12 ноября во время богослужения в Киево-Печерской лавре хор начал прославлять Россию и петь "Колокол плывёт, плывёт над Россией, пробуждается Матушка - Русь". А уже в конце месяца Служба безопасности Украины провела обыски в лавре для "противодействия подрывной деятельности российских спецслужб в Украине".
На территории были обнаружены лица без документов, граждане России, а также враждебная пропагандистская литература. Кроме этого, нашли большие суммы денег - 2 млн грн, более $100 тыс. и несколько тысяч российских рублей. После этого, 2 декабря, Совет национальной безопасности и обороны ввел санкции против наместника Киево-Печерской лавры Павла (Лебедя) и ряда других деятелей Русской православной церкви в Украине.
Киево-Печерская лавра – историческая святыня Украины. Была основана в 1051 как пещерный монастырь. В XI веке. он стал центром утверждения христианства в Киевской Руси. Статус лавры, главного большого монастыря, получил уже в XII веке.
Несмотря на то, что в начале декабря Киево-Печерская лавра была зарегистрирована монастырем в составе Православной церкви Украины, она до сих пор контролируется священнослужителями русской церкви.
Корреспондентка Gazeta.ua побывала в лавре и послушала, о чем говорят миряне и работники монастыря.
СТРОГИЙ ОХРАННИК
Зайти на территорию Лавры пробую с заднего входа. Вокруг многокупольной церкви Спаса на Берестове дорожки густо укрыл белый снег. Недалеко ребенок играет с мамой в снежки. За храмом кто-то слепил из снега фигуру медведя. Возле него проходит доставщик пиццы в поисках заказчика с большой термосумкой в руке.
На узкой улице, параллельной Лаврскому переулку, у каменной стены припаркованы автомобили. На территорию монастыря пускают мужчин в гражданской одежде. Они говорят между собой на русском. Высокого роста охранник недоверчиво бросает в мою сторону суровый взгляд: "Зачем пришла?".
– Хочу посетить святыню, – отвечаю.
– Вам нужно обойти к центральному входу, где пещеры, – охранник меняет тон на вежливый и показывает дорогу.
По ул. Лаврской, сразу за киосками, открывается вид на каскад из храмов и монастырей, один за другим разбросанных между расчищенными тротуарами. Проход на территорию заклеен вывесками о запрещении фото- и видеосъемки. Однако посетители спокойно достают телефоны, чтобы сделать фотографии в историческом месте.
Сразу возле спуска в пещеры расположено кафе. Однако кофе и чай здесь приготовить не могут из-за планового отключения электроэнергии.
– Приходите вечером, – советует продавщица, пожилая худощавая женщина в платке, завязанном на затылке.
Одетая в теплый свитер и длинную плотную юбку серого цвета. На прилавке за ней стоят банки с медом разного объема, в коробках – конфеты и печенье. Внутри прохладно, но приятно пахнет парным молоком.
– Ходят в пещеры, – рассказывает женщина о паломниках. – Так что сходите в ближние, а по дороге зайдете и в дальние. У нас проход бесплатный, заходите и гуляйте. Служба в воскресенье пройдет в Верхней лавре. Вообще здесь каждый день у нас службы.
РУССКИЕ АВТОРЫ
Сразу за кафе расположен вход в церковный магазин. Снимать там тоже запрещают. В магазин ведет крутая лестница, на пролетах стоят церковные колокола, кованые подставки и картины, закрытые прозрачной пленкой.
На входе темного помещения встречает сотрудница магазина, сидящая за пластиковой перегородкой.
– Молитвенники там, вам покажут, – говорит.
Полы, полки и даже подоконники в магазине заставлены книгами и иконами. Первым ко входу встречает стеллаж с детской литературой – книги напечатаны на украинском. Однако это единственная литература, которая здесь есть на государственном языке.
Консультантка в розовом шифоновом платке по моей просьбе долго пытается найти украинский молитвенник. Однако все зря.
