным ограждениями объекта;
2. Подтверждает свою серьезную обеспокоенность тем, что Российская Федерация не прислушалась к предыдущим призывам Совета управляющих и Генеральной конференции, содержащимся в их соответствующих резолюциях, вывести свой военный и другой персонал из ЗАЭС;
3. Призывает к срочному выводу всего несанкционированного военного и другого несанкционированного персонала из Запорожской АЭС Украины и немедленного возвращения станции под полный контроль компетентных органов власти Украины в соответствии с существующей лицензией, выданной Государственной инспекцией ядерного регулирования Украины (ДИЯРУ) с целью обеспечения ее безопасной и надежной эксплуатации, а также для того, чтобы Агентство могло осуществлять безопасное, эффективное и результативное применение гарантий в соответствии с Соглашением о всеобъемлющих гарантиях Украины и Дополнительного протокола;
4. Поддерживает текущие усилия Генерального директора и Секретариата, направленные на преодоление последствий нынешней ситуации в Украине для ядерной и физической ядерной безопасности и гарантий, в частности, путем продолжения физического присутствия технических экспертов Агентства на Запорожской АЭС и других ядерных установках в Украине;
5. Подчеркивает необходимость предоставления Миссии МАГАТЭ по поддержке и помощи в Запорожье (ИСАМЗ) своевременного и надлежащего доступа ко всем зонам, важным для ядерной и физической ядерной безопасности на ЗАЭС, с тем, чтобы Агентство могло подтвердить, что пять конкретных принципов соблюдаются в любое время;
6. Просит Генерального директора продолжать всесторонне отчитываться о соблюдении пяти конкретных принципов, способствующих обеспечению ядерной и физической ядерной безопасности на ЗАЭС, а также "семи неотъемлемых составляющих обеспечения ядерной и физической ядерной безопасности" на ЗАЭС, а также "семи неотъемлемых составляющих обеспечения ядерной и физической ядерной безопасности", определенных Генеральным директором; продолжать внимательно следить за ситуацией и продолжать официально отчитываться Совету по этим вопросам столько времени, сколько потребуется.
Понятно, что Россия не будет ее выполнять, как все предыдущие. Но принятие очередной резолюции важно для накопления критической массы доказательств и свидетельств нарушений РФ в сфере использования ядерной энергии для будущих судебных дел в международном суде в Гааге
Понятно, что Россия не будет ее выполнять, как все предыдущие. Но принятие очередной резолюции важно для накопления критической массы доказательств и свидетельств нарушений РФ в сфере использования ядерной энергии для будущих судебных дел в международном суде в Гааге, формирования у мировой общественности реального понимания поведения государства-ядерной террористки.
Я надеюсь, что МИД Украины наконец-то проснется от летаргического сна и продемонстрирует настоящее лидерство во внешнеполитических вопросах, как это определено в Положении о министерстве, четко сформулирует стратегию пребывания Украины в руководящем органе МАГАТЭ в течение двух лет, будет активно общаться с партнерами и государствами-членами РК МАГАТЭ для продвижения украинских интересов. Необходимо максимально эффективно использовать эту площадку в течение двух лет.
Но сейчас отмечу, что не только мне обидно за государство, когда неофиты и дилетанты, засучив рукава, выполняют несвойственные им функции вместо профессиональных дипломатов.
Комментарии
1