"Я все равно не могу поверить, что такое взлетит", - сказал один из инженеров фабрики фон Цеппелина в Фридрихсгафене 4 марта 1936, когда из эллинга вывели цеппелин LZ 129 "Гинденбург".
Это было самое большое воздушное судно из всех, которые когда-либо поднимались над землей. 245 метров в длину и 41 метр в поперечнике; 190 тыс. м³ газа в баллонах. Оснащен четырьмя дизельными двигателями "Даймлер" мощностью 1100 л.с., цеппелин способен поднять в воздух до 90 тонн полезного груза и пролететь более 15 тыс. км, развивая скорость до 150 км/ч при попутном ветре. Для тех времен это были немыслимые показатели."Гинденбург" был создан для того, чтобы стать флагманом немецкой трансатлантической компании.
Дирижабль начал свои полеты с пассажирами еще в мае 1936 года. Без всяких событий ему удалось осуществить перелеты в США и в Рио-де-Жанейро. Тогда же "Гинденбург" выполнил самый быстрый перелет через Атлантику - за 43 часа. К маю 1937 цеппелин совершил 37 рейсов через Атлантический океан, доставив в пункты назначения около 3 тыс. человек.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 115 лет назад в небо поднялся первый дирижабль
Путешествие дирижаблем было достаточно комфортным. Каждому пассажиру отводилась отдельная двухместная каюта с кроватью и отдельной душевой кабиной. В корпусе цеппелина располагался ресторан с кухней и салон с небольшим, специально изготовленным для дирижабля облегченным роялем. В куполе цеппелина были оснащены прогулочные балконы с большими панорамными окнами, а в нижней части корабля - обзорная комната. Ограничений было несколько. Первое из них - вес, поэтому вместо ванн предлагался душ, и все, что можно было, было сделано с алюминия (из него же был изготовлен и рояль, который весил всего 70 кг). Второе, и самое важное ограничение - запрет курения, которое на "Гинденбурге", впрочем как и на любом другом дирижабле, было угрозой для жизни. Все, кто находился на борту, включая пассажирами, перед посадкой были обязаны сдавать спички, зажигалки и другие устройства, способные вызвать искру. Все члены команды вынуждены были носить антистатический верхнюю одежду и обувь на изолирующей подошве.
Вечером 3 мая 1937 "Гинденбург" открывал новый летательный сезон компании. Для цеппелина этот полет оказался последним. 36 пассажиров, стоимость билетов для которых составляла примерно $800 долларов, обслуживали 14 стюардов на двух палубах, 22 механики и 25 летчиков. В багажном отделении было около 900 кг чемоданов, саквояжей и другого ручного багажа. В рулевой рубке занимал свое место капитан корабля - Макс Прусс. Ветеран Первой мировой войны, опытный пилот, кроме управления кораблем, должен строго следить за тем, чтобы полет оставался горизонтальным.
Вылетев из Германии и преодолев Атлантику за 77 часов, 6 мая 1937 "Гинденбург" появился над Манхэттеном. Желая удовлетворить пассажиров и продемонстрировать американцам дирижабль, капитан корабля подвел цеппелин практически вплотную к смотровой площадки Empire State Building, где воздушное судно ожидали репортеры и зрители.
Покружив над городом, дирижабль направился в сторону базы Лейкхерст, где должен был совершить посадку. Однако над полем была мощная гроза и руководитель базы, известный пилот дирижабля, Чарльз Розендаль, не рекомендовал капитану Прусс выполнять посадку. Цеппелин ушел в направлении Атлантик-Сити и некоторое время кружил там, ожидая разрешения на посадку. Наконец в 19:00 "Гинденбургу" было разрешено садиться. Однако дирижаблю рекомендовали не подходить к земле, а причалить к мачте.
В 19:11 дирижабль снизился до 180 метров, потом до 60 метров и подошел к мачте. В 19:20 дирижабль уравновесили, после чего с его носа сбросили причальные канаты. В тот же миг в районе четвертого газового отсека сверкнула яркая вспышка. Через мгновение к небу взметнулся ослепительный столб огня. Он затмил слабое, скрытое облаками солнечный свет и небо от этого и от едкого черного дыма стало в семь вечера черным, как поздно ночью. Огонь быстро распространился по направлению носовой части, уничтожая самое красивое воздушное судно в мире и угрожая жизни команды и пассажиров. Но благодаря огромным панорамным окнам и малой высоте большинство пассажиров сумели без серьезной опасности для жизни выпрыгнули на землю.
"Тросы уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы ... Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов ... Кошмар. Чудовищный кошмар. Все в огне. Все горит, обломки падают на причальную мачту и на людей вокруг ... Это одна из самых ужасных катастроф в мире! - американский журналист Герберт Мориссон, который вел репортаж о прибытии дирижабля.
Капитан Прусс в сложившихся условиях, не растерялся и делал все, чтобы увеличить шансы людей на спасение. Благодаря мастерству капитана и экипажа, дирижабль некоторое время удавалось удерживать в воздухе, после чего "Гинденбург" в отношении аккуратно упал на землю рядом со швартовочные мачтой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 20000 лье над землей - уникальные фотографии интерьера дирижабля "Гиндербург" 1936 года
С 97 пассажиров и членов команды спаслись 62 человека. Через мгновение часть команды во главе с капитаном прижало к земле горящими обломками фюзеляжа. Сильно обожженным, им все же удалось выбраться из-под обломков. В этой катастрофе погиб Эрнст Леманн, глава компании "Цеппелин", выпустившей дирижабль "Гинденбург". Капитан корабля Макс Прусс выжил, но его лицо осталось до конца жизни изуродованным до неузнаваемости.
После катастрофы остатки дирижабля были перевезены в Германию. В 1938 году фирма "Цеппелин" построила еще один дирижабль, практически полного близнеца "Гинденбурга". LZ-130 был назван "Граф Цеппелин". Но этому дирижабля никогда не суждено принять на борт пассажиров. Полеты на дирижаблях заполненных водородом были запрещены.
Расследованием аварии занимались правительства США и Германии. Обе стороны согласились, что причиной стала утечка водорода: проволока каркаса разорвался и могла пробить обшивку. По официальной версии образовалась взрывоопасная смесь этого газа с воздухом, вероятно, подожжена электрическим разрядом, связанным с грозовыми погодными условиями. Однако никто из членов экипажа, выживших в аварии, не слышал запаха чеснока. Этот запах должен ощущаться при истоке водорода благодаря специальной добавке, что вводилась в состав газа для идентификации. Долгие годы этот факт порождал слухи о якобы умышленном поджоге дирижабля американцами. На это намекал даже министр авиации Третьего Рейха Герман Геринг. Так называемый "синдром" Гинденбурга" надолго подорвал репутацию водорода, который позже пытались использовать как доступный и экологически чистый вид топлива. Сама катастрофа нанесла смертельный удар всем дирижаблестроению.
Комментарии