– Это вам нужно в украинскую церковь, во Владимирский собор съездите. Здесь только на русском или церковнославянском будут, – отвечает женщина с удивлением в голосе.
Разворачиваю одну из книг голубого цвета. На последней странице указаны источники – труды московского богослова Григория Дьяченко и русского епископа ХVІІ ст. Димитрия Ростовского. Несмотря на то, что большинство авторов местных книг являются русскими деятелями, сами издания напечатаны в Лавре.
АМЕРИКА И ЗЕЛЕНСКИЙ
Спускаюсь в пещеры. Слева от арки временно разместили трапезную для прихожан. Столовая занимает маленькое узкое помещение. Перед кухней разместили холодильники и контейнеры с едой. Напротив под глухой стеной несколько столиков.
Меню в Лавре постное, потому что как раз недавно начался Рождественский пост. Порцию борща или солянки можно купить за 100 грн, вареники с картофелем или капустой стоят по 50 грн за девять штук. Подают блюда в пластиковой посуде. Кофе и чай здесь тоже не готовят из-за отсутствия света.
По аллее вверх к ул. Ближнепечерской прохожу общежития семинаристов и гостиницы для паломников. Прихожане утверждают, что переночевать здесь можно за 150 грн.
На аллее под высокими елями на каменной лестнице разговаривают пожилые мужчина и женщина. Что-то бурно обсуждают: то громко, то шепотом.
– Вы не знаете, на Севастопольской "Знамение" (так называется икона посвященные Божией Матери. – Gazeta.ua) забрали? – спрашивает прихожанку мужчина в короткой черной куртке и фуражке.
– Ее забрали ПЦУшники давно, еще в прошлом году! – отвечает недовольно женщина и руками к груди крепко прижимает молитвенник.
Ее забрали ПЦУшники давно
У женщины звенит мобильный телефон.
– Храм у нас есть на Аскольдовой могиле. Это же наш! Там памятник напротив еще, – советует собеседнику русские церкви, куда можно пойти на службу.
Мимо проходит служитель монастыря. Берет в руки большие пакеты с пластиковыми лотками и пакеты, полные продуктов. Поднимается по крутой лестнице к храму, который стоит немного на возвышении.
Литургия в церкви уже завершилась, сегодня чествовали память Юрия Победоносца, говорит дорогой мужчина. Показывает расписание служб, висящее на стене у входа в церковь.
– За Рождество я сейчас еще узнаю, – продолжает разговор мужчина, называется Виктором. Его сухие потрескавшиеся губы дрожат от холода.
Расспрашиваю его за обыски, которые Служба безопасности Украины проводила в Лавре.
– Приходили с проверками много, – отвечает Виктор. – Не знаю, насколько это правда, но на наместника санкции наложили… Если у них что-то находили, может это и правильно. А у них же что-то нашли там… Литературу какую-то нашли постороннюю. Вообще сейчас идет уничтожение народа. И не только в Украине, но и на всем земном шаре.
Виктор сразу меняет тему разговора и уверяет, что в мире существует план уменьшения численности населения до трех миллионов. Его вроде бы разработал "Всемирный конгресс".
– Там какие-то выступали (люди. – Gazeta.ua) и говорят, что это еще много, – широко раскрывает глаза мужчина. – Войну говорят, что Путин начал, но это если он еще настоящий! У него много двойников! Возможно, это кто-то другой, похожий на Путина. Здесь так запутано, что ой-ой-ой! Даже хочется сказать, что все это Америка. Там же масонов очень много. Америка держит Зеленского у себя под контролем, направляет его, дает ему указания. Все специально, чтобы друг друга истреблять!
Виктор признается, что часто посещает разные церкви в Украине – ездит паломником. В Лавре помогает при храме.
