воскресенье, 23 января 2022 18:11

"Наше сало необычное на вкус. Мы по-другому его смолим": как живет гетманская столица со святыней, где пишут просьбы к Богу
41

Город Гадяч в Полтавской области любителям истории первым делом известен тем, что в свое время он был в центре внимания многих украинских гетманов. Богдан Хмельницкий обустраивал здесь свою запасную резиденцию после Чигирина. А Иван Выговский в сентябре 1658-го подписывал в городе Гадячский договор – соглашение с Речью Посполитой.

При Гетманщине в Гадяче были созданы подземелья, где были проложены километры путей. Ими можно было незаметно выйти за пределы города или из центра населенного пункта попасть в гетманский дворец. Также в разные времена в подземельях прятали оружие или держали заключенных. Во Вторую мировую войну через один из ходов немцы проложили телефонный кабель.

В то же время широким массам практически неизвестна информация о том, что в Гадяче расположен центр хасидизма на территории которого похоронен уважаемый хасидами цадик Алтер Ребе. Его усыпальница является местом массового паломничества. Также Гадяч – родина многих известных людей. В частности, здесь родилась и выросла писательница Елена Пчилка и часто бывала ее дочь – поэтесса Леся Украинка.

До недавнего времени Гадяч был районным центром, но ныне входит в состав Миргородского района. Из областного центра сюда проще всего добираться автобусами, которые 120 км между городами проезжают за пару часов. Из Киева в бывшую гетманскую резиденцию путь длиннее – туристам придется преодолеть 280 км. Если проехать немного за город, то можно попасть в село Плишивец, где расположен единственный в Украине храм с девятью куполами.

Корреспондентка Gazeta.ua побывала в Гадяче, чтобы узнать, как сейчас выглядит и чем живет город со столь богатой и разнообразной историей.

УТКИ И ЯЙЦА

Утром воскресенья к огражденной территории почти в центре Гадяча собираются люди. Съезжаются машинами, бросая их на заснеженной обочине или шаркают ногами по нечищеному от льда асфальту. Торопятся на колхозный рынок, который в городе работает раз в неделю. Торгуют преимущественно жители окрестных сел и соседней Сумщины.

Людей на просторной площади немного. На прилавках под навесом выложены непродовольственные товары – незамысловатые одежда-обувь, радиотовары, посуда. На краю полуразвалившихся кирпичных прилавков, четырьмя полосами тянущихся к пустому углу рынка, два десятка человек продают резаную птицу, картофель, чеснок, яблоки, чистые кабаки, грозди калины и тертый хрен со свеклой в банках по 200 г.

За 10 домашних яиц просят 45 грн, за картофель – по 12 грн/кн. За индоуток торговцы берту по 130 грн/кн.

Автор: Ольга Стенько
  Центральный колхозный рынок в Гадяче. Торговые рады под открытым небом
Центральный колхозный рынок в Гадяче. Торговые рады под открытым небом

– Берите уточки, молоденькие, свежие. Хорошие, мне за них не стыдно. Приезжаю почти каждые выходные, – говорит 45-летняя Наталья в черном пальто из плащевки и трикотажной шапке. Утки продает по 120 грн за килограмм. Одна туша вытягивает почти на 200 грн. – Я из Липоводолинского района Сумщины. С понедельника по пятницу работаю на работе, а раз в неделю везу в Гадяч птицу на продажу. Вырученного хватает, чтобы окупить горючее и немного заработать.

Что посмотреть? Не знаю

Недалеко на раскладном столе продаются местные газеты и журналы с кроссвордами, анекдотами и советами. Продавщица – высокая полная женщина, которую еще более большой делает объемная светло-серая куртка с отороченным капюшоном из искусственного меха.

– Я не знаю даже, что вам сказать, – отвечает, когда спрашиваю, что интересного в Гадяче могут увидеть туристы. – У нас здесь Леся Украинка жила, есть музей и хатка ее. Что еще посмотреть? Незнаю. Спросите у кого-нибудь другого, – говорит 62-летняя Надежда.

Просит помочь с ответом мужчину, который подходит к столу. Он широко улыбается, показывая золотую коронку. Кладет на стол 200-гривневую купюру и стучит указательным пальцем по местной газете.

Автор: Ольга Стенько
  Центральный колхозный рынок в Гадяче работает только на выходных
Центральный колхозный рынок в Гадяче работает только на выходных

– Драгоманов, Панас Мирный. Надо смотреть музей краеведческий, подземелье гадяцкое. У нас интересная водокачка старая на Соборной площади, – говорит покупатель, представляется Сергеем.

– А еще есть место, куда приезжают евреи – городок их очень интересный. Там щас, канешна, не всех пускают, – дополняет Надежда. – Я там когда-то была, тогда уже сделали много ремонтов. Там похоронен какой-то их... не знаю, кто. Приезжают евреи, молятся, оставляют записки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Едут экстрасенсы, туристы, киношники – как доживает дворец Муравьевых-Апостолов, где жили враги русского царя

О жизни в Гадяче рассказывает с грустным вздохом: работы мало, доходы населения упали.

