В селе Поповая Гребля Чечельницкого района Винницкой области сохранился древний обряд во время щедрования на Маланки13 января. Это единственное село в области, где ребята надевают причудливые маски.
Их показали в Винницком краеведческом музее.
"Маску снял с чердака. В ней щедровал еще мой отец. Милиция его гнала, потому что в советские времена запрещали такие похождения. Церковь тоже не признавала. Мы даже к батюшке не ходили щедровать. Живут с матушкой на моей улице. Она постоянно сердилась, что захожу к ним во двор и еще и прошу угостить вином, которым в церкви причащают. Хохочу, а она ругается" - рассказывает Gazeta.ua Виталий Макаровский из село Попова Гребля.
Щедровали, как только на улице начинало смеркаться. Бригада холостых парней ходила только по своей улице. Девушки - отдельно.
"Между собой распределяли роли. Были "коза", "конь", "медведь". "Чертом" становился самый ловкий. Еще создавали "цыганскую семью" со "старым", "старой" и "сынками". Их могло быть до десяти. Но не больше", - говорит парень.
Маски готовили за две недели до праздников. Старые рихтовали, а новые плели из осоки. Из шкуры кожуха делали "передок". На нем вырезали дырки для глаз и рта. Обшивали красной нитью или тканью. Из тряпок или кукурузного початка изготавливали носа и подрисовывали красной помадой.
"Однажды люди дверь нам не открыли. Видим, дома есть кто, потому что светится. Кто-то нас пугался и крестился. А большинство в дом приглашали. Рюмку наливали. Ставили на стол, что имели - голубцы, котлеты. В сумку бросали конфеты" - добавляет Виталий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Люди одаривали вертеп колбасой, водкой, сладостями и деньгами
Говорит, щедровали до полуночи. После этого спать не ложились. Насыпали в мешок пшеницы, кукурузы и шли посевать до утра.
"Это уже могли делать по всем селе. Днем со всеми сельскими щедрующими собирались в одном месте. Выбирали по трое с каждой улицы и начинали бороться - определяли сильнейшую улицу. Серьезно не дрались. Гулянку продолжали на вечерней дискотеке в баре. Ложились спать на третьи сутки" - говорит Макаровский.
Комментарии