– Это все для того, чтобы люди возненавидели друг друга, – продолжает рассказывать свою теорию заговора мужчина. – Я однажды с другом на платформе чуть не подрался в Вишневом. Он велосипедом прямо на меня налетел: "Да я тебя за Зеленского! Он за людей, ему помогают оружием, Европа поддерживает. Он стоит за людей, за народ!". Я говорю ему: глупый ты, не понимаешь, к чему оно идет. Это политика. Лез ко мне драться! Это братоубийственная война (агрессия России против Украины. – Gazeta.ua).
Мужчина не уверен, правильно ли делает СБУ проводя обыски в русских церквях.
Украина хочет быть независимой
– Украина первая появилась (за Москву. – Gazeta.ua), когда была Киевская Русь. Они за это сейчас и спорят. Украина хочет быть независимой, сама по себе, отдельно от России, – говорит серьезным голосом Виктор. – Но это неправильно! Так как была православная вера, на церковнославянском языке исконно читали службу. А то уже на украинском говорить и язык менять – неправильно.
Православную церковь Украины лаврский служитель считает не канонической.
– Не каноническая, раскольники. Филарет когда-то незаконно сделал себя патриархом, а был митрополитом. Сколько было переворотов. А сейчас его лишили сана, анафему наложили и отлучили от церкви. А у нас каноническая, – уверяет прихожанин русской церкви. – Настоящее имя Филарета – Михаил Антонович Денисенко, бывший КГБист. Я его помню еще с 1970-х годов.
Виктор возмущен тем, что Украина сейчас экспортирует зерно кораблями.
– Это будет очень тяжелая зима. С хлебом проблемы. Я вошел в семинарию, чтобы хлеба взять. Говорят, что не благословляется. Как это так? Не хватает хлеба и семинаристам, а вагоны вывозят в Африку! Продают, торгуют зерном – кто это все делает? Это жидомасоны.
СЛУЖБА ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
Крестовоздвиженская церковь расположена на холме. С небольшой площади открывается живописный пейзаж на заснеженные ели и золотые купола лаврских храмов.
За закрытой деревянной дверью с уже немного облезлой красной краской, слышен суровый голос священника, только что начавшего службу. Хоровое пение звучит далеко за пределами церкви и отражается эхом в дальних уголках святыни.
В маленьком церковном зале стены расписаны светлыми красками, преобладает небесный голубой. На его фоне ярко выделяются фигуры святых. Помещение заливает теплый свет от ламп и ярких огоньков свечей. Отец благословляет всех на русском языке и заходит в ризницу, закрывает плотные золотые шторы.
Справа стоят миряне – преимущественно женщины в платьях за колено, на литургию надели платки, шарфы или накинули капюшон, чтобы прикрыть головы. Слева в ряд колонной разместились молодые семинаристы. Это ребята все в черных рясах до пола, с аккуратно выстриженными волосами разной длины.
Один за другим подходят к стойке и начинают читать Священное Писание, выдавая каждый звук, словно в песне. Время от времени садятся на скамейку и обсуждают что-то увиденное в телефоне.
В комнате за дверью у входа продает мелкий товар и книги молодой служитель с большим крестом на шее. Купить маленькую свечу можно за 10 грн, самая дорогая обойдется в 25 грн.
– Будет ли служба 24 декабря, перед Рождеством? – спрашиваем, зная, что в русской церкви Рождество отмечают 7 января.
– 6 января будем править, – говорит осторожно мужчина, удивленно вытаращив глаза.
"БРАТСКИЕ НАРОДЫ"
На улицах Киево-Печерской лавры пустеет. В сумерках можно увидеть рясы священников и монахов, спешащих к кельям, осторожно ступая по скользким тропам. Работают киоски с кофе, где продают разнообразные продукты – крупы, консервы, лапшу быстрого приготовления, пряники, кагор и книги.
Троллейбусная остановка на ул. Ближнепечерской пользуется популярностью у нищих. За короткий промежуток времени попросить "на хлеб" подходит далеко не один человек, часто гуляют по двое.