– Были здесь нефтяники, но теперь многие их точки закрылись. Был у нас сырзавод хороший – тоже закрылся. Люди стараются уезжать, – ведет далее Надежда.

УДИВИТЕЛЬНОЕ САЛО

Рядом с газетным лотком – вход в старый павильон. Здесь продают молокопродукты. Внутри помещение выглядит как колхозный рынок в далекое советское время. Примерно 10 женщин продают молоко, сметану, творог.

Автор: Ольга Стенько
  Центральный колхозный рынок в Гадяче. Молочный павильон
Центральный колхозный рынок в Гадяче. Молочный павильон

– Ну-ка, подходите пробуйте у меня сыр! Вот за 50, второй по 60. За полкило, – снимает крышки с больших пластиковых контейнеров 45-летняя Елена в бежево-коричневом жилете поверх пудрового цвета куртки. – Ряженка по 60 гривен за литр, молоко – по 60 за банку.

Молочную продукцию собственного производства привезла из села Красная Лука. В домашнем хозяйстве содержат три коровы.

– Последние две недели людей очень мало – праздники. Но не можем не ездить – куда его все девать? – рассказывает продавщица. – Но хоть бензин заработок покрывает. Машину жалко, потому что дороги здесь страшны. У нас говорят: есть дороги хорошие, есть плохие, а есть на Гадяч.

Неподалеку расположен еще один кирпичный павильон меньшего размера. Здесь продают свежее мясо. Прилавки бетонные, оклеенные сверху серебристым полиэтиленом.

Сало от 60 гривен, есть за 70, а вот красивое – по 80

Среди продавцов ярче всех одета гадячанка Галина: красная куртка, рыжий дубленый жилет, синтетический фартук цвета морской волны.

Автор: Ольга Стенько
  На Гадяччине сало обработают подобно Миргородскому, но продают втрое дешевле
На Гадяччине сало обработают подобно Миргородскому, но продают втрое дешевле

– Сало от 60 гривен, есть за 70, а вот красивое – по 80. Ребринка – 90 и 100, мякоть по 130-140. Цены почти такие же, как в Полтаве. Только там нет такого сала, как у нас: когда привозили на вечерний базар, к нашему ларьку стояла длинная очередь, - хвастается Галина. – Наше сало необычно на вкус. Мы по-другому его просто смолим. Когда выпаливаем его, то у нас столько выходит из него жира, что я вам не могу передать! И тогда горячим его солим. Обрабатываем, как и в Миргороде. Только миргородское втрое дороже. Потому что у нас не курортный город.

ХАСИДСКАЯ СВЯТЫНЯ

Еврейская тематика не зря упоминается в контексте Гадяча. Во времена Российской империи здесь проходила полоса оседлости – территория компактного проживания евреев, определенная имперским правительством для предотвращения их проникновения в великорусские губернии и защиты российского предпринимательства от еврейской конкуренции.

На еврейском кладбище в пределах Гадяча похоронен Алтер Ребе – основатель хасидского движения Хабад, цадик Шнеур Залман из Ляд.

– По легенде, у родителей Алтер Ребе долго не было деток. Они обратились за благословением к праведнику Бааль Шем Това, – рассказывает менеджер центра Адмор Азакен в Гадяче Леся Крамар. – Считается, что каждый ортодоксальный еврей делает добрые дела и за это может что-нибудь попросить у Господа. В заслугу за добрые поступки у пары родился ребенок – в тот же день, что и Бааль Шем Тов. В 3 года праведник произвел пострижение Алтер Ребе. Будущий цадик связно разговаривал в 1 год, а 5-летним знал наизусть всю Тору, а это пять книг, говорит легенда.

Центр хасидизма Адмор Азакен в Гадяче. Вестибюль главного здания, вход в синагогу
Фото: Ольга Стенько
Экспозиция сакральных предметов в хасидском центре
Синагога Центра хасидизма Адмор Азакен. Мужской зал для молитвы
На умывальниках у каждого крана стоят специальные сосуды – нетилатницы – для ритуального омовения рук. На табличках написана молитва, которую хасиды должны при чем прочитать
Синагога Центра хасидизма Адмор Азакен. Женский зал для молитвы

Во взрослом возрасте Алтер Ребе основал движение Хабад – новое религиозно-философское течение в хасидизме, направлении ортодоксального иудаизма. Написал книгу "Тания" – одну из важнейших для хасидизма.

