Успеет ли Украина стать членом Евросоюза до выборов Европарламента в 2029 году и насколько сложными будут переговоры, проанализировала в эксклюзивном интервью для Gazeta.ua председатель комитета Верховной Рады по вопросам интеграции в Европейский Союз Иванна Климпуш-Цинцадзе.
С бывшим вице-премьером по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины также проговорили о новых вызовах и приоритетах страны на пути в ЕС.
ВСЕ РЕФОРМЫ В ГОССЛУЖБЕ БЫЛИ УНИЧТОЖЕНЫ
Совет Евросоюза официально утвердил переговорные рамки для нашей страны и Молдовы. И уже 25 июня в Люксембурге стартовали межправительственные конференции для запуска переговоров о вступлении в ЕС. Что такое эти "переговорные рамки" и какова их важность? Чего ожидать?
Это точно исторический момент для Украины. Мы много и долго к нему шли, включая нашу борьбу за подписание Соглашения об ассоциации, его реализацию, получение безвизового режима. И потом, очевидно, было выполнение всех условий, которые сопровождали решение о кандидатском статусе Украины. Сейчас мы подходим к официальному формальному старту переговоров.
Далее будет продолжаться бюрократически-технический, но и политический процесс. Прежде всего он будет касаться оценки соответствия нашего законодательства, процедур, правил и практик. Потому что все может быть хорошо написано на уровне закона, но если он не выполняется - к нам будут претензии. Насколько понимаю, амбиция правительства в том, чтобы пройти этот путь в течение года. Мы должны оценить и приоритизировать те сферы и отрасли, в которых можем быстрее всего начать переговорный процесс.
Имеем дело с обновленной системой ведения переговоров, когда речь будет идти уже не сугубо об отдельных главах, а о кластерах - то есть направлениях. Например, первым откроется кластер "Основы", который будет касаться и функционирования демократических институтов, и прав человека, и верховенства права, и антикоррупции. То есть многих направлений, которые будут обеспечивать как раз фундаментальные ценности и основные политические требования к стране, которая планирует стать членом Европейского Союза.
Сейчас для нас приоритетом будет срочно реформировать государственную службу. В конце 2016 года мы согласовали с Европейским Союзом стратегию реформирования, в 2017-м они выделили на это средства. Мы выполняли и реализовывали эти задачи, а в сентябре 2019-го, со сменой власти в Украине, к сожалению, все эти реформы были уничтожены. И сегодня мы находимся в "пункте А" уровня 2017 года. Это очень больно, потому что мы потеряли восемь лет из-за непонимания коллег из монобольшинства, правительства и Банковой того, насколько важна способность любого министерства, региональной и местной власти, аппарата, секретариатов Верховной Рады, Кабинета министров иметь специалистов, которые бы могли отвечать за выработку политики в соответствии с правилами и подходами Европейского Союза.
А как будет работать возглавляемый вами комитет над оценкой законодательства? Будут ли у него дополнительные полномочия в связи с этим?
Сейчас мы действуем на основе того временного постановления Верховной Рады, которое приняли в июле 2022 года после получения кандидатского статуса. Оно предоставляет нашему комитету дополнительные полномочия проверять на соответствие праву Европейского Союза евроинтеграционные законопроекты - не только до первого чтения, но и до второго, когда уже основной комитет подготовил их к рассмотрению в зале. Есть положительные примеры того, когда наши замечания ко второму чтению были учтены профильными комитетами.
Для того, чтобы эта работа была эффективной и в дальнейшем, потому что количество этих актов будет очень увеличиваться - нам необходимо расширить количество специалистов, работающих в секретариате нашего комитета. По меньшей мере четыре раза комитет принимал решение обратиться к председателю Верховной Рады (то есть это не просто председатель комитета что-то себе придумала), но он оставляет без рассмотрения обращения комитета и просто игнорирует их.
Сегодня есть определенная близорукость со стороны руководства парламента. Они руководствуются странной логикой
Это означает, что, к сожалению, на сегодня есть определенная близорукость со стороны руководства парламента. Они руководствуются странной логикой. Вероятно, считают, что возможность иметь более серьезное профессиональное обеспечение усилит не Верховную Раду и Украину в целом, а исключительно одного председателя комитета, представляющего не монобольшинство, а оппозицию. Это свидетельствует о примитивизме и ограниченности в понимании общегосударственных задач.
Надо перевести это временное постановление в действие регламента, чтобы это был закон, а не добрая воля или вот такая экспериментальная история. У нас есть наработки по этому поводу. Но для того, чтобы они стали реальностью, нам нужна политическая воля не только руководства монобольшинства и даже парламента, но и Банковой. Это как раз о том, насколько нарушены на сегодня балансы властей в Украине.