У лавки женщина в длинном вязаном платье достает из рюкзака туалетную бумагу и начинает вытирать нос, громко кашляя. Носит шапку с большим помпоном и грубые тёплые ботинки.
– Ты надень шапку, потому что заболеешь. Надо здоровье беречь смолоду, – говорит дама, на вид лет 50. – Пока молоденькая – береги себя. Я так заболела, что теперь все на себя одеваю.
Женщина служит в Верхней Лавре и на работу ходит каждый день. Соблюдает православную веру более 30 лет, уверяет. Резко переводит тему разговора на события с обысками в Лавре.
– Вера истинна и первое было православие, – рассказывает на русском женщина. – Есть такое дерево, откуда пошли другие веточки. Когда человек знает историю, он не будет говорить, что не важно, в какую церковь ходить. От католиков отсоединились протестанты и теперь ходят сеют раздор. Почему православие (истинная вера – Gazeta.ua)? Ибо "правильно славить Бога". Ты с кем-нибудь пообщайся с местными священниками, они тебе откроют истину.
Мирянка убеждена, что служители церкви с радостью ответят на все сомнительные вопросы относительно обысков, деятельности Лавры и будут открыто выражать свою позицию.
Благодать Божия только там, где церковнославянский язык
– Сколько отцов здесь замечательных – не слушай никого, – настойчиво уверяет. – Сейчас идет война за души наши, понимаешь? Я никогда не уйду ни в католицизм, ни в протестанты, ни в раскол. Ибо благодать Божия только там, где церковнославянский язык. Потом – русский. В величественных соборах только церковнославянский, потому что от него все пошло.
Сейчас на Киево-Печерскую лавру совершают гонения, а раскольники забирают храмы, - утверждает служительница монастыря. - Очевидно, под "раскольниками" подразумевают верующих ПЦУ.
– Нельзя говорить "главное, чтобы Бог был в сердце". Нет! Бог в сердце, когда человек исповедует свои грехи, пытается стать лучше. Это все (обыски и обвинения в сторону Лавры. – Gazeta.ua) – клевета! Ворвалось 50 человек-автоматчиков. Люди, конечно, пугаются, кто чуть ли не в трусах выбежал. Ну вот спал послушник, молодой парень, 17 лет. Просто спал в спортивных штанишках и маечке – куда он побежит, если к нему врываются и выбивают стекло! Побежал к своему духовнику. Это все враги делают. Его какая миссия, дьявола? Очернить! Если раскольники придут сюда, то они не смогут здесь жить.
Женщина отказывается признавать агрессию России против Украины. Вроде бы все происходящее "напустил" Бог.
– Зачем кого-то винить? Нам за наши грехи! – уверенно говорит. – Если у нас уже "голубых" разрешили! Ты можешь это представить? Женщина уходит с женщиной – что это такое! Последние годы будет такое опустошение... Сейчас Лавра пуста, а раньше столько людей ходило. Даже те, кто много лет посещал, и священники тоже – все убежали. Боятся за свои семьи, за своих детей. Миряне не все так понимают. Мы должны быть украинской церковью, но у нас не должно быть украинского языка. Потому что это раскол! Беларусь, Россия и Украина – это три братских народа.
Наступление России, считает мирянка, было спровоцировано. Мол, если бы не началась полномасштабная война – США все бы забрали у Украины.
- Уж бы корабли стояли, вот все, - продолжает убеждать женщина. - Они уже нас 30 лет убивают, молодежь убивают моральный дух. Я помню еще 1990-е годы – это вообще была похоть. Вся эта мерзость начала вылезать, показывали все эти видеофильмы, этот блуд, разврат! Кто это может выдержать?
На остановку приезжает последний троллейбус. Снежный тротуар резко пустеет, а мимо проходят только служители в длинных рясах с пакетами продуктов в руках.
Комментарии