Зарекомендовал себя патриотом 1812 года

Познавший скитаний и гонений от царского режима, цадик был в свое время заключен под стражу. Когда сменилась власть – его освободили. Зарекомендовал себя патриотом в 1812 году, призвав евреев не поддерживать Наполеона. Когда французская армия приблизилась к городу Ляде, где Шнеур Залман жил с семьей, цадик покинул дом и ушел вслед за русской армией. В конце декабря 1812-го скончался в селе на Слобожанщине. Перед смертью поросил сына похоронить его на еврейском кладбище. По преданию, сын вез бездыханное тело Альтер Ребе зимними дорогами в Полтавскую губернию на деревянной телеге.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Часы показывают время смерти Короленко": как 100-летними знаменитыми игрушками украшают елки - фото

– В течение пяти месяцев семья Алтер Ребе скиталась по Российской империи. Сын возил тело отца на тележке, – продолжает Леся Крамар. – По легенде, когда сын хотел похоронить отца где-то не на еврейском кладбище, Алтер Ребе поднимался и говорил: "Не здесь". Когда въехали в Гадяч, была метель. Направляясь к кладбищу, сын не удержал тележку и та покатилась с горы. Ударилася о могильную плиту и рассыпалась. Тело упало на землю и оттуда пошел огонь. Так все поняли, что именно здесь должен быть похоронен цадик.

Центр Адмор Азакен – хасидская святыня всемирного масштаба. Ее называют одним из 9 мест, которое при жизни должен посетить каждый хасид. Центр основан потомком Алтер Ребе в 8 колене. Открыт в начале декабря 2012 года на пожертвования состоятельных евреев, в частности семьи Рор, по случаю освобождения Алтер Ребе из царской тюрьмы. Основная цель центра – комфортное размещение паломников, приезжающих поклониться могиле цадика.

Автор: Ольга Стенько
  Три года назад в центре Адмор Азакен можно было приобрести иудейские мужские головные уборы – кипы из натуральной кожи. Самая дорогая – из кожи питона за 950 долларов. Из-за отсутствия спроса витрину с люксовыми предметами убрали
Три года назад в центре Адмор Азакен можно было приобрести иудейские мужские головные уборы – кипы из натуральной кожи. Самая дорогая – из кожи питона за 950 долларов. Из-за отсутствия спроса витрину с люксовыми предметами убрали

В вестибюле центра с высокого потолка свисает нарядная золотистая люстра. Стены и пол отделаны натуральным камнем, стоят деревянные сундуки для пожертвований. Часть помещения отгорожена стеклом – это небольшой магазинчик, где паломники могут приобрести необходимые бытовые вещи и сувениры. На шкафу – полтора десятка бутылок виски и вина. Религия не запрещает хасидам употребление спиртного.

Представительница центра проводит экскурсию. Большую часть здания занимает синагога – высокое помещение, украшенное натуральным деревом и камнем.

– У синагоги нет обязательной единой формы. Но есть два основных момента: отдельные молитвенные залы для мужчин и женщин. На первом этаже расположен мужской молитвенный зал. Есть арон акодеш – место хранения свитков Торы, имеющее вид шкафа. Тору берут для чтения в строго указанных условиях. К примеру, должно быть не менее 10 мужчин. Считается, что когда 10 человек молятся, то их обращение Бог слышит лучше, чем когда обращаются к нему по одному.

Автор: Ольга Стенько
  Иудей молится в мужском зале синагоги
Иудей молится в мужском зале синагоги

За спиной Крамар – высокая дверь со стеклом, ведущая к синагоге. В зале молодой человек готовится к молитве. Приматывает черными кожаными ремнями на голову тфилин – черный футляр кубической формы, содержащий внутри написанную на пергаменте молитву. Ремнем заматывает левую руку, чтобы ручной тфилин был на уровне сердца. Накрывает голову белым покрывалом. Это нужно, чтобы ничто не отвлекало мужчину от молитвы. По этой же причине женские молитвенные залы размещают в синагоге отдельно.

Считается, что во время сна душа человека отправляется на суд к Богу

В центре на каждом умывальнике у крана стоит металлический или стеклянный сосуд с двумя ручками – нетилатница. С ее помощью совершают ритуальное омовение рук.

Автор: Ольга Стенько
  На умывальниках у каждого крана стоят специальные сосуды – нетилатницы – для ритуального омовения рук. На табличках написана молитва, которую хасиды должны при чем прочитать
На умывальниках у каждого крана стоят специальные сосуды – нетилатницы – для ритуального омовения рук. На табличках написана молитва, которую хасиды должны при чем прочитать

– Считается, что во время сна душа человека отправляется на суд к Богу. В это время к телу могут приходить разные духи. Когда мы просыпаемся, душа снова овладевает телом, духи выходят через руки и ноги, оставляя на кончиках пальцев дольки нехорошего. Поэтому нужно обязательно совершать утреннее омовение, – объясняет проводница.

Для ритуальных омовений также предназначена миква – специальный небольшой бассейн. Есть отдельные для мужчин и женщин. Для последних погружения в микву обязательны после завершения менструации.