А о каком количестве специалистов и из каких отраслей может идти речь?
Сейчас имеем 10 специалистов, и это - очень мало. Потому что на людях - огромная нагрузка. И очевидно, когда речь идет об увеличении количества и глубины анализа, то нам нужно еще дальше профилировать специалистов. Например, сейчас для нас является вызовом любые законопроекты, касающиеся прав потребителей, фитосанитарных требований. В этих областях нам просто срочно нужны специалисты, потому что в Верховную Раду поступают дополнительные законопроекты. И в результате мы обращаемся к различным проектам Европейского Союза, к общественным организациям за помощью, но после их работы мы все равно должны нести ответственность за экспертизу, которую продуцирует наш комитет. И по крайней мере вдвое увеличение таких специалистов в комитете дало бы базу для того, чтобы Верховная Рада Украины могла реализовывать свои задачи.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ УКРАИНЫ
В правительстве Польши считают, что переговоры о вступлении Украины в ЕС будут сложными, в частности относительно аграрной сферы. В чем заключается сложность именно с аграрным комплексом и по каким отраслям еще могут возникнуть вопросы?
Польша видит в нас конкурента. И именно поэтому они, якобы защищая внутренний европейский рынок, будут максимально пытаться сохранить преференции в постоянных дотациях для своих фермеров.
Думаю, что мы будем наблюдать и серьезный процесс внутреннего реформирования в самом Евросоюзе, когда они будут пересматривать отдельные политики. В частности сельскохозяйственную, а также политику возможностей использования структурных фондов. Потому что это будет еще один камень преткновения между странами, которые являются менее развитыми и продолжают ими пользоваться для "выравнивания". А здесь Украина может претендовать на те же структурные фонды, и им придется уже быть плательщиками, а не только получателями.
Должны будем предлагать нашим конкурентам-партнерам общие решения
Мы являемся конкурентами. У нас другой тип функционирования сельскохозяйственных предприятий, учитывая и нашу историю, и географию. Поэтому надо будет искать изменений как внутри ЕС, так и в нашей стране. В то же время должны будем предлагать нашим конкурентам-партнерам и общие решения. И от того, насколько будем иметь профессиональную способность предложить разные варианты, будет зависеть наш успех.
Это будет сложно. И хорошо, если бы у нас сейчас был министр как лидер, который бы взялся организовать этот процесс, собрать всех игроков, максимально с ними отработать. Зато мы видим, что в нашей делегации (на переговорах о вступлении в ЕС, - Gazeta.ua.) один и тот же человек является одновременно и ее главой, и вице-премьером, и главным переговорщиком. Как по мне, это свидетельствует о том, что мы будем терять в качестве.
Для нас чрезвычайным вызовом будут все главы, связанные с охраной окружающей среды. У нас есть амбиция реализовывать политику зеленого соглашения, но должны понимать, что во-первых, все изменения, связанные с этим - очень дорогие и требуют серьезных вливаний. Поэтому нам надо будет искать решения вместе с Евросоюзом относительно того, какие дополнительные средства они готовы выделить.
Ни одна другая страна, которая шла в Европейский Союз, не сталкивалась с таким количеством вызовов, связанных с войной
Во-вторых: ни одна другая страна, которая шла в Европейский Союз, не сталкивалась с таким количеством вызовов, связанных с войной. Мы их уже пропагандируем как термин экоцида и так, что очень серьезно влияют на исходные данные, с которыми мы будем работать. Речь идет о разминировании, огромном количестве взрывчатых веществ и вообще остатках военной техники, которые загрязняют наши территории. Также о результатах террористических действий РФ - таких, как подрыв Каховской дамбы, изменение экологической ситуации в отдельном субрегионе. То есть все эти вещи должны найти отражение в нашем переговорном предложении. И это будет одним из самых сложных направлений, на котором нам придется очень тщательно и основательно работать с ЕС.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Андрей Куликов: За годы независимости мы не убедили людей, что выгодно быть украинцами
ИГРА ВЛАСТИ
Вы упомянули об отсутствии аграрного министра, которого до сих пор не назначили после увольнения Николая Сольского в начале мая. Обсуждают ли в Раде кандидатов на эту должность?
В начале каждой пленарной недели говорится о том, что у нас будут какие-то кадровые решения. Но уже ближе ко вторнику становится понятно, что кадровых решений нет. У нас на самом деле отсутствует не только министр сельскохозяйственной или аграрной политики - у нас нет министра инфраструктуры. Я не понимаю, будем ли мы разделять министерства...
