Деда Мороза, говорят, выдумали советские пропагандисты — как атеистическую альтернативу буржуазно-мракобесному Санта Клаусу, или, по-нашему, святому Николаю. Они, вероятно, из опыта того же таки христианства знали, что искоренить поганские верования и обряды достаточно тяжело. Проще — заместить их новыми, подобными.
Я с детства любил Николая и недолюбливал Деда Мороза — совсем не потому, что был убежденным христианином или, тем более, врагом советской власти и провозглашаемого ею научно-материалистического мировоззрения. Просто разница между этими двумя персонажами была колоссальной.
Николай был невидим. Он появлялся ночью и клал под подушку вещи, к которым ни один школьный или детсадовый Дед Мороз с плохо наложенным гримом никогда бы не додумался: коньки, теннисные ракетки, альбом для почтовых марок и даже — совсем невероятно — рукавицы на все пять пальцев, как у Витьки Никитина из дома напротив.
Я с детства недолюбливал Деда Мороза
Я благодарен родителям, которые сохранили эту традицию. Мы с женой тоже, пока могли, поддерживали для детей миф о святом Николае, дополненный еще и американской привычкой писать Санта Клаусу письма с перечнем самых желанных гостинцев и с обоснованием, почему именно этот, а не тот гостинец особенно желаемый и заслуженный.
Дети, однако, растут, поэтому и нам, как нашим родителям, пришлось в определенный момент отвечать на неудобный детский вопрос: "Действительно ли существует святой Николай?"
И мы, как и наши родители, дипломатически отвечали:
"Для тех, кто верит, — существует".
Но как быть с теми, которые не верят?
Наши дети взрослеют и вдруг, как мы когда-то, обнаруживают под своей подушкой пустоту, которую уже ничем, — до конца жизни — не заполнить.
Комментарии
16