– Женщина не может быть со своим мужем, если она не совершила после завершения менструации ритуального погружения. Сначала женщины принимают гигиенические процедуры в душе или ванне, затем входят в микву. Мужчинам предписано ритуальное омовение, в частности, после семяизвержения. Этого правила должны соблюдать все ортодоксальные евреи, – показывает комнату с миквой Леся. – Кстати, считается, что если еврейская женщина изменила мужу, то виновата не она, а он. Ибо плохо соблюдал заповеди и не смог быть достаточно хорошим мужем для своей жены

МОЛИТВЫ И ЧУДЕСА

От центрального помещения по склону вниз к одноэтажному зданию под большими деревьями ведет дорожка. На середине пути территорию разделяет невысокий металлический забор. Так обозначает территорию кладбища, на которую запрещен вход определенным людям – коэнам, потомкам первых священников, служивших в храме. Такие не могут находиться рядом с мертвецами.

Сооружение, возведенное над могилой Алтер Ребе, имеет специфическое планирование. По центру – мужской зал для молитвы. Слева – меньшая комната со стульями и столом, предназначенная для женщин. В этих помещениях хасиды молятся и пишут записки к Богу.

Есть традиция говорить с Богом – особенно, просить о чем-то – с посредством праведников. Поэтому так много иудеев путешествует к могилам цадиков. Свои обращения – благодарности или просьбы – выкладывают в записках. Составляют их в специально обустроенном месте, по форме напоминающем бассейн.

Автор: Ольга Стенько
  Молитвенный зал над могилой цадика. Разделяется шторой на мужскую и женскую части. В специально отведенное место паломники оставляют свои записки с просьбами к Богу
Молитвенный зал над могилой цадика. Разделяется шторой на мужскую и женскую части. В специально отведенное место паломники оставляют свои записки с просьбами к Богу

– Пару лет назад здесь на экскурсии были две женщины – местная и ее подруга, приехавшая в гости. Услышав, что можно написать записку с просьбой, гостя попросила у Бога внуков – ее невестка долго не могла забеременеть. В прошлом году женщину увидела здесь снова – приехала благодарить. В желаемое время невестка родила ей внука, – рассказывает Леся.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Людоед и Белый лебедь, который "ударил" министра обороны США: где в Украине стоят самолеты, наводившие ужас на мир

Записки пишут по определенным правилам. Должны содержать даты обращения по светскому и иудейскому календарю. Сначала выписывают слова благодарности, а потом уже можно излагать просьбу. Желательно указать дату окончательного исполнения, когда человек хочет, чтобы желание сбылось. Обязательно нужно добавлять, что это никому не должно навредить.

Сюда приезжают со всего света молиться

– Сюда приезжают со всего света молиться. Много из Америки и Израиля. Состоятельные евреи считают честью жертвовать деньги на строительство синагог и хасидских центров. Таким образом, благодарят Бога за то, что дал им богатство, – рассказывает менеджерка.

ГАДЯЧ ЕВРЕЙСКИЙ

Евреи начали поселяться в Гадяче в конце XVIII в. А первое еврейское кладбище возникло в городе в 1810 году. В конце XIX ст. здесь было зарегистрировано 1853 еврея, что составляло 24% населения города. В то время в Гадяче действовали четыре синагоги, 15 хедеров – начальные религиозные школы. Также частное иудейское училище, общественная библиотека, талмуд-тора – школа для мальчиков, в которой изучают тору.

Автор: Ольга Стенько
  Памятник молотку перед зданием Гадячского вентиляторного завода. В соседнем здании расположен единственный в Украине музей молотка. В конце XIX ст. в этих помещениях располагалась Гадячская синагога
Памятник молотку перед зданием Гадячского вентиляторного завода. В соседнем здании расположен единственный в Украине музей молотка. В конце XIX ст. в этих помещениях располагалась Гадячская синагога

В 1926-м иудейская община насчитывала 1764 человека, а в 1939 году – только 623. Во время немецкой оккупации гадячских евреев согнали к Гончарному яру на северной окраине города и расстреляли. В том же овраге казнили и партизан. Всего немцы убили там 252 человека. На месте расстрелов в 1988 установили памятную стелу. Но ни одного памятного знака в честь жертв Холокоста в Гадяче нет до сих пор.

– Раньше на улице Чапаева жило много еврейских семей. С их детьми училась в школе, – рассказывает гадячский краевед Ирина Орлова. – Во взрослом возрасте прочла книгу "Когда погаснет лампада" Цви-Гирш Прейгерзона. Он с женой в конце 1930-х годов отдыхали в селе Вельбовка на Гадяччине. В книге о трагедии евреев так описал Гадяч, что я читаю и понимаю – по этой улице я хожу, а этот дом знаю.

ПОДЗЕМЕЛЬЯ

На пл. Соборной в Гадяче расположен краеведческий музей, занимающий двухэтажное современное здание через дорогу от горсовета. В настоящее время закрыт на ремонт. Планируют открыть весной – в начале нового туристического сезона.

Экспозиция состоит из нескольких тематических залов. Рассказывает о палеонтологических находках на территории района, природе Гадяччины, казацкой поре, народном быте.
Отдельный зал посвящен уроженке Гадяча, писательнице и общественному деятелю Елене Пчилке. Зал современной истории рассказывает о гадячанах – участниках российско-украинской войны.

