Когда я впервые взяла кисточку, рука дрожала. Не знала как можно провести ею ровную линию. Рисовала и стирала. Могла с утра до вечера просидеть и нарисовать просто две ровные линии роста ресниц. С практикой получалось все лучше, - делится художница по росписи кукол Ольга Каменецкая. Шесть лет назад она начала заниматься авторской росписью кукол. Расписала более 200 кукол. Ее работы покупают в Украине и за рубежом - в Европе и Соединенных Штатах.
С чего началось ваше увлечение кастомизацией кукол?
В 2012 году я увидела рекламу кукол Monster High. Мой будущий муж подарил мне такую куклу на 8 марта. Я влюбилась. Захотелось срочно еще одну, и так я собрала их штук 50.
В процессе поиска нужных кукол я наталкивалась в интернете на фотографии тех же кукол, но с расписанным по-другому лицом. Заметила, что это не заводская, а ручная роспись. Так я открыла для себя мир кастомизации кукол. По сути в процессе кастомизации переделывается не только макияж, но и парик, форма лица, которую совершенствую скальпелем.
Консультанты в художественном магазине смотрели на меня удивленно: "Как это, рисовать на кукле?"
Через полгода после начала коллекционирования кукол я решила попробовать их переделывать.
Консультанты в художественном магазине смотрели на меня удивленно: "Как это, рисовать на кукле?"
Какими материалами вы пользуетесь и как происходит процесс преобразования куклы?
Рисовала лицо куклам сначала только акварельными карандашами. Они очень мягкие и хорошо рисуют на резине. А вот через год практики поняла, что карандаш не справляется с той тонкостью линий, которая мне нужна, и я стала осваивать кисть.
Когда я впервые взяла кисточку, рука дрожала. Не знала как можно провести ею ровную линию. Рисовала и стирала. Могла с утра до вечера просидеть и нарисовать просто две ровные линии роста ресниц. С практикой получалось все лучше.
Какое-то время рисовала акриловыми красками, но увидела, что акрил имеет слишком плотную фактуру. Акрил - довольно плотный материал. Нарисовать тонкую линию сложно. Или его нужно разбавлять, чтобы он стал более податливым. Одно дело когда ты рисуешь на холсте метр на два, а другое - на двух миллиметрах.
Сейчас в работе использую преимущественно акварель и сухую пастель. Акварель прекрасно пишет и на виниле, и на полиуретане, и на запеченном пластике.
Закрепляю изображение аэрозольным матовым лаком, который создает влагостойкую пленку - мейк не стирается водой. Перед росписью я удаляю заводской макияж. Затем наношу базовый слой закрепителя. Он создает пористую поверхность, на которой рисовать удобнее. Если рисовать на стекле и бумаге - есть разница. Такую же рыхлость поверхности дает и аэрозольный спрей.
Когда нарисовала первый глаз кукле, мне казалось - такая она жива! Сейчас же на нее смотрю - глазищи огромные, настолько все грубо нарисовано.
Раньше могла рисовать на разноцветных куклах. Сейчас больше стараюсь работать с натуральным цветом кожи, так как спрос среди покупателей больше на человеческий образ.
Как долго вы работаете над одной куклой?
Когда умение уже наработано, роспись одной куклы занимает пару дней. А если есть вдохновение, могу за день ее издать. А бывает, неделю мучаюсь с куклой и все равно не довольна результатом: то материал не ложится, или кисть не рисует.
Если раньше я думала, что одно касание кисти к маленькому лицу Барби испортит весь мейк, сейчас я спокойно рисую на маленьких лицах и прорисовываю на них мелкие детали
Это - очень мелкая ювелирная работа.
В начале у меня был шлем с увеличивающимся линзами и с подсветкой, как у часовщиков или ювелиров. Не очень удобно, но мне так было лучше видно. Но со временем от этой тонкой работы зрение само улучшилось, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Развилась какая-то способность видеть на микроскопическом уровне. Если раньше я думала, что одно касание кисти к маленькому лицу Барби испортит весь мейк, сейчас я спокойно рисую на маленьких лицах и прорисовываю на них мелкие детали. Наверное, я научилась концентрироваться и отработала ювелирность движений руки.
Как достигаете такого сходства своих творений с человеческими лицами?
Когда учу учениц на мастер-классах оживлять лицо, советую использовать как можно больше оттенков. Человеческое лицо - это не только розовый румянец и бежевый оттенок. Использовать надо и фиолетовый, и бордовый, белый, коричневый. Просто нанесены эти пигменты должны быть полупрозрачно. Тонкое наслоение этих оттенков друг на друга дает натуралистичность кожи. Часто вижу очень круто расписанное лицо, но оно не живое, потому что это просто румяные розовые щечки. Это кукольность.
Часто меняю куклам скальпелем форму носа, губ или скул
Молд - это форма, которую отливают, форма куклы, тело. Когда я изменяю форму лица, называю это ремолдингом. Перепрошивка волос - рерутинг. Карвинг - это когда делается резьба на лицевой плате. Часто меняю куклам скальпелем форму носа, губ или скул. Но не режу очень глубоко, потому резину шлифовать сложнее, чем пластик.
Корректирую форму лица также тенями. С их помощью можно сделать почти все: подчеркнуть щеки, добавить носогубные морщины.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Многих шокирует натурализм" - художница гиперреалистично расписывает тела кукол
Когда надо рисовать щетину, точечками каждую щетинку проставляю, так как щетина размещена более зонально. Веснушки же делаю проще - на жесткую кисть набираю краску и прискальными движениями отгибаю ворсинки, а затем отпускаю. Они дают природные брызги, которые очень похожи на веснушки.
Целостный образ куклы рождается в процессе. Иногда я стартую от прически. Например, хочу короткую - хаотическую или прилизанную. Когда я имепю лицо с волосами, глаза рождаются сами. У меня довольно взрослые образы. Подбираю им одежду часто в стиле кэжуал. Если пышная юбочка, то дополнена порванным свитером. Пожалуй, это мои собственные вкусы в одежде.
Есть ли у куклы, с которыми не хочется расставаться?
У меня есть куклы, которых я считаю переломными. Когда сделала куклу и поняла: вот я выросла! Рисуешь, кажется, улетно, а потом вдруг рождается какая-то кукла, не верю, что я ее сделала, а потом используя те же приемы, рисую последующих.
Я всегда хочу пустить своих кукол в мир. Желания оставить себе хоть одну у меня нет. Даже если кукла мне очень нравится, но не находит себе дома, у меня ощущение пустоты внутри. Как-то не так с ней, что ее никто не хочет? Для мне важно, чтобы мое искусство шло в массы.
Интервью с Ольгой Каменецкой читайте в свежем номере журнала Країна.
Комментарии