У нашей власти есть такая игра: то мы разделяем министерства, то наоборот - объединяем их. Так было, кстати, с аграрным министерством, когда его влили в министерство экономики, а потом поняли, что не стоит... Хотя когда мы говорили, что этого делать не надо, нас никто не слышал. Такое же сделали, когда сливали министерство региональной политики с министерством инфраструктуры, разрушив при этом все наработки в региональной политике и децентрализации. Сейчас речь идет о том, что его, возможно, разъединят. То есть еще двух министров нет. Министра культуры нет...
Наш действующий Кабинет министров - хромоногая утка
На самом деле наш действующий Кабинет министров - хромоногая утка. Хотя, возможно, это и понятно, поскольку основные решения принимаются на Банковой. И, опять же, тот баланс власти, который нужен для функционирования институтов - не сохранен в Украине и нет независимости Кабинета министров, которая должна была бы быть.
Почему Вас нет в составе официальной делегации, определенной указом президента Украины для переговоров с ЕС?
Потому что я представляю "Европейскую солидарность", а наши коллеги (речь идет о команде власти, - Gazeta.ua) на сегодня не понимают обязательства включить в этот процесс все политические силы, которые разделяют ценность и направление движения в Европейский Союз или в НАТО. Ни одна политическая сила самостоятельно с этой задачей не справится. Даже та, которая называет себя монобольшинством, хотя реально такой давно не является. Потому что я не видела 226-ти голосов от "Слуги народа" ни за какие законопроекты уже, вероятно, в течение 2,5 лет.
Нам нужно использовать всех специалистов из разных политических сил, из гражданского общества, из бизнес-ассоциаций, профсоюзов. Это очень сложный процесс, и для того, чтобы нам удалось - нужны все. А когда коллеги уже на старте демонстрируют свое ограниченное понимание этих политических процессов, то, к сожалению, это будет только подрывать наше движение - если они и дальше будут действовать по такой же логике, отбрасывая профессионализм и знания.
Так вам как-то объяснили не включение в делегацию?
Знаю только, что была инициатива меня включить. Я даже билеты купила в Люксембург. Но потом, как вы видели, в указе моей фамилии не было. Я не интересовалась тем, где и на каком этапе ее выбросили из этого перечня.
Знаете, мне это напомнило еще одну историю, которая свидетельствует о том, что с 2019 года эта власть не научилась ничему. В 2019-м когда был избран новый президент Украины, а президент Порошенко уже закончил свой срок, как вице-премьер я готовила Саммит Украина-ЕС. И в последний момент, непосредственно перед этим событием, меня вычеркнули из списков и не допустили на него.
Только тогда, когда мы все действуем вместе, бьем в одну точку - нам все удастся
Тогда уже была понятна их мелочность, ограниченность и, позволю себе сказать - тупость. Она продолжается. Пять лет пребывания этой команды у власти никоим образом не научила ее государственничеству. Это беда для Украины, когда нет понимания, что в таком процессе как война, европейская или евроатлантическая интеграция - нельзя монополизировать усилия. Только тогда, когда мы все действуем вместе, бьем в одну точку - нам все удастся. Вот когда это поймет эта власть или когда наконец мы сможем завершив победой войну и провести выборы, и, возможно, другая команда будет работать на это привлечение - тогда нам все будет удаваться гораздо лучше.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В этом году Украина получит $50 млрд от замороженных российских активов. А еще будут деньги от США, ЕС и МВФ
Заместитель председателя фракции "Слуга народа" Евгения Кравчук считает, что, по самым оптимистичным прогнозам, присоединиться к ЕС Украина сможет до следующих выборов в Европарламент. А каково ваше мнение?
Я стараюсь избегать "временных" прогнозов, поскольку этот процесс зависит от очень многих составляющих. Но хорошо, что уже представители "монобольшинства" понимают, что это продлится не два года, как это гордо в сентябре 2022 года пообещал некомпетентный премьер-министр Украины Шмыгаль. Потом он изменил свое мнение - и сказал в январе 2023 года, что мы за два года будем полностью готовы к членству.
Мы не будем за два года полностью готовы к членству. Даже в 2026 году, если вести отсчет с этого момента (казнь переговоров, - Gazeta.ua.). Мне бы хотелось, чтобы мы не вышли за пределы среднего показателя, который прошли страны, которым удалось успешно преодолеть этот путь, а это - примерно семь лет. А это означает, что мы вряд ли будем иметь возможность баллотироваться в 2029 году в Европейский парламент.
Комментарии
4