Недалеко расположен дом, где в начале прошлого века был банк, а до этого работал суд.

Автор: Ольга Стенько
  В этом здании начинал трудовой путь писатель Панас Мирный. В 1863-64 годах работал писарем в поводовом суде. В настоящее время дом находится в частной собственности
В этом здании начинал трудовой путь писатель Панас Мирный. В 1863-64 годах работал писарем в поводовом суде. В настоящее время дом находится в частной собственности

– Здесь начинал свою карьеру Панас Мирный, работал писарем, – говорит Ирина Орлова. – Сейчас это частная собственность. Люди выкупили, хотели сделать здесь развлекательное заведение. Начали ремонт. Но за цену не сговорились с городскими властями. Ребята сказали: нам легче забыть за вложенные деньги, чем продолжать здесь что-либо делать.

Далее по улице каменное двухэтажное здание Гадячской школы №2 имени Михаила Драгоманова, расположенное на месте Гадячского уездного училища.

– В те времена, когда в нем учились Драгоманов и Панас Мирный, это было одноэтажное деревянное здание, которое главным входом выходило на Успенский собор. Собор до наших времен не сохранился. Его строил купец Марулев за свой счет. Но обанкротился и вынужден был просить помощи, чтобы достроить святыню. Об этом рассказывали его праправнучки, с которыми я общаюсь, – рассказывает краевед. – Слева вниз спускается улица Садовая, ее тоже вспоминал в книге Прейгерзон, здесь тоже жили евреи. В доме за зеленым забором с красными столбиками жила семья Панаса Мирного. Сейчас там частный дом на несколько квартир, есть на нем мемориальная табличка.

На углу улиц расположен бывший дом Дворянского собрания, ныне – дворец детского и юношеского творчества. В его подвале начинаются знаменитые гадячские казацкие подземелья. Они открыты для обзора с 2019 года.

Автор: Ольга Стенько
  Здание дворянского собрания. В советское время здесь был дом пионеров, при независимой Украине – дом детского и юношеского творчества. В подвале открыты для осмотра фрагменты подземных ходов казацких времен
Здание дворянского собрания. В советское время здесь был дом пионеров, при независимой Украине – дом детского и юношеского творчества. В подвале открыты для осмотра фрагменты подземных ходов казацких времен

В настоящее время доступ для туристов ограничен – в помещении обновляют систему вентиляции. Музей возобновит работу весной.

В городе много подземелий, потому что земля часто проваливается

– Ходы относятся к периоду Гетманщины. Мы давно знали, что в городе много подземелий, потому что земля часто проваливается, люди на огородах их находили. Открыли же эти подземелья 11 лет назад. Шли в нескольких направлениях. Один из ходов проходил под парком, вел на Замковую гору, где располагалась казацкая крепость и замок Брюховецкого, – объясняет краевед.

Автор: Ольга Стенько
  По легендам, казацкие подземелья проходят под Соборной площадью и тянутся к Замковой горе и дальше на окраине Гадяча
По легендам, казацкие подземелья проходят под Соборной площадью и тянутся к Замковой горе и дальше на окраине Гадяча

ЗАМКОВАЯ ГОРА

В XVII в. в Гадяче располагалась резиденция гетмана Ивана Брюховецкого. В 1663 - 1668 годах город был столицей Левобережной Украины. В нем сосредотачивалась высшая административная и военно-политическая власть Украинского казацкого государства.

Спустя некоторое время Гадяч оставался одним из крупнейших ранговых имений украинских гетманов. Накануне Полтавской битвы здесь проводил военные совещания Иван Мазепа, а шведский король Карл XII устроил в Гадяче лазарет для своих войск.

– Замковая гора была удобным местом защиты. Обзор в три стороны, доступ ограничен естественными спусками, плюс частокол. Крепость была деревянная. Последний "марафет" ей сделали в 1709 году. Тогда же привели в чувство и подземные ходы, – рассказывает Орлова.

Автор: Ольга Стенько
  Замковая гора. На месте разрушенной казацкой крепости и резиденции гетмана в 1823 году построили имперскую тюрьму. За 100 лет заведение перепрофилировали в однолетнюю сельскохозяйственную школу. Сейчас в аграрном колледже учат пчеловодов
Замковая гора. На месте разрушенной казацкой крепости и резиденции гетмана в 1823 году построили имперскую тюрьму. За 100 лет заведение перепрофилировали в однолетнюю сельскохозяйственную школу. Сейчас в аграрном колледже учат пчеловодов

С 1781-го Гадяч теряет статус полкового казацкого города. Постепенно здания на Замковой горе разрушаются. В 1832 году на этом месте открывают имперскую тюрьму. В отдельном одноэтажном здании располагалась тюремная церковь, где дьяком служил отец Панаса Мирного Яков Рудченко.

Тюрьма существовала в первые годы советской власти

Тюрьма существовала и в первые годы советской власти, пока в 1932 году здесь не открыли Гадячскую однолетнюю сельскохозяйственную школу. Теперь здесь аграрное училище, где учат на пчеловодов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Будем закрывать магазины и ехать в Польшу" - как живет на карантине курортный Миргород, куда со всего мира ездят за водой и особенным салом

В настоящее время мало что напоминает о том, что в этих стенах содержались заключенные. Со времен тюрьмы сохранилось одно небольшое окошечко на тыльной стороне здания. И несколько одинарных камер в подвале.

Автор: Ольга Стенько
  В подвалах бывшей тюрьмы. Здесь еще сохранились контуры камер
В подвалах бывшей тюрьмы. Здесь еще сохранились контуры камер

– Было много камер, но простенки убрали, когда превратили помещение в школу. Сохранилась камера-одиночка, сейчас используется как помещение для хранения инвентаря, – рассказывает методист Гадячского аграрного училища Валентина Ященко.

В подвалах, где находились заключенные, долгое время хранились их предсмертные надписи, но потом их стерли.

Автор: Ольга Стенько
  Табличка в стене актового зала Гадячского аграрного училища сохранилась с XIX века. Извещает, что в помещении была тюремная церковь
Табличка в стене актового зала Гадячского аграрного училища сохранилась с XIX века. Извещает, что в помещении была тюремная церковь

Среди заключенных тюрьмы – Елена Пчилка, которая была арестована в 1920-м за то, что во время празднования дня рождения Тараса Шевченко в Гадячской гимназии обернула бюст поэта национальным сине-желтым флагом. Через два месяца здесь заточили главаря крестьянского антибольшевистского восстания Леонтия Христова, которому удалось совершить побег.

На верхних этажах расположены музеи пчеловодства – от бортничества до современности. Туристам охотно проводят экскурсии, а также угощают травяным чаем с медом.

ДРАГОМАНОВА ГОРА

На соседнем отроге этого же холма есть еще одно практически культовое место для Гадяча – Драгоманова гора. Получила свое название от дома семьи Драгомановых, стоявшего на этом месте.

Сейчас только табличка на большой глыбе гранита сообщает: "Здесь был дом, в котором родились и провели детские годы выдающийся украинский публицист, ученый и общественный деятель Михаил Петрович Драгоманов и его сестра, выдающаяся украинская писательница и общественный деятель, этнограф, член-корреспондент наук Ольга Петровна Драгоманова (Елена Пчилка)".

В свое время Ольга Петровна вышла замуж за Петра Косача и переехала в Луцк, где родила дочь Ларису, более известную миру как Леся Украинка. С 1893-го по 1906 год Леся Украинка каждое лето бывала в Гадяче и его окрестностях – урочище Зеленый Гай, где писала свои произведения. Именно о Гадяче сказала, стоя на утесе над Пслом: "Полтавщина – самая украинская Украина".

Автор: Ольга Стенько
  Мемориальный знак на Драгомановской горе – месте, где стоял дом семьи Драгомановых, уничтоженный пожаром во времена Дрогой мировой войны
Мемориальный знак на Драгомановской горе – месте, где стоял дом семьи Драгомановых, уничтоженный пожаром во времена Дрогой мировой войны

Фронтон усадьбы Драгомановых выходил прямо на Соборную площадь города, где в 1900 году городская управа построила "Народный дом". Этот дом стоит и поныне. А вот семейное гнездо Драгомановых не сохранилось – дом сгорел во время пожара в военные годы.

Сейчас на Драгомановой горе одноэтажные частные дома, построенные во второй половине XX века.

– В крайнем доме живет семья, в которой дедушка когда-то говорил, что у него старинные часы из дома Драгомановых. Но он умер, а его потомки не очень-то идут на контакт. Поэтому сейчас не знаю, может, уже и продали те часы, – рассказывает по телефону начальник отдела культуры и туризма Гадячского городского совета Екатерина Кувшинова.

ВЕПРИК И БОБРИК

– Если есть время, советую проехаться по маршруту недалеко от Гадяча. Туристам очень нравится. В первую очередь села Веприк и Бобрик, – говорит мой гид.

Населённые пункты расположены один за другим по дороге. Расстояние от Гадяча до Веприка – 15 км и еще 8 км нужно ехать в Бобрик. В селах сохранились усадебные помещения семьи Масюковых, построенные в XIX в., а также две интересные церкви в стиле ампир.

Дорога лежит через древний земляной вал, который в XVI в. был пограничным между Речью Посполитой и Российским царством.

Автор: Ольга Стенько
  Свято-Николаевская церковь в селе Веприк возле Гадяча
Свято-Николаевская церковь в селе Веприк возле Гадяча

– Это территория Веприцкой крепости. Здесь была известная битва за оборону Веприка в 1708-1709 годах. На территории крепости находилась Свято-Николаевская церковь. В то время храм был деревянный. За 100 лет рядом возвели каменную церковь, а старую разобрали, – рассказывает Ирина Орлова.

Церковь славилась уникальными настенными росписями. При советской власти религиозное сооружение было доведено до плачевного состояния. Но в последние годы храм восстанавливают.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Прадед производил пряники и продавал на Контрактовой ярмарке": в самом старом доме Киева живет седьмое поколение владельцев

Еще один храм в селе – Успенская церковь. На два года старше, чем Свято-Николаевский храм, она сохранилась в лучшем состоянии. Построена на средства бывшего предводителя дворянства Гадячского уезда помещика Павла Масюкова.

Церковь – жемчужина архитектуры в стиле классицизма. Западная часть которой прямоугольная, а восточная имеет полукруглую алтарную апсиду. Колонны на фасаде и внутри здания имеют коринфские ордера. В храме сохранились уникальные настенные росписи на библейские сюжеты.

Автор: Ольга Стенько
  Успенская церковь в селе Веприк возле Гадяча. В храме сохранились оригинальные настенные росписи
Успенская церковь в селе Веприк возле Гадяча. В храме сохранились оригинальные настенные росписи

В соседнем селе Бобрик есть еще одна усадьба Масюковых. Возведенная Семеном Масюковым в том же стиле классицизма.

– Построена в 1805 году. До 1917-го здание было в собственности семьи, но на время революции все владельцы умирают – детей у них не было, – рассказывает Орлова. – Во время революции здесь первое время заседали революционеры, которыми руководил местный врач Дигтярь. Он и настоял, чтобы в усадьбе организовали школу. Действовала с 1920-х. В прошлом году закрыли.

В этих краях проводят активную газовую добычу

Из Бобрика выезжаем дальше – мимо леса, на просторные луга. Там, где ожидали увидеть грунтовку, дорога неожиданно хороша – из бетонных плит. Ее проложили, чтобы машины нефтегазодобывающей компании не увязали в грязи. В этих краях проводят активную газовую добычу.

ЕДИНСТВЕННАЯ В УКРАИНЕ

Подъезжая к селу Плешивец, храм видим уже из лугов: возвышается на холме на противоположном берегу Псла. Это единственная девятибанная церковь, сохранившаяся до наших дней в Украине.

Строительство Свято-Покровского храма было начато в 1902-м, возведен за четыре года. Инициатором стал уроженец Плешивца, архиепископ Парфений – Памфил Левицкий. Ректор Московской духовной семинарии известен деятельной поддержкой украинского языка, изучением истории, обрядов, песен и украинской литературы. Редактор издания украинского перевода Четвероевангелия.

Автор: Ольга Стенько
  Окрестности села Плишивец. Мост через Псел, вид на девятибанную каменную Свято-Покровскую церковь
Окрестности села Плишивец. Мост через Псел, вид на девятибанную каменную Свято-Покровскую церковь

В то время в Плещивце была старая трибанная деревянная церковь, в которой священником был батюшка Андрей – отец архиепископа. Местные крестьяне собрали почти 10 тыс. рублей на строительство нового деревянного храма, а при помощи Памфила Левицкого удалось привлечь еще 90 тыс. рублей – этого хватало на каменное здание.

– Когда стали думать, каким будет храм, рассматривали три проекта: в барочном стиле, неорусском и так называемом стиле нарышкинского барокко. Ни один не понравился Левицкому. Он посоветовался с исследователем Запорожской Сечи Дмитрием Яворницким, и тот посоветовал обратить внимание на проект Троицкого собора в городке Самарчик (ныне Новомосковск Днепропетровской области. – Gazeta.ua). Эта церковь была немного похожа на старую плешивецкую, была типичной для архитектуры именно украинских храмов. Поэтому он обратился к архитектору Кузнецову и заказал ему создать подобный проект для каменной церкви, – рассказывает по дороге Ирина Орлова.

Кузнецов не только сумел воспроизвести в камне точную копию деревянной запорожской церкви, но и усовершенствовал общий силуэт здания. Пропорционально уменьшил размеры храма: Троицкий собор имел высоту почти 65 м, а Покровский в Плешивце чуть выше 45 м от земли до центральной главы с крестами.

В 1912 году рядом построили колокольню, которая не дожила до наших дней – в 1934-м колокола сняли, а постройку взорвали и разобрали на кирпич. Из храма вывезли 6-ярусный иконостас, а в помещении создали зернохранилище.

Автор: Ольга Стенько
  Каменная девятибанная Свято-Покровская церковь в селе Плешивец
Каменная девятибанная Свято-Покровская церковь в селе Плешивец

– Во время Второй мировой войны, когда советские войска освобождали от немцев наши территории, немецкий корректировщик сидел на бане храма. Наши с Мартыновки (село в 20 км от Плешивца. – Gazeta.ua) "сняли" этого корректировщика. Но баня пострадала, а храм был пробит снарядом насквозь. Местные рассказывали, что в советское время учитель физкультуры приводил сюда класс, ставил пятерки тем, кто разбивал камнем окно церкви, – добавляет Орлова.

У входа в храм встречает невысокая женщина в черном монашеском наряде — матушка Соломия. С 2017-го в Плешивце был создан монашеский скит Мгарского монастыря. До прошлого года он был мужским, ныне женский. Здесь подвизались четыре монахини.

Автор: Ольга Стенько
  Краевед Ирина Орлова (слева) и монахиня Плишивецкого скита матушка Саломея
Краевед Ирина Орлова (слева) и монахиня Плишивецкого скита матушка Саломея

Внутри храм, на первый взгляд, напоминает спортзал – через деревянный пол, крашенный в яркие цвета, подобно школьным залам. На стенах кое-где осталась штукатурка, а местами видна старая кирпичная кладка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Пацаны, ну что вы там? Погнали!" – как сетями "таскают" судаков и синцов на самом большом водохранилище Украины

В церкви холодно – нет отопления. В то же время периодически возникает странный звук – будто птицы бьются в окна, эхо катится по помещению. Как объясняет матушка Соломия, это ветер — под его напором дребезжит плохо закрепленное стекло на окнах.

– Здесь 14 лет служит отец Роман. Он понемногу приводит храм в порядок. Хочу показать вам одну икону – Александра Невского. На ней проявился лик Христа. Мы сказали владыке, он ответил – тихонько молитесь. Но видите, сколько людей сюда всего принесли, – показывает монахиня на ювелирные украшения, размещенные у иконы.

Автор: Ольга Стенько
  Современную икону Александра Невского в Свято-Покровском храме считают чудотворной из-за того, что на ней проявляется лик Христа
Современную икону Александра Невского в Свято-Покровском храме считают чудотворной из-за того, что на ней проявляется лик Христа

– Еще одну икону хочу показать, какую отец Роман нашел на пепелище бывшей церковноприходской школы. Пошел туда, а что-то попало под ногу. Взглянул – икона. Все погорело, а икона и ее киот не сгорели. Это образ Покровы. Почитайте, что написано старинным шрифтом, – монахиня открывает киот и показывает святыню.

Надпись свидетельствует, что икона подарена от титулярного советника Онуфрия 9 апреля 1837 года.

– Отец Роман рассказывал, что видел архивные документы, касающиеся этого храма. Среди прочего – по поводу золота-серебра, которое отсюда вывезено советской властью. В частности, документ от тогдашнего священника, что он все передает добровольно. Но лист был забрызган кровью, – добавляет краевед.

Автор: Ольга Стенько
  Икону Покрова Пресвятой Богородицы священник случайно обнаружил на пепелище церковно-приходской школы в Плешивце
Икону Покрова Пресвятой Богородицы священник случайно обнаружил на пепелище церковно-приходской школы в Плешивце

Со смотровой площадки на территории храма открывается волшебный пейзаж. Здесь расположены туристические информационные стенды. А матушка Соломия, указывая на темно-зеленое пятно соснового леса, рассказывает, что в том месте с 1709-го по 1783 год был Быстрицкий женский монастырь, в котором было более 650 обитателей. Обитель расформировала Екатерина II.

В лесу было кладбище, остались некоторые знаки

– Там в лесу было кладбище, остались некоторые знаки. А в карьере, где брали песок, нашли кости настоятельницы. Поняли это по кресту, который на шею надевают, когда хоронят. И люди из останков надругались – такое, как в футбол черепом играли. С ними такие нехорошие вещи потом случились. С тех пор и песок там брать перестали, – рассказывает матушка.

Автор: Ольга Стенько
  Всехсвятская церковь на городском кладбище Гадяча
Всехсвятская церковь на городском кладбище Гадяча

В музее молотка есть чучело рыбы-молота

В Гадяче работает единственный в Украине музей молотка. Он частный, расположен внутри магазина стройматериалов и имеет более 200 экземпляров.

Попасть на экскурсию можно только в будний день и в рабочие часы. Правда, каждый молоток подписан, а на полках есть текст с общей историей создания заведения. Вход бесплатный.

Едва ли не самый экзотический экземпляр – чучело рыбы-молота. Есть медицинские и спасательные молоточки, инструменты слесарей, столяров, строителей, кузнецов и т.д.

Открылся музей в 2011 году по инициативе Евгения Гончарова – тогдашнего директора вентиляторного завода "Горизонт", на чьей территории расположен магазин. Почти два года до этого в магазине собирали экспонаты.

106

фамилий указаны в книге учета читателей гадячской библиотеки за 1887 год. Заведение основали в 1861-м по инициативе Михаила Драгоманова. В настоящее время публичная библиотека названа в честь Леси Украинки. Именно она начала собирать для заведения первые книги.

Сейчас вы читаете новость «"Наше сало необычное на вкус. Мы по-другому его смолим": как живет гетманская столица со святыней, где пишут просьбы к Богу». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть